Образовательная программа познавательно – исследовательской направленности «Народный календарь»
Для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Срок реализации 3 года.
Пояснительная записка.
21 век – век прогресса инновационных идей и технологий. За обычной суетой некогда остановиться и посмотреть по сторонам. На участке детского сада, где мы гуляем с детьми, растет много рябины. Но если остановиться и посмотреть вверх, то можно увидеть какая она разная, по окрасу листьев и ягод.
Современный человек воспринимает природу, как должное и это неправильно. Все необычное и интересное остается незамеченным. Экологические проблемы взаимодействия человека и окружающей среды можно решить при условии формирования экологического мировоззрения, повышения педагогической культуры, социальных норм, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Человек - часть природы. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир открытий, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Воспитывать ребенка необходимо на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия. Но при этом нужно помнить и о сегодняшнем дне. Вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, закрепить у ребенка сознание того, что он заботливый хозяин своей Родины.
Приобщение к нормам жизни, принятом в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них.
Известно что, среди многообразия фактов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле слова.
Актуальность программы.
С целью расширения возможностей детей, поддержки детской инициативы была разработана образовательная программа познавательно – исследовательской направленности «Народный календарь».
Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка наблюдательности и сметливости русского народа. Русская песня, загадка, пословица – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Это помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса через музыку, осознать увиденное и услышанное.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные направления развития личностных особенностей граждан нашей страны.
Программа носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника.
Программа основывается на принципах отражающих основные принципы ФГОС ДО:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
За основу в своей работе я взяла программы «Моя страна» В.И. Карпухина Воронеж 2005г.; Программа духовно- патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» Вишневская В.Н. М-2004г.;
Князева О.Л.,Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб. Детство-Пресс-2004г.
Программа познавательно – исследовательской направленности «Народный календарь» включает все образовательные области и объединяет единой тематикой все виды деятельности. Ее задача углублять знания детей о Сибири, животном мире, природных богатствах. Стремиться к восприятию детьми целостного представления о родном крае. Сформировать активную позицию, неравнодушного созерцателя, а деятельного участника, жителя родного края. Воспитывать любовь к сибирской земле, уважать и восхищаться ее суровым и щедрым характером.
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность: Наш родной край и его историческое прошлое; Природа нашего края; Народно - прикладное искусство Сибири; Сибирский фольклор (сказки, пословицы, приговоры, игры, хороводы).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Знакомство с днем народного календаря происходит во время прогулок - экскурсий, где дети могут наблюдать, попробовать, анализировать, обыгрывать, все те сведения, которые узнали об этом дне. Это требует дополнительной подготовки от воспитателя (сюрпризные моменты), которые дети находят на участке во время прогулки.
Во время прогулок – экскурсий происходит «обострение всех сенсорных каналов», на основе которых идет целостное развитие личности ребенка. Формирование его субкультуры: единства его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательного развития и повышения на этой основе творческих способностей.
Прогулки проходят каждый день в любую погоду. Наблюдение позволяет ребенку лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года. Сюрпризный момент вводит детей в игровую ситуацию и нацеливает детей на дальнейшую работу. Опираясь на народный календарь, систематично и циклично организую работу с детьми по разным направлениям, в соответствии с поставленными задачами.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
НОВИЗНА
o В построении тематического плана.
(Разработанучебно - тематический план, который перекликается с общесадовским перспективным комплексно – тематическим планом в соответствии с возрастными критериями дошкольников.
(Например: тема недели «Деревья, кустарники» - день народного календаря «Павел - Рябинник»).
o В использованных формах организации.
(Разработка и внедрение проектов (детские и взрослые) в образовательный процесс).
o Использование ИКТ.
(Создание медиатеки детского сада по «Народному календарю»).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ И ЗАДАЧИ
Цель: восстановление преемственности в воспитании и освоении традиционной отечественной культуры, воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у подрастающего поколения.
Задачи:
Системно выявлять в ходе работы важнейшие мировоззренческие идеи: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом. Способствовать формированию умений устанавливать причинно – следственные связи.
Формировать представления детей о профессиях и ремеслах наших предков.Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
Формировать представление о культуре народного творчества, традициях, обычаях.
Укреплять психологическое и физическое здоровье детей. Совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей через народные игры.
Накапливать активный словарь, повышать речевую активность;
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность. Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 3 года обучения (средняя, старшая и подготовительная группы).
Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.
Основные разделы программы следующие: “Человек и природа”, “Живая природа”, «Неживая природа».
Программа осуществляется по трем направлениям: непосредственная образовательная деятельность; организация среды для самостоятельной деятельности детей; через взаимодействие с родителями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дошкольники знакомятся с традиционным земледельческим календарем, народными праздниками, которые отражают ритм годовой жизни природы и человека в естественном единстве. У детей формируется умение видеть, что все важнейшие календарные события люди связывали с природой, с явлениями природы.
Изученные приметы, загадки подкрепляются наблюдениями в природе, на прогулках.
Все эти наблюдения служат ориентиром в будущей композиции. Дети воплощают полученные знания в своих работах по флористике.
Слушание музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин известных художников учат любить и ценить природу, а не воспринимать как должное.
У дошкольника формируется умение мыслить, анализировать, фантазировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи Дошкольники впитывают в себя знания, осмысливают их, применяют на практике, и выдают результат, который можно увидеть в их работах не похожих друг на друга, т.к. у каждого свое видение мира, ведь все дети разные.
Содержание программы:
Средняя группа
Сентябрь
1 неделя
Задачи: Начать целенаправленную работу по формированию представлений о малой родине – родном городе, Сибири. Познакомить с особенностями природы, днями народного календаря.
Ситуативный разговор:Рассмотреть группу после летнего отдыха. Вспомнить, как кого зовут. Где были летом, что делали.
Беседа: А мы живем в Сибири.
На прогулке: Дети находят корзинку со свеклой и веревочку, связанную в узлы. Познакомить детей с днем народного календаря «Фекла - заревница» (день узлов)
Мини – проект «Все о свекле»
2 неделя.
Задачи: Познакомить с днем народного календаря «Семен – летопроводец, проводы лета».
Познакомить с днем народного календаря «Павел – рябинник»
Ситуативный разговор, свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки:Рассмотреть с детьми рябину, растущую на территории детского сада. Дать сведения о рябинниках, познакомить с приметами, верованиями народа связанными с этим деревом. Дать понятие оберег.
Труд в природе:Отметить сезонные изменения в природе и в одежде человека.
Прогулка – экскурсия. Наблюдения « Обратить внимание какую «Одежду» одели деревья. Сюрпризный момент. Дети находят шкатулку с рябиновыми бусами.
Знакомство с искусством:Познакомить детей с репродукцией И. Грабаря «Рябина». Работа в изостудии.
Продуктивная деятельность:Изготовление поделок из рябины. Ручной труд. «Мои первые украшения – Бусы из рябины ». Выставка работ.
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Лука»; «Лук - от семи недуг»
Труд в природе:Осень в огороде
На прогулке находят корзину с овощами и фруктами и записку от Осени (она просит беречь свое здоровье, есть больше овощей и фруктов, особенно ЛУК)
Проект познавательно – исследовательский «А у нас дела в порядке, лук растет на нашей грядке».
Проблемная ситуация: Спор овощей и фруктов – кто полезней»
4 неделя
«Солнечные дни бабьего лета»
Познакомить с днем народного календаря Луп - брусничник
Формировать представление о богатстве нашего края. Познакомить с легендой о бруснике. Закрепить знания об одной из ягод Сибири, её сенсорных свойствах. Формировать навыки изображать ягоды и кустики, учить смешивать краски на палитре для получения «брусничного» цвета.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят лукошко с ягодами брусники. «Легенда о бруснике». Чтение легенды
Драматизация сказки «Праздник брусничного пирога». Показ сказки малышам.
Беседа: Сладкие дары сибирской природы.
Октябрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Арина - Листопадница»
Познакомить с днем народного календаря «Арина - листопадница»
Беседа: Арина – шиповница
Кукольный театр «Волшебный шиповник» (источник: М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду»Стр.35)
Исследовательская деятельность: Сладкие дары сибирской природы.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Ерофей лешегон»
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения нашего города. Рассказать о мифическом персонаже Лешем.
Свободное общение взрослого и детей, ситуативный разговор:Обратить внимание детей, какие деревья стоят красивые. Припомнить приметы и пословицы. Вспомнить загадки о лесных обитателях. Рассказ о поверьях людей в нечистую силу, знакомство с одним из них «лешим». Формировать навыки работать с природным материалом. Способствовать умению отгадывать загадки о дарах сибирского леса.
Прогулка экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку лешего. Русская народная игра «Солнышко».
Чтение сказок о леших.
Продуктивная деятельность. Создание поделок «Леший».
Викторина. «Леший день»
Знакомство с искусством: Ерофей лешегон.
Вечер загадок «Леший день»
Просмотр презентации:«Стоит над Томью град старинный»
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Покров»
«Первый чисты снежок»
Рассказать детям о том, как готовятся к наступлению зимы животные и люди.
Беседа: На деревенском дворе
Знакомство с искусством: На крестьянском дворе
Вечер игр «Матушка с ярмарки пришла» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.45)
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Сергей – капустник»
Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.
Экспериментально – исследовательская деятельность: Барышня полей капуста.
Проект: Вершки корешки
Вечер хороводных игр «Капустница» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.30)
Итоговое мероприятие: Капустные посиделки
Ноябрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Праздник ремесленников»
Задачи: Обратить внимание детей на то, как изменилась природа с наступлением холодов. Развешать в парке кормушки, сделанные своими руками. Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов, дать понятие балаган, базар. Прогулка в ближайший парк. Наблюдение.
Дидактические игры «Кто больше назовет», «Кто больше увидит». Сюрпризный момент. Дети находят на участке корзину с инструментами.
Творческие задачи и ситуации «Праздник ремесленников».
Разучивание русской народной песни «В кузнеце», исполнение русской народной мелодии «Ах вы, сени» на ложках. Эй, кузнец - молодец, расковался жеребец.
Вечер игр «Город мастеров» (Русские народные праздники в детском саду.Картушина – 73)
Рассказать без каких мастеров не могли обойтись в строительстве городов. История Москвы.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Анна холодная» приметы ноября
Беседа: Сибиряк мороза не боится.
Проект «Здравствуй мыло душистое».
3 неделя.
Продолжать знакомить с днем народного календаря « Город мастеров» народный промысел
Познавательно – исследовательский проект«Богашовская керамика».
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Артемьев день»
Находят игрушку волка. Беседа о волке. Как животные спасаются от волка. (Заяц – меняет цвет и быстро бегает, белки прячутся на дереве…) Вспомнить сказки о волке. Кто сильней медведь или волк.
Проект « Осень в кедровнике»
Подвижные игры: Белки скачут по ветвям.
Декабрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Екатерина санница»
Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Дать сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря «Екатерина – санница». Провести игры - соревнования, эстафеты на санках.
Сюрпризный момент. Дети находят под кустами саночки.
Спортивный досуг «Санный праздник». ( М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.90)
Лепка «Ребенок на санках».
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Пришла Варюха - береги нос и ухо»
Познавательно – исследовательский проект «Люди тайги и реки»
Продуктивная деятельность: Одежда из меха и шерсти.
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Анфиса рукодельница»
Познавательно – исследовательская деятельность«Деревянные терема». (Деревянное кружево Томска).
Презентация «Томск деревянный».
Беседа: Домовой.
4 неделя.
Продолжать знакомить с днем народного календаря « Спиридон – солнцеворот»
Рассказать о том, что солнышко с каждым днем будет гостить у нас дольше. Проблемная ситуация почему на солнце снег не тает.
Театрализованное представление: К нам елку, ой – ой – ой, Дед Мороз идет живой.
ЯНВАРЬ
1 неделя.
Познакомить с народным праздником « Святки»
Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания). Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение.
Дидактические игры «Кто больше увидит», «Кто больше назовет примет», «Закончи пословицу».
Хоровод вокруг елки. Сюрпризный момент. Дети находят на дереве развешенные маски.
Разучивание р-н.игры «Кузнец». Вечер при свечах. Развлечение.
Беседа: Святки
Вечер музыкальных игр «Новогодний сапожок» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.100)
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Крещение»
Рассказать о традиции купаться в проруби.
Проблемная ситуация «Есть ли жизнь подо льдом». Кто живет в воде и возле нее.
Познавательно - исследовательская деятельность: Рыбка, рыбка, где ты спишь.
Вечер игр «Лесные калядовщики» ( М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.106)
Знакомство с искусством: Утро в сосновом бору
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Зиновий синичник»
Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. Использование музыкально – дидактических игр на развитие ритмического слуха.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Письмо от синички.
Продуктивная деятельность: Лепка из соленого теста птиц.
Изготовление кормушек для птиц с родителями.
Вечер подвижных игр «Синичкин праздник». Спортивный досуг. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63)
Презентация: Синичкин день
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Сретенье»
Подвести итог недельным наблюдениям, дать понятие «Сретенье». Разучивание закличек. Отражать в рисунках изменения, происходящие в природе. Создавать аллегорические изображения зимы и весны. Провести соревнования на улице с другой группой. Формировать навык создавать чучело зимы, используя бросовый материал.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят два необычных портрета. «Сретение». Работа в изостудии.
«Веселые забавы». Спортивный досуг.
Спортивное состязание «Как Зима с Весной силой мерялась» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63)
Беседа: Встреча Зимы с Весною. Сретение.
ВХЛ: Зимние сказки.
Изготовление чучела зимы. Продуктивная деятельность.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Феняспасовые коренья»
Познавательно – исследовательский проект – «Целители на окнах»
Продуктивная деятельность: Портрет на память из цветов
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Михайлов день»
«Образ русских богатырей» Михайлов день (21 ноября)
1.Чтение былин и легенд о богатырях. Прославители богатыри – гусляры. «Садко».
2.Знакомство с днем народного календаря.
3.Знакомство с музыкальным инструментом гуслями. Слушание музыкальных произведений.
4.Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.
5.Беседа: Михайлов день
4 неделя.
Познакомить с праздником «Масленица»
Тема: День рожденья Бабы – яги
Во время прогулки понаблюдать, как расположены дороги, как стоят дома у дорог. Продолжать знакомить детей с нечистой силой. Познакомить с мифическим образом Бабы Яги. Дать понятие выражения «избушка на курьих ножках». Сравнить разные образы Бабы Яги. Сформировать умение передавать характер и настроение в своих рисунках. Вспомнить сказки, где есть персонаж Баба Яга. Формировать навык кратко, пересказывать их содержание.
Прогулка к ближайшему перекрестку. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку Бабы Яги. Двигательное упражнение «Прогулка в лес», «Запрыгни на кочки», «Надень шапку мухомора» ,«Баба Яга».
Познавательное занятие. «Настроение бывает разное».
Работа в изостудии. Продуктивная деятельность.
Загадки к сказкам. Вечер при свечах.
Выставка работ «Дом Бабы Яги»
МАРТ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Овсянка »
Весенний праздник «Встреча весны» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.150)
Какая женщина не любит себя украшать.
Беседа: Головные уборы русских женщин.
КОКОШНИКИ ДЛЯ МАМ. Продуктивная деятельность.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Герасим - грачевник »
Познакомить детей с тем, как встречали на Руси приход весны. Понаблюдать, какие птицы прилетают в парк, покормить их. Рассказать какую роль отводили птицам на Руси наши предки. Познакомить детей с днем народного календаря «Праздник Сороки».
Наблюдение в природе. Сюрпризный момент. Дети находят на участке лукошко с мукой.
«Встреча весны». Познавательное занятие.
Знакомство с искусством: Знакомство с репродукцией А. Саврасов «Грачи прилетели».
Продуктивная деятельность: Лепка птиц из соленого теста.
ВХЛ: Фольклор
Кукольный театр «Сказка о Коте и Граче» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.163)
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Василий - капельник»
Знакомство с искусством: Весенний пейзаж
Беседа: Весна идет.
Спортивное развлечение «Солнечный хоровод» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.156)
4 неделя.
Познакомить с праздником «Федот - ветреник »
Познакомить с праздником, приметами этого дня. Наблюдение за погодой, послушать, как разговаривают деревья, придумать, о чем могут говорить деревья. Рассказ воспитателя о празднике «Федул – ветреник». Познакомить с пословицами, приметами этого дня. Познакомить детей с понятием стихия. Рассказать об одной из них «Воздух».
Прогулка экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят на участке веера.
Игра «Федул». Чтение сказок о ветрах. Динамическая пауза «Ветры».
Просмотр видеофильмов о ветрах, ураганах. Проведение опытов с воздухом. Работа в экспериментальном уголке.
Продуктивная деятельность: Какого цвета весенний ветер.
Эксперименты: Вей, вей ветерок, натяни парусок.
Театрализованные игры: Пришел Федул – теплом подул. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.193)
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Жаворонки»
Закрепить стадии и приметы весны, попускать ручейки, разрыхлить снег, отметить изменения погоды. Дать возможность рассказать о них. Познакомить детей со встречей весны на Руси. Создавать образ жаворонка-предвестника весны, используя соленое тесто. Провести турнир, кто больше знает закличек, игр, примет, пословиц, загадок.
Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку птицы.
Словотворчество. Заучивание русских народных закличек «Весна – крана», «жаворонки прилетели».
Народная игра «Бай, качи, качи». «Жаворонок». Ручной труд.
«Народная поэзия». Викторина. Игра «Птицы, собираются в стаи», «Кто быстрей построит дом для птиц», «Найди перелетных птиц».
Оформление выставки «Птицы нашего края».
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Праздник куличиков»
Во время прогулки по территории детского сада, рассмотреть с детьми вербу. Рассказать детям о празднике Пасхи. Познакомить с традицией, красить яйца, познакомить с элементами росписи.
Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят на участке курочку с лукошком яичек. Русская народная игра «Горелки»
Роспись яичек. Работа в изостудии. Слушание песни «Пасха» М.Лазарева. Разучивание русских народных игр «Бояре», «Кострома» и др.
Выставка работ «Чудо Писанки»
Развлечение «Ярилины игры». Инсценировка сказки «Курочка Ряба на новый лад».
Театрализованное представление «Пасха» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.183)
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Серапион - Тележный день»
Беседа: Первая оленья нарта.
Познавательно – исследовательский проект: Тайны жизни людей сибирской тайги.
4 неделя.
Познакомить с праздником «Родион ледолом»
Трясогузка (Хвостиком трясет - лед ломает)
Презентация: «Ледоход на Томи»
Познавательно – исследовательский проект: Весна идет
Развлечение: «Ярилины игры» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.198)
МАЙ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Георгий Победоносец»
Понаблюдать, как изменилась природа с наступлением весны. Убрать территорию от мусора.
Дать исторические сведения, связанные с этим днем. Дать исторические сведения о дне народного календаря «Георгий – Победоносец и змей». Познакомить с воинским снаряжением. Чтение былин и легенд о русских богатырях и их подвигах.
Слушание отрывка из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравого. Познакомить с репродукцией «Три богатыря», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году» В.Васнецова.
Прогулка экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят на участке лукошко с фигурками богатырей.
«Георгий - Победоносец». Познавательное занятие. Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь»
«Музыкальный вечер». Рисование богатырей. Работа в изостудии.
Изучение свойств металла. Работа в экспериментальном уголке. Выставка работ «Русь богатырская».
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Вылет насекомых »
Беседа: Лукерья – комарница
Вечер муз. Д/И «Росянка – комариная смерть» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.221)
Познавательно – исследовательская деятельность: Весне новизна или первые вылеты насекомых.
Продуктивная деятельность: Болотная симфония
3 неделя.
Продолжать знакомить детей с днями народного календаря
Тема: Город мастеров.
•Закрепить представления детей о профессиях и ремеслахлюдей родного края. О культуре русского народа.
•О промыслах декоративно – прикладного творчества.
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Никита вешний»
Развлечение: Ночные гуляния (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.214)
Книжки малышки «Спасаем сказки».
Старшая группа
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Фекла – свекольница» «Фекла - заревница»
На прогулке: рассмотреть овощи выращенные на участке. Обратить внимание на свеклу.
Мини – проект « Чудо свекла»
1.Какая свекла бывает.
2.ксперименты «Свекла – природный краситель»
3.Продуктивная деятельность «Цветы из свеклы»
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Семен – летопроводец, проводы лета»
Познакомить с днем народного календаря «Павел – рябинник»
Рассмотреть с детьми рябину, растущую на территории детского сада. Дать сведения о рябинниках, познакомить с приметами, верованиями народа связанными с этим деревом. Дать понятие оберег.
Познакомить детей с репродукцией И. Грабаря «Рябина». Работа в изостудии.
Изготовление поделок из рябины.
Продуктивная деятельность: «Мои первые украшения – Бусы из рябины ». Выставка работ.
Познавательно – исследовательская деятельность: «Лесные секреты»
ВХЛ: «Рябиновая сказка»
Тема: Чудо деревья Сибири.
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Лука»; «Лук - от семи недуг»
Тема: Осень в огороде
Тема: Фрукты.
Проблемная ситуация: Спор овощей и фруктов – кто полезней»
На прогулке находят корзину с овощами и фруктами и записку от Осени (она просит беречь свое здоровье, есть больше овощей и фруктов, особенно ЛУК)
Наблюдение за ростом лука.
Итоговое мероприятие: «Луковые посиделки»
Хороводная игра «Луковка – раскоряковка»
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря Луп - брусничник
Формировать представление о богатстве нашего края. Познакомить с легендой о бруснике. Закрепить знания об одной из ягод Сибири, её сенсорных свойствах. Формировать умения изображать ягоды и кустики, учить смешивать краски на палитре для получения «брусничного» цвета.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят лукошко с ягодами брусники. «Легенда о бруснике». Чтение легенды
Драматизация сказки «Праздник брусничного пирога». Показ сказки малышам.
Тема: Сладкие дары сибирской природы.
Показ презентации: Луп – брусничник.
Продуктивная деятельность: Гуляет по лесу волшебница Осень.
Октябрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Арина - Листопадница»
Познакомить с днем народного календаря «Фома - хлебник»
Беседа: Урожай с полей
Ситуативный разговор: Страж полей – полевой.
Тема: Хлеб всему голова. (Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда - цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.)
Продуктивная деятельность: Без хлеба не сытно. (тестопластика)
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Ерофей лешегон»
Познакомить детей с историей возникновения нашего города. Рассказать о мифическом персонаже Лешем.
Обратить внимание детей, какие деревья стоят красивые. Припомнить приметы и пословицы. Вспомнить загадки о лесных обитателях. Рассказ о поверьях людей в нечистую силу, знакомство с одним из них «лешим». Учить работать с природным материалом. Уметь отгадывать загадки о дарах сибирского леса.
Прогулка экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку лешего. Русская народная игра «Солнышко».
Чтение сказок о леших.
Продуктивная деятельность. Создание поделок «Леший».
Викторина. «Леший день»
Тема: Вечер загадок «Леший день» (источник: М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.50
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Покров»
«Россия – Родина моя»
Цель: Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширять кругозор сведениями о древней и современной Москве.
Тема: Первый чистый снежок
Тема: Вечер игр «Матушка с ярмарки пришла» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.45)
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Никита – гусиный лет, гусепролет»
Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.
Беседа: Никита – гусиный лет, гусепролет.
Познавательно – исследовательский проект «Куда улетаю птицы»
Продуктивная деятельность: аппликация «Отлет птиц».
Ноябрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря ««Праздник ремесленников»
Обратить внимание детей на то, как изменилась природа с наступлением холодов. Развешать в парке кормушки, сделанные своими руками. Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов, дать понятие балаган, базар. Прогулка в ближайший парк. Наблюдение.
Дидактические игры «Кто больше назовет», «Кто больше увидит». Сюрпризный момент. Дети находят на участке корзину с инструментами.
«Праздник ремесленников». Познавательное занятие. Разучивание русской народной песни «В кузнеце», исполнение русской народной мелодии «Ах вы, сени» на ложках.
Тема: Богашовская керамика.
Экспериментальная деятельность «Свойства глины»
Продуктивная деятельность: Там золотая травка вьется.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Анна холодная» приметы ноября
Проект познавательно - исследовательский: «Сибиряк мороза не боится»
Спортивные игры – состязания.
3 неделя.
Продолжать знакомить с днем народного календаря «Город мастеров» народный промысел
Тема: Индюка распишем сами
Знакомство с народными игрушками.
Тема: Спасаем музей.
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Артемьев день»
Находят игрушку волка. Беседа о волке. Как животные спасаются от волка. (Заяц – меняет цвет и быстро бегает, белки прячутся на дереве…) Вспомнить сказки о волке. Кто сильней медведь или волк.
Презентация :«Животные сибирского леса»
Продуктивная деятельность «Осень в кедровнике».
Проект Познавательно – исследовательский «Утро в сосновом бору»
ДЕКАБРЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Екатерина санница»
Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Дать сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря «Екатерина – санница». Провести игры - соревнования, эстафеты на санках.
Сюрпризный момент. Дети находят под кустами саночки.
Спортивный досуг «Санный праздник». ( М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.90)
Лепка «Ребенок на санках». Продуктивная деятельность.
Презентация: Екатерина санница
Знакомство с одним из малочисленных народов проживающим на территории Томской области – Хантами.
Презентация: Люди тайги и реки
Продуктивная деятельность: Северные олени
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Пришла Варюха - береги нос и ухо»
Презентация: Варварин день
Продуктивная деятельность: «Таня варежку нашла»
Экспериментирование: Одежда из меха и шерсти.
Познавательно – исследовательский проект: Мать Сыра Земля
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Анфиса рукодельница»
Проект познавательно - исследовательский: Деревянные терема Томска
1.«Деревянное кружево Томска»
2.Знакомство с ремеслом.
3.Продуктивная деятельность «Чудо наличники»
4.Спортивный праздник: Игр с Домовенком Кузей.
4 неделя.
Продолжать знакомить с днем народного календаря «Спиридон – солнцеворот»
Рассказать о том, что солнышко с каждым днем будет гостить у нас дольше. Проблемная ситуация почему на солнце снег не тает.
Проект: Царица Водица.
Продуктивная деятельность: В гостях у снегурочки.
ЯНВАРЬ
1 неделя.
Познакомить с народным праздником « Святки»
Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания).
Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Дидактические игры «Кто больше увидит», «Кто больше назовет примет», «Закончи пословицу».
Хоровод вокруг елки.
Сюрпризный момент. Дети находят на дереве развешенные маски.
Разучивание р-н.игры «Кузнец». Вечер при свечах. Развлечение.
Презентация: Святки
Вечер музыкальных игр «Новогодний сапожок» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.100)
Познавательно – исследовательский проект: ОБРАЗ ОГНЯ в русском искусстве.
Продуктивная деятельность: Жар – птица
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Крещение»
Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян, вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам. Рассказать о крещении Руси.
Рассказать о традиции купаться в проруби.
Проблемная ситуация «Есть ли жизнь подо льдом». Кто живет в воде и возле нее.
Мини – проект: Лесные секреты
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Зиновий синичник»
Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. Использование музыкально – дидактических игр на развитие ритмического слуха.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Письмо от синички.
Лепка из соленого теста птиц. Работа в изостудии.
Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Продуктивная деятельность.
Вечер подвижных игр «Синичкин праздник». Спортивный досуг. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63)
Презентация: Синичкин день
Продуктивная деятельность: Синичкин праздник
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Сретенье»
Подвести итог недельным наблюдениям, дать понятие «Сретенье». Разучивание закличек. Отражать в рисунках изменения, происходящие в природе. Создавать аллегорические изображения зимы и весны.
Провести соревнования на улице с другой группой. Учить создавать чучело зимы, используя бросовый материал.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят два необычных портрета.
«Сретение». Работа в изостудии. «Веселые забавы».
Спортивное состязание «Как Зима с Весной силой мерялась» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63)
Презентация: Встреча Зимы с Весною. Сретение.
Проект: Как рубашка в поле выросла.
Продуктивная деятельность: Народная рубашка
Развлечение: По одежке встречают
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Феняспасовые коренья»
Проект – «Целители на окнах»
1.ВХЛ «Легенды и мифы о цветах»
2.Труд в природе.
3.Продуктивная деятельность «Комнатные цветы»
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Михайлов день»
«Образ русских богатырей» Михайлов день (21 ноября)
1. Чтение былин и легенд о богатырях. Прославители богатыри – гусляры. «Садко».
Знакомство с днем народного календаря.
2.Знакомство с музыкальным инструментом гуслями. Слушание музыкальных произведений.
3.Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.
Презентация: Михайлов день
4 неделя.
Познакомить с праздником «Масленица»
Тема: Зимние сказки.
Изготовление чучела зимы. Ручной труд.
Презентация: Город мастеров
(Из истории предметов: Бабушкин сундук. Д/И «Что было раньше». (Сейчас - шкаф, раньше – сундук) Кто делал мебель.
МАРТ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Овсянка »
Весенний праздник «Встреча весны» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.150)
Какая женщина не любит себя украшать.
Тема: Головные уборы русских женщин
КОКОШНИКИ ДЛЯ МАМ.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Герасим - грачевник »
Тема: День рожденья Бабы - Яги.
Во время прогулки понаблюдать, как расположены дороги, как стоят дома у дорог. Продолжать знакомить детей с нечистой силой. Познакомить с мифическим образом Бабы Яги. Дать понятие выражения «избушка на курьих ножках». Сравнить разные образы Бабы Яги. Учить передавать характер и настроение в своих рисунках. Вспомнить сказки, где есть персонаж Баба Яга. Учить кратко, пересказывать их содержание.
Прогулка к ближайшему перекрестку. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку Бабы Яги. Двигательное упражнение «Прогулка в лес», «Запрыгни на кочки», «Надень шапку мухомора», «Баба Яга». Познавательное занятие. «Настроение бывает разное». Работа в изостудии. Загадки к сказкам. Вечер при свечах. Выставка работ «Дом Бабы Яги»
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Василий - капельник»
Знакомство с искусством: Весенний пейзаж
Презентация: Весна идет
Спортивное развлечение «Солнечный хоровод» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.156)
Продуктивная деятельность: Оживим волшебную страну
4 неделя.
Познакомить с праздником «Федот - ветреник »
Проект: Какого цвета весенний ветер
Познакомить с праздником, приметами этого дня. Наблюдение за погодой, послушать, как разговаривают деревья, придумать, о чем могут говорить деревья. Рассказ воспитателя о празднике «Федул – ветреник». Познакомить с пословицами, приметами этого дня. Познакомить детей с понятием стихия. Рассказать об одной из них «Воздух».
Прогулка экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят на участке веера.
Игра «Федул». Чтение сказок о ветрах. Динамическая пауза «Ветры».
Просмотр видеофильмов о ветрах, ураганах. Проведение опытов с воздухом. Работа в экспериментальном уголке.
Продуктивная деятельность: Какого цвета весенний ветер
Тема: Пришел Федул – теплом подул. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.193)
ВХЛ: Весна идет – весне дорогу.
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Жаворонки»
Закрепить стадии и приметы весны, попускать ручейки, разрыхлить снег, отметить изменения погоды. Дать возможность рассказать о них. Познакомить детей со встречей весны на Руси. Создавать образ жаворонка-предвестника весны, используя соленое тесто. Провести турнир, кто больше знает закличек, игр, примет, пословиц, загадок.
Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку птицы.
Словотворчество. Заучивание русских народных закличек «Весна – крана», «жаворонки прилетели».
Народная игра «Бай, качи, качи». «Жаворонок». Ручной труд.
«Народная поэзия». Викторина. Игра «Птицы, собираются в стаи», «Кто быстрей построит дом для птиц», «Найди перелетных птиц».
Оформление выставки «Птицы нашего края».
Презентация: Жаворонки
Презентация: День юмора и смеха
Смех – шоу развлечение ((М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.175)
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Праздник куличиков»
Во время прогулки по территории детского сада, рассмотреть с детьми вербу. Рассказать детям о празднике Пасхи. Познакомить с традицией, красить яйца, познакомить с элементами росписи.
Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят на участке курочку с лукошком яичек. Русская народная игра «Горелки»
Роспись яичек. Работа в изостудии. Слушание песни «Пасха» Лазарева. Разучивание русских народных игр «Бояре», «Кострома» и др.
Выставка работ «Чудо Писанки»
Развлечение «Ярилины игры». Инсценировка сказки «Курочка Ряба на новый лад».
Театрализованное представление «Пасха» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.183)
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Серапион - Тележный день»
Пятое колесо в телеге (колеснице)
-Нечто лишнее, ненужное. В немецком языке есть пословица: «У телеги нет места для пятого колеса». Телега - это четырехколесная повозка для перевозки грузов конной тягой. В старину ее еще называли колесницей. Поэтому выражение «пятое колесо в телеге» как синоним ненужного и лишнего стало крылатым и вошло в пословицы, например: «Кого презираем, тот для нас пятое колесо в колеснице».
Презентация: Первая оленья нарта.
ВХЛ: Тайны жизни людей сибирской тайги.
4 неделя.
Познакомить с праздником « Родион ледолом »
Трясогузка (Хвостиком трясет - лед ломает)
Презентация: «Ледоход на Томи»
Познавательно –исследовательский проект: Весна идет
«Ярилины игры» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.198)
МАЙ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Георгий Победоносец»
Понаблюдать, как изменилась природа с наступлением весны. Убрать территорию от мусора. Дать исторические сведения, связанные с этим днем. Дать исторические сведения о дне народного календаря «Георгий – Победоносец и змей».
Познакомить с воинским снаряжением. Чтение былин и легенд о русских богатырях и их подвигах.
Слушание отрывка из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравого.
Познакомить с репродукцией «Три богатыря», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году» В.Васнецова.
Прогулка экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят на участке лукошко с фигурками богатырей.
«Георгий - Победоносец». Познавательное занятие. Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь»
«Музыкальный вечер». Рисование богатырей. Работа в изостудии.
Изучение свойств металла. Работа в экспериментальном уголке. Выставка работ «Русь богатырская».
Презентация: Георгий Победоносец. (знакомство с символикой)
Продуктивная деятельность: Салют Победы
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Вылет насекомых »
Презентация: Лукерья – комарница.
Вечер муз. Д/И «Росянка – комариная смерть» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.221)
Проект познавательно - исследовательский: Весне новизна или первые вылеты насекомых.
3 неделя.
Продолжать знакомить детей с днями народного календаря «Ирина – Рассадница»
Познакомить детей с весенними работами.
Труд в природе. Посадка семян цветов.
Проект: Стоит над Томью град старинный
«Первый светофор в Томске»
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Семен – ранопашец»
Презентация: Цветочный календарь
Проект познавательно - исследовательский: Семен ранопашец. (Праздник картошки)
Подготовительная группа
Сентябрь
Задачи: Начать целенаправленную работу по формированию представлений о малой родине – родном городе, Сибири. Познакомить с особенностями природы, днями народного календаря.
Познакомить с днем народного календаря «Тит – грибник»
Презентация: А мы живем в Сибири.
