Интегрированный урок по русскому языку и литературе по теме "Комплексный анализ текста на основе
романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Тип урока: повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Цели урока:
1) предметные:
1. научить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики.
2. продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка.
3. подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.
4. развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.
2) метапредметные:
корректировать и развивать
1. познавательные способности;
2. логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
3. умение связно и грамотно излагать свои мысли;
4. внимание, память, эмоциональную сферу;
5. коммуникативные качества речи;
3) личностные:
формировать
1. положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы;
2. уважительное, бережное отношение к родному языку;
3. умение рационально использовать время;
Методы работы: постановка проблемных вопросов, решение лингвистических задач.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование: стенд, оформленный по теме урока, мультимедийная презентация, отрывки из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на столах учащихся, раздаточный материал.
Мотивационно-целевой этап 5 минут:
Задачи этапа:
1. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
2. Организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели.
Обсуждение целей урока.
На доске развешаны карточки с целями урока.
Задача: распределить их по важности для учащегося, мотивировав свой выбор.
Распределение целей урока по их важности для учащихся с пояснением своего выбора
(5 минут).
А теперь мы определим, о каком произведении великого поэта пойдет речь сегодня на уроке.
Создание проблемной ситуации:
На протяжении многовековой истории языка его система звуков преобразуется; при этом звучание отдельных слов может до неузнаваемости измениться. Изменения звуков подчинены обычно строгим закономерностям (фонетическим законам). Давайте предположим, что развитие русского языка пошло бы в соответствии с некоторой воображаемой совокупностью фонетических законов. Тогда один из хорошо известных текстов приобрёл бы в «новорусском» языке следующий вид (правила чтения букв те же, что и в обычном русском языке):
Ма тАта сАми сИни рАви,
КатА ни сУку санимА,
ЙА вувасА сипА сатАви
русИ витУма ни ми мА.
ЙивА римИ рукИ навУка;
На, пАси мА, какАйа кУка
ПанИ ситИ йи тИ йи нА,
Ни йакатА ни саку рА!
КакАйи нИкайи кавАва
ПарусивАва сапарА,
ЙимУ патУки парарА,
ПисАна панасИ рикАва,
ТикА йи тУмара сипА:
КатА си са вама типА!
Задание 1. Определите, что это за текст.
Задание 2. По каким фонетическим законам образовался язык, на котором написан этот текст?
К какому языку — устному или письменному — они применялись? Докажите.
Какова основная закономерность «новорусской» звуковой системы?
Решение задачи.
Задание 1. Предложенный текст — начальная строфа первой главы «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же чёрт возьмёт тебя!»
Задание 2. Основная закономерность «новорусской» звуковой системы состоит в том, что каждый слог имеет структуру СГ, то есть состоит из одного согласного и следующего за ним гласного.
Фонетические правила применялись к устному языку, что видно из преобразования слов его → йива, полуживого парусивава, где букве г, передающей звук [в], соответствует в «новорусском» в (в случае применения правил к письменному языку было бы к).
Дополнительные вопросы учителя:
-Фонетическая система какого языка вам ближе и почему?
-Что потерял или приобрел текст Пушкина в "новорусском" языке?
-Назовите фонетические средства художественной выразительности? (звукопись: аллитерация и ассонанс).
-Есть ли в тексте романа Пушкина такие средства?
-Приведите примеры.
-Определите роль звукописи в тексте произведения (создание музыкального строя речи)
Решение учащимися лингвистической задачи занимает 10 минут.
Ориентировочный Этап:
Задачи: • Актуализация опорных знаний и способов действий.
Вспомним тематику и проблематику романа Пушкина "Евгений Онегин".
Презентация по роману и обсуждение данной презентации с учащимися (Лекомцева С.Е.).(15 минут).
Поисково-исследовательский этап:
Чтение статьи по теме: "Выразительные средства фонетики русского языка" с пометками:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Выразительные средства фонетики
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях и ,главным образом, в поэзии используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрИю.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.
Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Например:
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь.
(А.С. Пушкин)
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.
Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются.
Например, в строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.
Например:
Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр.
(И. Северянин)
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
Например:
Знакомым шумом шорох их вершин...
(А.Пушкин) Речь о соснах.
Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма.
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.
Основные функции звукописи.
1. Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи.
2. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.
3. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы.
4. Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов.
5. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.
Приложение №2
«V» - знал раньше
«+» - новое
«?» - есть вопрос, непонятно
«!» - это интересно
«-» - противоречит тому, что я думал раньше
Обсуждение прочитанного с учителем (весь этап работы занимает 10 минут).
Практический этап -
1.Работа в парах. 9 карточек!
Учитель выдает карточки с отрывками из романа А.С. Пушкина, и каждая пара учащихся ищет в них фонетические средства художественной выразительности, пользуясь теоретическим материалом и доказывая свое мнение.
В каждой карточке есть вопросы из фонетических средств художественной выразительности и из литературы.
(10 минут обдумывание + 15 минут защита на всех).
2. Практическая работа по типу тестирования ЕГЭ по литературе по роману Пушкина (10 минут).
Работа проверяется учителем уже после урока.
Рефлексивно-оценочный этап.
Осмысление процесса и результата деятельности.
Беседа с учащимися
- Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
- В начале урока вы распределяли цели по их значимости для себя лично. Изменилось ли теперь ваше мнение и почему?
- Понравился ли вам такой тип урока и считаете ли вы целесообразным проводить такие уроки чаще? и Почему?
Благодарим учащихся за урок.
Подведение итогов урока - 5 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах
Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы?
Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе
Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс
Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами
Урок игра по литературе, 9 класс
Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы