Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы в детском саду с презентацией
Конспект НОД по развитию речи «Что случилось с зеброй»
Пересказ рассказа цепной организации с опорой на картинно-графичекий план Задачи: Образовательные: Закреплять знания о животных жарких стран, умение подбирать слова – признаки, упражнять в словообразование, образовании притяжательных прилагательных, согласовании сущ. с числительными. Учить подбирать слова – синонимы, наиболее подходящие по смыслу. Закреплять знания детей о рассказе, о том, что рассказ состоит из предложений. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде схемы, соблюдая запрещенные слова. Коррекционные: Развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление. Воспитательные: Воспитывать любовь к животным. Прививать любовь к чтению. Оснащение: Слайды со схемой рассказа «Что случилось с зеброй» игрушечная зебра, мяч, фишка «Запрещенное слово», разрезные картинки.
Ход НОД
1. Кинесиологическое упражнение:
«Слон»
Носом –шлангом великан моется как в душе.
Может вверх его поднять и восьмерку рисовать.
наши глазки успевают и за хоботом наблюдают. 2. Организационный момент:
Ребята, нам сегодня пришел гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
- Посмотрите! Конь в матроске!
В чёрно-белую полоску!
- Нет, я вовсе не лошадка!
- А о ком тогда загадка? (Эта загадка о зебре) (Добиваюсь полного ответа при односложном ответе) Педагог: (достаю игрушку зебры)
- В гости к нам сегодня пришла зебра. Давайте опишем, какая зебра, называя слова признаки!
3. Д/и «Какая зебра» (дети передают друг другу игрушку и называют слова признаки: зебра полосатая, зебра быстрая, зебра…..
У зебры есть много друзей, давайте расскажем друг другу , какие они.
4. Д/и «Какой, какая, какие?» (с мячом) Воспитатель бросает ребенку мяч и называет:
- У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
- У крокодила острые зубы, он какой? (острозубый)
- У слона толстые ноги, он какой? (толстоногий)
- У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)
- У бегемота толстая кожа, он какой? (толстокожий)
- У верблюда два горба, он какой? (двугорбый)
- У жирафа короткая шерсть, он какой? (короткошерстный)
Ребята, а как мы их всех назовем? (Животные жарких стран)
Я в одной интересной книге прочитала юмористическую историю, которая однажды приключилась с зеброй, хотите я вам ее прочту?
- Проходите на стульчики.
5. Первое чтение рассказа (воспитатель присаживается на уровне детей). (появляется схема на слайде)
Важная зебра гуляла в густых джунглях.
В джунглях пошел сильный дождь.
Сильный дождь смыл замечательные полоски с зебры.
Над белой зеброй стали смеяться все звери.
Из всех зверей не смеялась только мартышка.
Маленькая мартышка взяла большое ведро краски.
Краской она нарисовала зебре полоски.
Полосатая зебра подружилась с мартышкой.
6. Беседа по тексту.
После эмоциональной паузы, педагог задает вопросы по тексту
- Ребята, что я вам прочитала? (рассказ)
- Из чего состоит рассказ? (из предложений)
- О ком был рассказ? (о зебре)
- Какая была зебра? (важная)
- Что делала зебра? (гуляла в густых джунглях)
- Что такое джунгли? (это лесные заросли жарких стран с труднопроходимыми кустарниками и лианами.
- Что произошло в джунглях? (пошел сильный дождь)
- А как можно назвать по-другому сильный дождь? (ливень?)
Совершенно верно, сильный дождь называется ливень.
- Что произошло с зеброй из-за дождя? (дождь смыл полоски зебры)
- Какая стала зебра? (белая)
- И что произошло дальше? (над зеброй стали смеяться звери)
- Как по-другому можно назвать зверей? (животные)
- Все ли звери смеялись над зеброй? (из всех зверей не смеялась только мартышка)
- Что сделала маленькая мартышка? (маленькая мартышка взяла……)
-Что маленькая мартышка сделала краской? (нарисовала зебре полоски)
- Чем закончился рассказ?
7. Динамическая пауза: «У жирафа пятна, пятна» (Железнова Аэробика для малышей)
(Дети возвращаются на стульчики)
8. Повторное чтение текста с установкой на запоминание.
Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, вы его внимательно слушаете, запоминаете и потом перескажите.
(повторное чтение)
Ребята, у меня есть фишка - это запрещенное слово, если в схеме встречается это запрещенное слово, то его нужно заменить другим похожим словом.
9. Пересказ текста по схеме по цепочке
- Сейчас мы будем пересказывать текст и каждый из вас, будет говорить только одно предложение – друг за другом, но условие - если увидите запрещенное слово, должны его заменить другим. 10. Индивидуальный пересказ текста с опорой на схему.
2-3 индивидуальных пересказа 11. Пальчиковая гимнастика: «Я по Африке гулял»
Я по Африке гулял
И зверей там повидал: (Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук)
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа (Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона. (Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы, начиная с мизинца)
Мы с Жирафом поиграли:
Ананасы доставали. (Складываем из пальцев “жирафа”. На второй строчке поднимаем руки вверх)
С черепахой у реки (Складываем из пальцев “черепаху”)
Побежали в запуски. (”Бежим” по столу указательными и средними пальцами обеих рук)
Мы со Львом не отдыхали. (Складываем из пальцев “льва”)
Тигра полосы считали: (Энергично сжимаем и разжимаем кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять… (Загибаем пальцы вначале на одной руке, потом на другой, начиная с мизинца)
Всех полос не сосчитать! (Разводим руки в стороны)
Со слоном играли в прятки: (Складываем из пальцев “слона”)
Он нашелся! Все в порядке! (Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Я катался на Слоне…
Жаль, что было все во сне. (Одновременно ударяем кулаками по столу)
Д/и «Разрезные картинки»
Дети собирают картинку и называют животных, закрепляют образование притяжательных прилагательных и согласовывают сущ. с числительными всех животных на картинках.
Хвост у крокодила? крокодилий хвост
Голова обезьяны? Обезьянья голова
Туловище слона? слоновье туловище
Лапы тигра? тигриные лапы
Обобщают, на какие две группы можно разделить животных? (животные жарких и холодных стран) (хищные и травоядные)
Ребята, а про какого человека говорят, как слон в посудной лавке?
- Про кого говорят, льет крокодиловы слезы? 12. Итог: - Что мы сегодня пересказывали? (рассказ) Из чего состоял рассказ? Какие задания понравилось выполнять? Было ли что то сложным? 13. Психогимнастика: Изобразите, как важно гуляла зебра по джунглям; как смеялись звери над белой зеброй; как подружились зебра и мартышка.
Добрый вечер, Олеся Николаевна. С интересом просмотрела Ваш конспект НОД. Очень интересный и познавательный. Единственное пожелание: добавить описание кинесиологическому упражнению "Слон". Удачи и профессиональных успехов! Примите мой голос!
Добрый вечер, Олеся Николаевна. Ваша публикация достойна внимания. Разнообразные развивающие задания по теме "Животные жарких стран" сменяют одно другое, чередуясь с динамическими паузами - это препятствует переутомлению детей. Мне нравится продуманная Вами система вопросов, стимулирующих мыслительную активность детей, надеюсь, Вы добиваетесь от ребят полных ответов.
Ваше кинесиологическое упражнение я бы "посвятила" зебре, но если оно у Вас о слоне, то можно было осуществить переход от первого этапа ко второму, спросив, например, где живёт слон, какие ещё животные живут в жарких странах....
И по оформлению рекомендации - не забывайте об описании, указывайте, кто автор, обязательно формулируйте цель.
Вы представили педагогически полезную разработку, которую я взяла в закладки.
Спасибо отдельное за презентацию.
Примите и мой голос тоже.
Удачи Вам!!!
Доброго времени суток! Спасибо за Ваш комментарий и голос, мне, как новичку сайта, очень приятно, что оценили мою работу. По поводу кинесиологического упражнения, по данной лексической теме в моем арсенале только упражнение Слон и моя цель была, глазодвигательное упражнение и здесь хобот слона как нельзя кстати. Моим переходом являлась загадка, так как была конкретная цель, появление зебры, а не какого то другого животного, а вот потом, дети называли других животных и дали обобщающее понятие- животные жарких стран. Немного не поняла вот это И по оформлению рекомендации - не забывайте об описании, указывайте, кто автор, обязательно формулируйте цель, что Вы имели введу? И еще подскажите, а где находится значок сохранить в закладки? Я много полезной информации встречала, а как сохранить не нашла, обидно.