Проект: Грибной день
Тит и Варфаламей. Путешествие в лесное царство. (Праздники здоровья для детей 5-6 лет М.Ю.Картушина – 68)
Презентация
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Семен – летопроводец, проводы лета»
Познакомить с днем народного календаря «Павел – рябинник»
Презентация: «Чудо - деревья Сибири»
Продуктивная деятельность: «Рябиновая сказка»
Знакомство с искусством: «Образ огня в русском народном искусстве» Источник: Родники стр.150
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Лука»; «Лук - от семи недуг»
Труд в природе: Осень в огороде
На прогулке находят корзину с овощами и фруктами и записку от Осени (она просит беречь свое здоровье, есть больше овощей и фруктов, особенно ЛУК)
Проект: А у нас дела в порядке, лук растет на нашей грядке.
Проблемная ситуация: Спор овощей и фруктов – кто полезней»
Итоговое мероприятие: «Луковые посиделки»
Хороводная игра «Луковка – раскоряковка»
4 неделя
«Солнечные дни бабьего лета»
Познакомить с днем народного календаря «Фома - хлебник»
Проект: Урожай с полей
Презентация: Страж полей – полевой.
Познавательно – исследовательская деятельность: Хлеб всему голова. (Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»). Знакомство со старинными орудиями труда - цепом и серпом. (Пословицы и поговорки о хлебе.)
Октябрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Арина - Листопадница»
Презентация: Журавлиный лет
Кукольный театр «Волшебный шиповник» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.35)
Развлечение: На лошадке в красной шапке
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Ерофей лешегон»
Познакомить детей с историей возникновения нашего города. Рассказать о мифическом персонаже Лешем.
Обратить внимание детей, какие деревья стоят красивые. Припомнить приметы и пословицы. Вспомнить загадки о лесных обитателях. Рассказ о поверьях людей в нечистую силу, знакомство с одним из них «лешим». Учить работать с природным материалом. Уметь отгадывать загадки о дарах сибирского леса.
Прогулка экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку лешего. Русская народная игра «Солнышко».
Чтение сказок о леших. Ручной труд. Создание поделок «Леший». Викторина. «Леший день»
Вечер загадок «Леший день» (источник: М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.50
Продуктивная деятельность: Осенняя сказка
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Покров»
«Россия – Родина моя»
Цель: Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширять кругозор сведениями о древней и современной Москве.
Знакомство с искусством: Первый чистый снежок (репродукции картин) Вечер игр «Матушка с ярмарки пришла» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.45)
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Сергей – капустник»
Познакомить с днем народного календаря «Никита – гусиный лет, гусепролет»
Проект: Никита – гусиный лет, гусепролет.
Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.
Ноябрь
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря ««ГОРОД МАСТЕРОВ»
Обратить внимание детей на то, как изменилась природа с наступлением холодов. Развешать в парке кормушки, сделанные своими руками. Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов, дать понятие балаган, базар. Прогулка в ближайший парк. Наблюдение.
Дидактические игры «Кто больше назовет», «Кто больше увидит». Сюрпризный момент. Дети находят на участке корзину с инструментами.
«Праздник ремесленников». Познавательное занятие. Разучивание русской народной песни «В кузнеце», исполнение русской народной мелодии «Ах вы, сени» на ложках.
Проект: Богашовская керамика.
Развлечение: Город мастеров «Ярмарка»
Продуктивная деятельность: Там золотая травка вьется.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Анна холодная» приметы ноября
Презентация: Знакомство со славянами.
Проект познавательно - исследовательский: Что за чудо этот лен.
ВХЛ: Как рубашка в поле выросла.
Продуктивная деятельность: Народная рубашка
Развлечение: По одежке встречают.
3 неделя.
Продолжать знакомить с днем народного календаря « Город мастеров» народный промысел
Знакомство с искусством: Осень танцует на мокром асфальте.
Продуктивная деятельность: Спасаем музей.
Презентация: Индюка распишем сами.
Знакомство с народными игрушками.
4 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Артемьев день»
Проект: Животные сибирского леса
Находят игрушку волка. Беседа о волке. Как животные спасаются от волка. (Заяц – меняет цвет и быстро бегает, белки прячутся на дереве…) Вспомнить сказки о волке. Кто сильней медведь или волк.
Знакомство с КРАСНОЙ КНИГОЙ
Продуктивная деятельность: Макет «Тайга»
ДЕКАБРЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Екатерина санница»
Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Дать сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря «Екатерина – санница». Провести игры - соревнования, эстафеты на санках.
Сюрпризный момент. Дети находят под кустами саночки. Спортивный досуг «Санный праздник». ( М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.90)
Лепка «Ребенок на санках». Ручной труд.
Презентация: Екатерина санница
Знакомство с одним из малочисленных народов проживающим на территории Томской области – Хантами.
Тема: Люди тайги и реки
Тема: Северные олени.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Пришла Варюха - береги нос и ухо»
Неделя здоровья: Варварин день
Презентация: Мать Сыра Земля
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Анфиса рукодельница»
Проект: Широкий славянский двор
Презентация: Дворовой
Продуктивная деятельность: Деревянное кружево Томска. (МАКЕТЫ)
4 неделя.
Продолжать знакомить с днем народного календаря « Спиридон – солнцеворот»
Продуктивная деятельность: К нам на елку, ой - ой - ой, Дед мороз идет живой (Оформление окон сюжетами из сказок)
Тема: Спиридон солнцеворот. Сладкая сказка. (Праздники здоровья в детском саду.М.Ю. Картушина – 95)
ЯНВАРЬ
1 неделя. Познакомить с народным праздником « Святки»
Тема: Святки
Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания). Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен. Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Дидактические игры «Кто больше увидит», «Кто больше назовет примет», «Закончи пословицу». Хоровод вокруг елки. Сюрпризный момент. Дети находят на дереве развешенные маски.
Разучивание р-н.игры «Кузнец». Вечер при свечах. Развлечение.
Презентация: Святки
Вечер музыкальных игр «Новогодний сапожок» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.100)
Театрализованные представления для детей младших групп: Новогодние елки в Томске.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Крещение»
Спортивные состязания: Крещение, Зимние забавы
Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян, вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам. Рассказать о крещении Руси.
