Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Матушка Природа

Конспект НОД для старших дошкольников «Матушка Природа — кладовая здоровья»
Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Будет интересен и полезен воспитателям ДОУ в области Познавательное развитие, Ознакомление с природой.
Программное содержание:
• Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Нижегородской области.
• Закреплять знания детей об их внешнем виде, строении.
• Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине, пользе при использовании для организма человека.
• Знакомить детей с приготовлением настоя из растений.

Развивать коммуникативные способности детей, наблюдательность, внимание, память, речь, мышление.
•Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира,
•Относиться к природе эмоционально, бережно, желание больше узнавать о родной природе.

Дети входят в группупо р-н-музыку. Их встречает вос-ль в р-н костюме.

В: - Здравствуйте, дети. Получили вы моё письмо? Я, бабушка-Здравушка.

Живу, не старею-
Никогда не болею
И вам здоровья желаю.

- В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите: «Доброго здоровья! »

- Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей.

- «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник».

- И у меня есть книга такая. Досталась мне она от бабушки, а ей от её бабушки.

- Хочу я вас к себе в гости пригласить и поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а может быть, и вы меня чему научите. Ну, что хотите в гости ко мне?

Д: Да! Конечно!

Б-З: Тогда вставайте со стульчиков и вперёд! Через лес придётся нам идти.

Физкультминутка:
«Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес.
(шагают с продвижением вперёд)
Ты о чём шумишь листвою
Расскажи - не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
(Повороты вправо-влево, развести руки в стороны, прижать ладони к груди)
Только в лес мы пришли-появились комары.
(маршируют на месте, имитируют укусы комаров, похлопывают по разным участкам тела)
Снова дальше мы идём - перед нами водоём!
(шагают на месте)
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз- два позади уже вода.
(Прыжки)
Раз – два, раз- два впереди теперь изба.
(машут руками над головой)

Б–З: Вот мы и пришли. Проходите, гости дорогие, да рассаживайтесь на лавочки. А вот и книга моя, с помощью этой волшебной книги мы отправимся в страну лекарственных растений. Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?

Д: - Потому что они лечат от разных болезней.

Б: Правильно. А какие вы знаете лекарственные растения?

(Дети перечисляют.)

-Богат наш край Нижегородский лекарственными растениями.
Располагайтесь по удобнее, я открываю страничку.
(Звучит спокойная музыка.)
-Отгадайте загадку, про какое растение рассказывается на первой страничке?
- На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар.

Д:- Это одуванчик.

В: Посмотрите, правильно вы отгадали?

Обращает внимание детей на экран.

-Это очень нужное и полезное растение. Оно

произрастает не только у нас в Нижегородской области, но и по всей России.

Кто хочет рассказать о нем?

Дети рассказывают, опираясь на модель «Растение». Слайд №2.

Д:- Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель,

слегка резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель:
- А знаете ли вы ребята, чем он полезен и как его используют? Ну, тогда слушайте внимательно. В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?

Дети читают стихи.

В: - Молодцы! Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения!

Перевернём следующую страничку.

Слушайте загадку:

«Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук».
(Подорожник.)

Обращает внимание на экран.

-А где он растет?

Дети: Вдоль дорог.

В: А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Ответы детей.

В: Давайте заглянем, что книга нам рассказывает про травку. Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник. Догадались, почему?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей.

В:- Подорожник обладает ранозаживляющим свойством.

Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника:

«Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран».

Прежде, чем прикладывать листок подорожника его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ране. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

Воспитатель: Засиделись вы ребятки. Пора немного отдохнуть вам. Давайте присядем на полянку и отдохнем. Закройте глаза.

Релаксация.

(звучит музыка П. Марка " Одинокий пастух")

«Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы, луга. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром - царства лекарственных растений. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Воспитатель: Отдохнули? Переворачиваем страничку. Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать. Вот вам следующая загадка:

«Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? »

Д: Крапива.

Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, где она растёт?

В: Она растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Огородники считают её жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Крапива – лекарственное растение. Лекарство спрятано в листьях и стеблях. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

-Перевернём страничку. Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

«Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… »

Д: Ромашки.

В: А кто знает, как правильно называется лекарственное растение ромашка?

Д: Ромашка аптечная.

Правильно. Кто хочет рассказать об этой красавице?

Д: - Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
В: Все правильно. Ромашка – это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя»? Эти слова относятся и к нашему краю. Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений.

А может вы знаете, как используют ромашку аптечную?

Ответы детей.

В:- Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай! »

(Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).

Вопросы:
- Что такое лекарственное растение?
- Для чего используют лекарственные растения?
- В какую погоду собирают лекарственные растения?
- Почему подорожник так назвали?
- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов?
- Где можно собирать лекарственные растения?
- Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

В: О каких лекарственных растениях сегодня мы с вами разговаривали?

Д: О ромашке, одуванчике, крапиве и подорожнике.

В: На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями.

Вы должны внимательно наблюдать и помогать мне. Из каких лекарственных трав мы

будем готовить настой?

Д:- Из ромашки.

Воспитатель: - Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым модно

прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак, что мы сейчас будем готовить?

Д:- Настой из лекарственных трав.

В: - Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений

(Дети помогают: набирают растения в ложку, высыпают в стакан.)

-Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?

Д: Вода была бесцветной.

В: Накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.

Д: Вода меняет цвет.

В: Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

В: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам у меня в гостях, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

Ответы детей.

-Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.

В: - А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав. Такой чай называют - фиточай. Я хочу угостить нас чаем из липы. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!

Дети угощаются фиточаем с баранками и мёдом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Смена дня и ночи» Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки» Конспект НОД в старшей группе. Разноцветные лошадки Конспект НОД в старшей группе по теме «Путешествие на весеннюю лужайку»

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе на тему: Пещерные люди

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Лекарственные растения Урала»

План-конспект родительского собрания на тему: ЗОЖ в детском саду
Опубликовано: 3345 дней назад (1 ноября 2015)
Просмотров: 2607
Рубрика: Конспект НОД
+3
Голосов: 3
Ольга Владимировна Еременко # 1 ноября 2015 в 19:14 0
Спасибо, Ольга Николаевна, за полезный материал! Я сама из Нижегородской области, и обязательно проведу такое занятие с воспитанниками.
Светлана Борисовна Рябчук # 1 ноября 2015 в 19:42 0
интересный материал,если бы Вы еще добавили фото-материал было бы вообще замечательно. Многие лекарственные растения наших областей совпадают, думаю этот материал будет полезен не только педагогам Нижегородской области.
спасибо,голос.
Елена Вениаминовна Богатырева # 1 ноября 2015 в 20:36 0
Очень интересная НОД, познавательно для детей. Благодаря Вашему занятию у детей формируются представления о лекарственных растениях, их свойствах.Вы воспитываете у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края. Голосую с удовольствием!