Внеклассное занятие о древних обитателях Сибири с презентацией, 1-2 класс
Внеклассное занятие о древних обитателях Сибири "Здесь бродили динозавры"
Описание: занятие, посвященное древним обитателям территории современной Кемеровской области. Основной методический прием – игра путешествие во времени, дополнительные - стратегия «Вопросительные слова», методический прием «Знаю, хочу знать, узнал», позволяющие развивать критическое мышление, навыки учения. В качестве занимательного материала в занятии использованы ребус, филворд, анимированная презентация. Презентация разработана на основе авторского шаблона.
Содержание занятие ориентировано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть востребовано учителями начальных классов, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, студентами, родителями. Автор: Шаркова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮН г. Новокузнецка. Тема: Здесь бродили динозавры. Древние обитатели палеонтологического комплекса с. Шестаково, Кемеровская область
Цель: формировать у детей представление о древних животных, обитавших на территории Кемеровской области. Задачи:
- познакомить детей с видами динозавров и других животных, обитавших на территории современной Кемеровской области в меловом периоде;
- формировать чувство уважения к историческому прошлому своей малой родины;
- развивать воображение, логическое мышление. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, карта Кемеровской области.
Ход занятия
Организация и начало: Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте ребус: «Дино» +за «В» «Р»= динозавр.
Сегодня мы совершим путешествие в мир динозавров. Отправляясь в путешествие нужно собрать необходимые вещи. Поскольку путешествие у нас не простое, а учебное, то вместо вещей нам понадобятся знания. Основная часть:
Что же Вы знаете о динозаврах? Давайте вспомним.
Запишем это на доске в первый столбец таблицы. Что мы знаем:
- динозавры обитали на нашей планете очень давно (в доисторические времена);
- динозавры были очень большие;
- динозавры были хищные и травоядные;
- и т.д.
Теперь проложим маршрут нашего путешествия: определим те знания, которые хотим получить - заполним второй столбец таблицы.
Поможет нам в этом игра «Вопросительные слова». Мы будем формулировать вопросы, использую слова:
Где?
Когда?
Куда?
Почему?
Как?
Сколько? Что мы хотим узнать:
- как ученые обнаружили динозавров?
- где жили динозавры?
- как исчезли динозавры?
- сколько лет жили динозавры?
- почему вымерли динозавры?
- и т.д.
И для Вас у меня тоже есть вопрос. Мне бы очень хотелось, чтобы по окончанию нашего занятия вы могли ответить на вопрос: водились ли динозавры на территории Сибири, в Кемеровской области?
Как вы думаете, водились?
И на территории России, и на территории Кемеровской области водились динозавры! На сегодняшний день в России открыто 18 местонахождений останков динозавров.
Одно из них находится на севере нашей области, в Чебулинском районе, на берегу реки Кия, вблизи села Шестаково.
Обнаружили останки динозавров в середине прошлого века: склон реки Кия обрушился, и на поверхности оказались окаменелые кости. Как оказалось, это были кости динозавров и других древних животных.
Но только совсем недавно, в 2014 году ученым удалось обнаружить два хорошо сохранившихся, практически целых скелета динозавров.
Изучение этих скелетов позволило ученым установить, что они относятся к новому, ранее не известному виду - пситтакозавр сибирский.
Доказать, что это абсолютно новый вид помогли хорошо сохранившиеся черепа динозавров:
на них крупные рога на скулах и мелкие рога над глазами и позади глаз. И на голове у них был клюв как у попугая. Пситтакозавр означает ящер – попугай. Реконструкция Внешнего вида пситтакозавра представлена на слайде.
Из всех видов динозавров пситтакозавры самые многочисленности, их насчитывается целых 11 видов. Это рекорд! Значит, именно эти динозавры хорошо приспосабливались к разным условиям обитания и могли расселяться на большие территории.
Пситтакозавры – это травоядные динозавры, они были ростом с газель или косулю, т.е. не выше легкового автомобиля. Длиной были около 2 метров.
Давайте представим, что все за окном изменилось: склоны холмов покрыты гигантскими папоротниками, хвощами, другими невиданными растениями…
Невдалеке дымятся вулканы…
А все автомобили за окном превратились в динозавров: они ходят, вытягивая свои длинные шеи, щиплют траву, откусывая ее клювами, едят необычные, диковинные плоды, находят камешки и заглатывают их, это они делают, чтобы пища лучше переваривалась, пситтакозавры заглатывали камни, как делают некоторые виды птиц и сейчас.
А теперь представьте, что рядом со взрослыми пситтакозаврами бегают их детеныши – размером с детскую коляску и даже меньше. Они не отходят далеко от родителей, они знают, что их защитят, о них позаботятся.