Проект: Царица Водица.
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Зиновий синичник»
Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. Использование музыкально – дидактических игр на развитие ритмического слуха.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Письмо от синички.
Лепка из соленого теста птиц. Работа в изостудии. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Ручной труд.
Вечер подвижных игр «Синичкин праздник». Спортивный досуг. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63)
Акция: Синичкин день
Развлечение: Синичкин праздник
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Сретенье»
Подвести итог недельным наблюдениям, дать понятие «Сретенье». Разучивание закличек.
Отражать в рисунках изменения, происходящие в природе. Создавать аллегорические изображения зимы и весны.
Провести соревнования на улице с другой группой. Учить создавать чучело зимы, используя бросовый материал.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят два необычных портрета. «Сретение».
Работа в изостудии. «Веселые забавы».
Спортивное состязание «Как Зима с Весной силой мерялась» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63)
Презентация: Встреча Зимы с Весною. Сретение. (Родники – 72)
Знакомство с искусством: ОБРАЗ ОГНЯ в русском искусстве.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Феняспасовые коренья»
Проект познавательно - исследовательский – «Целители на окнах»
Труд в природе.
Продуктивная деятельность – «КРАСНАЯ КНИГА».
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Михайлов день»
«Образ русских богатырей» Михайлов день (21 ноября)
1.Чтение былин и легенд о богатырях. Прославители богатыри – гусляры. «Садко».
Знакомство с днем народного календаря.
2.Знакомство с музыкальным инструментом гуслями. Слушание музыкальных произведений.
3.Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.
Продуктивная деятельность: Михайлов день (изготовление богатырей, работа с фольгой)
4 неделя.
Познакомить с праздником «Масленица»
Проект: Город мастеров
Продуктивная деятельность: Зимние сказки.
Изготовление чучела зимы. Ручной труд.
Познавательно – исследовательский проект: Город мастеров (Из истории предметов: Бабушкин сундук. Д/И «Что было раньше». (Сейчас - шкаф, раньше – сундук) Кто делал мебель.
МАРТ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Овсянка »
Весенний праздник «Встреча весны» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.150)
Какая женщина не любит себя украшать.
Знакомство с искусством: Головные уборы русских женщин
Продуктивная деятельность: КОКОШНИКИ ДЛЯ МАМ.
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Герасим - грачевник»
Рассмотреть какие деревья растут на территории детского сада. Познакомить детей с тем как люди передавали свои знания. Передача с помощью рисунка, знака, символа, схемы. Рассказать, как и на чем писали в старину. Знакомство со славянской азбукой. Рассказ библиотекаря о братьях монахах Кирилле и Мефодии. Познакомить детей с изготовлением книг в старину. Проследить путь создания книги от старины и до наших дней. Подарить изготовленные книжки детям младших групп.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Дидактические игры «Найди такой же», «С какого дерева листок». Сюрпризный момент. Дети находят странные знаки на песке, кусочки бересты с символами. Речевые игры «А_О_У_Ы.», «Согласные звуки», «Кто быстрее составит слово».
Посещение библиотеки. Свойства материалов. Опыты.
Изготовление книжки – малышки. Ручной труд.
Развлечение: Наум – грамотник. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр. 93)
Презентация: Знакопись. Батюшка Наум – наведи на ум.
3 неделя.
Познакомить с днем народного календаря « Василий - капельник»
Познавательно – исследовательский проект «Свойства воды»
Спортивное развлечение «Солнечный хоровод» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.156)
Продуктивная деятельность: Оживим волшебную страну
4 неделя.
Познакомить с праздником «Федул - ветреник »
Тема: Какого цвета весенний ветер
Познакомить с праздником, приметами этого дня. Наблюдение за погодой, послушать, как разговаривают деревья, придумать, о чем могут говорить деревья. Рассказ воспитателя о празднике «Федул – ветреник». Познакомить с пословицами, приметами этого дня. Познакомить детей с понятием стихия. Рассказать об одной из них «Воздух». Прогулка экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят на участке веера. Игра «Федул». Чтение сказок о ветрах. Динамическая пауза «Ветры». Просмотр видеофильмов о ветрах, ураганах. Проведение опытов с воздухом. Работа в экспериментальном уголке.
Проект познавательно – исследовательский «Свойства воздуха»
Развлечение: Пришел Федул – теплом подул. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.193)
Презентация «Стихия – воздух»
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Жаворонки»
Закрепить стадии и приметы весны, попускать ручейки, разрыхлить снег, отметить изменения погоды. Дать возможность рассказать о них. Познакомить детей со встречей весны на Руси. Создавать образ жаворонка-предвестника весны, используя соленое тесто. Провести турнир, кто больше знает закличек, игр, примет, пословиц, загадок.
Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку птицы.
Словотворчество. Заучивание русских народных закличек «Весна – крана», «жаворонки прилетели».
Народная игра «Бай, качи, качи». «Жаворонок». Ручной труд.
«Народная поэзия». Викторина. Игра «Птицы, собираются в стаи», «Кто быстрей построит дом для птиц», «Найди перелетных птиц».
Оформление выставки «Птицы нашего края».
2 неделя.
Познакомить с днем народного календаря «Праздник куличиков»
Во время прогулки по территории детского сада, рассмотреть с детьми вербу. Рассказать детям о празднике Пасхи. Познакомить с традицией, красить яйца, познакомить с элементами росписи.
Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят на участке курочку с лукошком яичек. Русская народная игра «Горелки»
Роспись яичек. Работа в изостудии. Слушание песни «Пасха» Лазарева. Разучивание русских народных игр «Бояре», «Кострома» и др.
Выставка работ «Чудо Писанки»
Развлечение «Ярилины игры». Инсценировка сказки «Курочка Ряба на новый лад».
Театрализованное представление «П
Рекомендуем посмотреть:
Программа по логопедической ритмике для детей старшей группы с ОНР
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей 3-6 лет
Кружковая работа для детей 5-7 лет: фотостудия
Программа сохранения и укрепления здоровья детей в детского саду
Похожие статьи:
Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)
Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста