Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии, 8 класс. Размножение и развитие пресмыкающихся

Конспект урока биологии 8 класс. Размножение и развитие пресмыкающихся.
Урок биологии 8 класс. Размножение и развитие пресмыкающихся
Автор: Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МБОУ Целинная основная школа-интернат №15.
Описание: раскрывает тему размножение и развитие пресмыкающихся, дети учатся находить отличительные признаки, делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.
Конспект уроки биологии по теме: Размножение и развитие пресмыкающихся. 8 класс
Цель: Продолжить знакомство обучающихся с особенностями жизнедеятельности пресмыкающихся.
Задачи :
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями размножения и развития пресмыкающихся, раскрыть отличительные признаки размножения пресмыкающихся от земноводных, связанные с наземным образом жизни.
Воспитательные: прививать интерес к предмету, бережное отношение к природе, любовь к природе.
Коррекционные: развивать устную речь учащихся в ходе ответов на вопросы учителя ;
развивать внимание, память (в процессе актуализации знаний, полученных на уроке), мыслительные операции (в ходе выполнения сравнения способа размножения пресмыкающихся и способа размножения земноводных), зрительное восприятие (при работе с наглядностью)
Оборудование: учебник, презентация «Размножение пресмыкающихся».
Ход урока
I. Орг.момент
Проверка готовности к уроку; организация внимания учащихся, настрой на работу.
Поднимает руки класс –
Это раз.
Повернулась голова –
Это два!
Руки вниз – вперед смотри –
Это три!
Руки в стороны пошире разверни –
на четыре!
Сильно их к плечам прижать –
Это пять!
Классу тихо, молча сесть –
Это шесть.

II. Проверка домашнего задания
Работа по карточкам
1.Подчеркни лишнее животное. Устно объясни, почему это животное лишнее.
А) прыткая ящерица, уж, лягушка
Б) гадюка, прыткая ящерица, речной окунь
В) уж, гадюка, прыткая ящерица

2. Подчеркни одной чертой сведения о ящерице и двумя о лягушке.
Живет в воде и на суше;
Живет на суше;
Тело вытянутое, стройное;
Тело приплюснутое, неуклюжее;
Передние и задние конечности одинаковые;
Передние конечности заметно короче задних;
Передвигаются по земле прыжками;
Передвигаются шагами;
Кожа сухая, покрыта роговой чешуей;
Кожа влажная, голая, покрыта слоем слизи;
Дышит легкими и кожей;
Дышит только легкими;
Размножение и развитие происходит на суше;
Размножение и развитие происходит в воде
Фронтальный опрос
• На какие части разделено тело пресмыкающихся?
• Чем покрыто тело пресмыкающихся?
• Чем питается ящерица, перечислите органы пищеварения ящерицы
• Из скольких камер состоит сердце пресмыкающихся?
• С помощью чего дышат пресмыкающиеся
III. Изучение новой темы
В связи с приспособлением к жизни на суше для пресмыкающихся стало характерным внутреннее оплодотворение. Даже ведущие вполне водный образ жизни крокодилы, морские змеи и морские черепахи выходят в период размножения на сушу. (Записали тему урока)
Учитель: Какой вид оплодотворения у земноводных?
Учитель:Вспомнили, что у земноводных оплодотворение наружное, в воде.
Половая система пресмыкающихся сходна с половой системой земноводных. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. (Рассматриваем табл..)
Появление у пресмыкающихся внутреннего оплодотворения и оболочек яйца является важнейшим прогрессивным признаком.
Большинство их представителей размножается путем откладывания яиц, покрытых кожистой оболочкой (у ящериц и змей) или известковой скорлупой (у крокодилов и черепах) В период размножения ящерицы держатся парами и поселяются в норках, которые выкапывают лапами, или занимают норки других животных.(Последовательно записываем в тетради пути размножения) В мае-июне самка прыткой ящерицы откладывает в неглубокую ямку или норку от 6 до 16 крупных яиц, содержащих запас питательных веществ - желток. Он необходим, чтобы зародыш имел возможность развиваться в течение длительного времени и появиться на свет в виде маленькой ящерицы. Стоит отметить, что яйца прытких ящериц достаточно крупные, имеют овальную форму и в длину достигают 1,5 сантиметров


У пресмыкающихся наблюдается и так называемое яйцеживорождение, в процессе которого выход детенышей из яиц (освобождение их от яйцевых оболочек) происходит в организме матери. Яйцеживорождение характерно для видов пресмыкающихся, обитающих в умеренной климатической зоне (многих ящериц, обыкновенной гадюки, некоторых ужей), или у тех, что перешли к полностью водному образу жизни (морские змеи).
Физ.минутка: Упражнение «Маятник».
Выйти из-за парт, скрестить ноги, верхняя часть туловища и руки свисают свободно. Начинаем раскачиваться совершенно свободно налево, потом направо, как маятник часов с кукушкой.
Сели за парты, нашли бугорки на лбу (позитивные точки), дотронемся до них указательными пальцами обеих рук, закроем глаза и слегка помассируем. Это позволяет нам снять стресс, напряжение, активизировать память. Положили руки на колени и сделали глубокий вдох-выдох—5 раз.
Так же пресмыкающимся присуще живорождение, при котором зародыш развивается в материнском организме и получает из него питательные вещества. Этот тип размножения присущ лишь некоторым ящерицам, змеям ( гадюка, веретеница, медянка)



Лишь немногие рептилии охраняют свои кладки, ( например сетчатый питон) и практически никто из них не заботится о судьбе появившихся на свет детенышей. Исключение представляют только крокодилы, которые переносят вылупляющихся крокодилят из гнезда в воду. Более того, многие мамаши-рептилии при случае могут и закусить собственным потомством.


Особенности питания молодых ящериц, ужей, гадюк. (работа с текстом учебника ).
IV. Закрепление

V. Домашнее задание: стр.88-89).
VI. Итог урока
-Понравился ли вам урок?
-Что узнали нового? Полезного?
-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс Конспект урока биологии в 8 классе. Общие признаки пресмыкающихся Конспект урока - игры по биологии в 8 классе на тему: Животные Интеллектуальное мероприятие «Литература и биология». Сценарий для 7-8 класса

Похожие статьи:

Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови»

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса

Урок - обобщение по биологии, 8 класс. Органы чувств. Конспект

Конспект урока по биологии, 8 класс. Высшая нервная деятельность человека

Конспект урока биологии с презентацией, 8 класс. Размножение и развитие земноводных | Колье из бисера и бусин своими руками. Пошаговая инструкция с фото
Опубликовано: 2846 дней назад (8 марта 2017)
Просмотров: 5441
+2
Голосов: 2
Елена Борисовна Жданова # 11 марта 2017 в 12:14 0
Хороший урок. Качественная предметная разработка, все этапы урока четко прослеживаются, задания подобраны, исходя из особенностей класса. Материал представлен интересный и хорошо иллюстрированный. Мне кажется, что ваш конспект станет подспорьем не только для учителей, работающих с категорией особых детей, но и для общеобразовательного варианта. Удачи вам!
Раиса Даниловна Окунева # 11 марта 2017 в 16:18 0
Спасибо, Елена Борисовна!
Нина Николаевна # 22 марта 2017 в 22:37 0
Добрый вечер! Отличный, познавательный урок!
Голос!
Удачи!
Раиса Даниловна Окунева # 26 марта 2017 в 04:10 0
Спасибо!