И вот все вместе они идут к водоему, где больше сочных растений.
Пситтакозавры обитали в меловом периоде, он был довольно засушливым, поэтому все животные держались ближе к воде.
Представьте, что все дома, которые вы видите, превратились в гигантских динозавров – Зауроподов…
Невдалеке можно представить себе стаю птицетазовых динозавров (отр. Ornithischia).
А на травоядных охотятся гигантские хищные динозавры (п/отр. Theropoda), зверообразные рептилии (п/отр .Theriodontia, сем. Tritylodontidae), древние млекопитающие (отр. Triconodonta и отр. Symmetrodonta).
У воды притаились несколько видов крокодилов (п/отр. Protosuchia и п/отр. Eusuchia)
В том числе Krokodeilia Taharosuhus Kulemsini, кости которого были найдены только в нашей области.
В воде плавают древние черепахи и рыбы...
Но однажды древние животные погибли: ученые считают, что произошла какая-то природная катастрофа, сошел селевой поток (т.е. поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек), а животные попали в него, не смогли выбраться, и были погребены на дне неглубокого пресного водоема.
Прошли годы и на этом месте выросли другие растения и уже обитали другие животные, которые также приходили к пресному водоемы на водопой. И их останки находят здесь ученые: это мамонты, шерстистые носороги, туры, бизоны,
возможно, пещерные медведи, пещерные львы.
Позже в эти места пришли люди: учеными обнаружены несколько стоянок древних людей.
А сейчас – это уникальный памятник природы – Шестаковские болота, на территории которых произрастают 25 видов растений редких и охраняемых растений, в том числе орхидея сибирская, обитают охраняемые животные: суслик краснощекий и лягушка сибирская, 200 видов птиц.
И ученые проводят здесь исследования, раскопки, изучают удивительный древний и современный мир этих мест.
Заключительная часть:
Теперь проверим, достигли ли мы в своем путешествии цели: проверим, на все ли вопросы, которые нас волновали, мы ответили. Узнали:
- берег реки Кия обрушился и обнажились кости;
- на территории нашей области, около пресных водоемов;
- динозавры вымерли в результате какой-то природной катастрофы
- и т.д.
Проверим себя, как мы запомнили новое: ответим на вопросы, отгадаем филворд:
1. Какие древние животные обитали на территории Кемеровской области?
2. В каком периоде на территории нашей области водились динозавры?
3. Что обнаружили ученые при раскопках вблизи села Шестаково?
4.Какие еще рептилии обитали в древних водоемах на территории нашей области?
5. Какие древние млекопитающие жили на территории нашей области?
6. Какой вид лягушек, занесенный в Красную книгу, обитает на территории Шестаковского палеонтологического комплекса?
Молодцы, отлично справились!
А теперь обозначим планы на будущие путешествия: что бы вы еще хотели узнать о мире динозавров? О динозаврах, обитавших на территории Сибири? Кемеровской области? О их изучении?
На какие вопросы вы можете ответить сами или с помощью родителей дома, использую энциклопедии и интернет?
Отличное у нас сегодня получилось путешествие! Спасибо нашему воображению!
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Очень хороший материал, настоящее исследование, полезное не только для детей дошкольного и младшего школьного возраста, тут информация для взрослых. Мне кажется, что выполнение домашнего задания по-настоящему заинтересует и детей, и взрослых. Можно попросить в качестве домашнего задания подготовить рефераты о том, какие виды динозавров существовали и какие из них жили на территории России, какие животные занесены в Красную книгу и обитают в вашей местности и т.д. Увлекательно и информативно, браво!
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Потрясающий материал, для моих любознательных дошкольников (6-7 лет) очень кстати.Очень заинтересовала Ваша работа. Беру себе в копилку. Отдаю Вам свой голос!
Интересный познавательный материал, дополненный иллюстрациями.Несомненно, возникает интерес по- больше узнать об историческом прошлом своего края. Цель занятия достигнута, задачи выполнены.Спасибо Вам :)
Анна Вячеславовна Жидкова #29 августа 2016 в 10:49+1
Уважаемая Оксана Викторовна, очень интересно было путешествовать с Вами в далекое прошлое, "увидеть" удивительных животных, погрузиться в фантастическую атмосферу мелового периода, открыть для себя сказочный мир природы. Замечательная разработка: тщательно подобранные методы и приемы, позволяющие сделать занятие информативно насыщенным, познавательным, наглядным, интересным и доступным детям младшего школьного возраста!
Здравствуйте,Оксана Викторовна. Очень понравилось Ваше внеклассное занятие о древних обитателях Сибири "Здесь бродили динозавры". Прекрасно подобран материал, интересная презентация. Спасибо за Ваш труд. Примите голос.