Конспект урока литературного чтения по теме: "Изучение рассказа Л. Пантелеева "Две лягушки"".
Автор: Тутукова Ольга Семёновна, учитель начальных классов.
Место работы: МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 234.
Назначение материала: материал предназначен для учащихся 2-го класса, программа «УМК Начальная Школа XXI - века».
Цель:
- формирование читательской компетентности учащихся способствование осознанию себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- развитие умения аргументировать свою деятельность, выражать отношение к героям, событиям, языку произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжить знакомство с творчеством Л. Пантелеева;
- проанализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения;
- учащиеся научаться осознанно читать с целью удовлетворения интереса, приобретение читательского опыта.
Метапредметные:
(познавательные УУД)
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию.
(коммуникативные УУД)
- слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
- учавствовать в коллективном обсуждении;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
(регулятивные УУД)
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
(личностные УУД)
- формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: портрет Л.Пантелеева, учебник, раздаточный материал, АРМ.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Учитель приветствует детей.
Звучит музыка «Улыбка».
Учитель: Самое доброе знакомство начинается с улыбки и выражения радости от встречи. Я очень рада встрече с вами. Давайте друг другу улыбнемся.
Мы друг другу повернулись,
Мы друг другу улыбнулись.
И улыбка без сомненья
Нам поднимет настроенье.
(слайд анимация улыбка)
II. Сообщение темы урока.
Ну - ка ты проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Учитель:У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться).
2. Работа по теме урока.
А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете, кто будет главным героем нашего сегодняшнего урока?
Соедини название животного и его сказочное прозвище.
( работа с таблицей).
(Проверка по слайду.)
Какое животное осталось без характеристики?
(Лягушка)
Вспомните, как лягушку называют в литературных произведениях.
Где живёт лягушка?
-Кто же герой нашего сегодняшнего урока?
(Оцените)
-Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с новым произведением, где герои не одна, а…
Давайте его прослушаем.
(Диафильм произведения)
Учитель: Интересно было слушать это произведение? Почему?
Если бы вы были авторами, как бы вы назвали данное произведение?
(ответы детей……….)
Учитель: А автор назвал это произведение «Две лягушки»
(Слайд с названием)
А кто ещё нас конкретно интересует в литературном произведении?
(автор) Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. Псевдоним - Алексей Иванович Еремеев
Учитель: Работаем с маршрутным листом.
Какой жанр у данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ.
(проверяем) (сказка)
I этап маршрутного листа.
Басня Сказка Рассказ
Обведи правильный ответ
Учитель: докажите что это сказка? Речевые обороты:
(Слайд: жили были, герои думают, говорят, повторы)
Учитель:Я хочу вам немного подсказать прежде чем задать следующий вопрос.
Учитель: у этой сказки есть автор. Значит эта сказка - авторская?
Учитель: В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые слова.
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
БАРАХТАТЬСЯ
БУЛ-ТЫ-ХАТЬ-СЯ
БУЛТЫХАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
ЗАХЛЕБНУТЬСЯ
II этап маршрутного листа. (словарная работа)
(Слайд «Оцените себя»)
Физминутка для глаз.
Работа с учебником (страница …..)
- Работаем с учебником. Предлагаю прочитать сказку самостоятельно.
- Повторим правила самостоятельного чтения.
1. Работать надо так, чтобы не мешать своим товарищам.
2. Тот, кто прочитал, может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к тексту.
Будьте внимательны, читаем всё произведение сразу, у меня приготовлено много вопросов.
Учитель: Найдите в тексте.
Что случилось однажды с лягушками? (они попали в погреб)
Как они оказались в горшке с сметаной?
Почему лягушки не смогли выбраться? (у горшка очень высокие стенки)
Какие они были по характеру? (сильная, веселая, трусиха, лентяйка, соня).
(Слайд)
Скажите, как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы детей)
Ученики: Трусливая и ленивая лягушка не стала бороться за жизнь. А храбрая и упорная решила спасти себя.
Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки?
Подобные ситуации бывают с людьми?
Учитель: Молодцы, вы подметили главные черты в характере героев сказки. Давайте составим сравнительную характеристику главных героев.
Работаем с маршрутным листом задание № 3….
(слайд с таблицей)
III этап маршрутного листа.
(соедини стрелками)
Учитель: Какую характеристику дали лесной лягушке? Городской?
С какой лягушки надо брать пример?
Для кого написал Л.Пантелеев сказку?(для детей)
А взрослые могут читать её? Почему?(Л.Пантелеев писал и подразумевал людей)
Вывод: И врослые и дети могут научиться из этой сказки чему?(Выход из трудной ситуации)
(Слайд самооценка сигнальными карточками)
Физкультминутка
Учитель: Сейчас переходим к творческому заданию. Необходимо выбрать модель обложки для данного произведения. Давайте вспомним систему заместителей жанров и тематики.
Учитель: Возьмите конверт № 1 и выберите правильную модель обложки. Посоветуйтесь. Докажите. (Сказка, сказка о животных, авторская сказка).
Учитель: В жизни бывают различные ситуации: веселые, грустные, трудные. Какая ситуация была описана в этой истории? (трудная)
А.С.Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…;
- Что автор хотел показать этим произведением? (никогда не сдаваться). Подтвердите словами текста.
- В чем мудрость этой сказки.?( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями)
Учитель: Повернитесь к своему соседу по парте, и дайте несколько советов, как нужно вести себя в трудной ситуации.
Эпиграф.
Вы все молодцы, вы на уроке боролись, искали, находили правильные ответы. И если у вас что-нибудь, когда-нибудь не будет получаться, и почти опустятся руки, вы не сердитесь, не злитесь, не ругайтесь.
Бороться и искать найти, и не сдаваться,
Хороший девиз во все времена.
Не стоит лишь в силах своих сомневаться.
И давайте скажем хором «Не падай духом, борись, ищи ,не отступай и не сдавайся».
Спасибо дети за урок
Сегодня каждый мне помог
Моя визитка в добрый час
Пусть так же выручит и вас
Пройдите по ссылке и посмотрите урок с презентацией:
https://yadi.sk/d/KetW-009cmBWR
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе