Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока математики, 4 класс. Тема: Транспортир

Конспект урока по математике, проведенного в 4 классе
Провела учитель начальных классов Кузнецова Ольга Владимировна
Тема: «Транспортир»
Класс: 4
Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.
Задачи:
- познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
- научить пользоваться им и измерять углы;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать внимание, воображение учащихся.
Оборудование: транспортир, АРМ-учителя, проектор, документ-камера.
Ход урока:
- Добрый день.
- Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».
- Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения. Дети стоят возле парт, приветствуют учителя. Садятся за парты. Слушают учителя.

- Запишите в тетради сегодняшнее число и классная работа.
- Сейчас мы с вами проведем математический диктант. Двое выходят к доске. А все остальные в тетрадях записывают только ответы.
1. Запишите последующее число для числа 68730.
2. Запишите предыдущее число для числа 30000
3. Запишите соседей числа 100 000.
4.Запишите в виде суммы разрядных слагаемых наибольшее шестизначное
5. Во сколько раз 88 000 больше 100?
6. Увеличьте 1700 в 4 раза.
7. Уменьшите 60 000 в 5 раз.
8. Найдите разность чисел 10 000 и 210.
9. Сколько нулей нужно записать после 3, чтобы она обозначала десятки тысяч?
- Возьмите в руки карандаши и поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Давайте проверим друг друга.
- Ребята, отгадайте ребус.
На доске появляется ребус.
- Правильно здесь спряталось слово угол.
- Что такое угол?
- Какие углы мы знаем?
- Что значит острый угол?
- Сколько градусов составляет прямой угол?
- Какой угол называют тупым?
- А какой угол является развернутым?
- Что значит смежные углы?
- Чему равна сумма смежных углов?
- Что является единицей измерения углов?
Угол - геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (которая называется вершиной угла)
Углы бывают: острые, прямы, тупые и развернутые, смежные, вертикальные.
Это угол меньше 90°.
Прямой угол – это угол в 90°.
Угол больше 90°.
Угол в 180°.
Смежные углы - это пара углов с общей вершиной и одной общей стороной. Две другие стороны составляют продолжение одна другой и образуют прямую линию.
Сумма смежных углов равна 180°.
Градус.
- Чтобы измерить угол в градусах, надо узнать, сколько раз в нем содержит¬ся 1°. Для этого мерку в 1° надо последовательно отложить от одной из сто¬рон угла. От какой из сторон - значения не имеет, так как результат из¬мерения от этого не зависит. Откройте учебник на странице 17, рис. 1.
- Измерять углы в градусах непосредственным откладыванием неудобно. Однако есть прибор, который позволяет измерить любой угол от 0° до 180° легко и быстро. Называется он транспор¬тир. На шкале транспортира зафиксированы ре¬зультаты откладывания углов от 0° до 180°. Це¬на деления шкалы равна 1°. Для удобства отсчет градусов по шкале идет в двух направлениях. Посмотрите рисунок 2. Кроме делений по 1° на транспортире есть еще деления по 5° и по 10°.
- Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока «Транспортир».
Дети открывают учебник на 17 странице. Смотрят рисунок 1.
Дети смотрят рисунок 2, страница 17 учебника.
- Стоп, урок! Стоп, дела!
Отдыхать пришла пора!
- Предлагаю поиграть в игру «Истина- ложь». Истина – хлопаем, ложь – топаем
1.Острым называют угол, который больше прямого?
2. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
3. Единица измерения углов: килограмм?
4. Тупой угол меньше прямого угла?
5. Угол - фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки?
6. Биссектриса - это луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам?
7. Два угла можно сравнить с помощью наложения?
8. Величина острого угла равняется 126?
9. Ар - единица измерения площади?
- Я просила принести на урок транспортиры. Покажите мне их.
- Посмотрите, какие бывают разные транспортиры. А их функция одна – измерение углов.
- Чтобы измерить угол транспортиром, надо центр транспортира совместить с вершиной угла. Тогда число штрихов шкалы между сторонами угла будет равно градусной мере этого угла. Рисунок 3.
Показывают транспортиры.
- Чему равен угол МКТ?
- Как мы это узнали?
- Правильно. Молодцы.
- Обратите внимание, у транспортира есть внутренняя и внешняя шкала. Найдите их. Покажите пальчиков внутреннюю шкалу транспортира, а теперь внешнюю.
- У транспортира есть центр. Это точка, которая расположение по середине. Найдите ее и покажите сначала в учебнике. А теперь на своих транспортирах.
- Еще проще определить величину угла, если одна из его сторон проходит че¬рез начало отсчета на шкале. В этом случае градусную меру угла покажет штрих на этой же шкале, через который проходит другая сторона. Рисунок 4, страница 18.
Дети смотрят рисунок 3, страница 17 учебника.
Угол МКТ равен 32°.
Мы от 137° отняли 105° и получилось 32°.
Дети рассматривают рисунок 3 и показывают внутреннюю и внешнюю шкалы транспортира.
Дети находят центр транспортира.
Дети смотрят рисунок 4, страница 18 учебника.
- Прав ли Олег?
- Правильно. Молодцы
- Предлагаю потренироваться. Посмотрите на задание 4, страница 19.
Дети выполняют задание.
- Читаем первое задание в учебнике на странице 18.
- По какому рисунку можно определить транспортиром величину угла, а по какому - нет? Почему? Там, где это возможно, выполни вычисления, поль¬зуясь верхней и нижней шкалой транспортира.
Читается и выполняется первое задание на странице 18.
Ответ детей: Величину угла можно определить по рисункам 6, 7 и 8.
- Читаем задание 3 на странице 19.
- Давайте проверим этот алгоритм.
Дети читают задание 3 на странице 19.
Олег измерил угол MON (рис. 9) по алгоритму:
В результате у него получилось, что угол MON = 50°. Прав ли он? Если нет, то объясни, в чем его ошибка?
Совмещаем вершину угла с центром транспортира.
- Что мы делаем в самом начале?
- Какой наш второй шаг?
- Наш третий шаг?
- Чему она равна? Мы расположили транспортир так, чтобы сторона угла проходила через нуль шкалы транспортира.
Мы определяем по шкале меру угла.
Угол равен 130°.
Олег не прав, т.к. он смотрит на внешнюю шкалу транспортира, а надо смотреть на внутреннюю, т.к. это тупой угол.
- Кто выполнил? Поднесите свой учебник и положите его под документ-камеру. Мы сейчас все сверим.
- Сколько у нас с вами получился угол АОВ?
- Чему равен угол ВОЕ?
- Сколько градусов угол АОD?
- Угол СОF равен?
- У всех получилось измерить углы транспортиром?
- Если у кого-то получились другие результаты, исправляйте.
Выбирается один ученик, выполнивший задание 4. Он подходит к столу учителя и кладет учебник под документ-камеру.
Угол АОВ равен 40°.
Угол ВОЕ равен 125°.
Угол АОD равен 90°. Это прямой угол.
Угол COF равен 100°.
Дети сравнивают меру своих углов с изображение на доске.
- Сегодня мы с вами научились пользоваться … чем? Что он измеряет?
- Что является единицей измерения углов?
- На следующем уроке мы продолжим закреплять полученные навыки работы с транспортиром. А также узнаем, что транспортир применяют не только для измерения, но и для построения углов.
- Запишите домашнее задание: с. 19, № 6, с. 20 № 8, с. 21 № 15.
- В задании № 6 на странице 19 необходимо найти все прямые, тупые, острые и развернутые углы, опираясь на рисунок 11. Определить величину каждого из этих углов и сделать соответствующие записи рядом с рисунком.
- В задании № 8 на странице 20 необходимо измерить транспортиром и записать градусную меру углов.
- В задании № 15 на странице 21 необходимо решить примеры и расшифровать, кто из поэтов XIX века выступал под псевдонимом Козьмы Пруткова.
- Домашнее задание понятно всем?
- Спасибо всем за урок.
Дети записывают домашнее задание, слушают объяснение учителя, смотрят в учебник.

Рекомендуем посмотреть:

Школьная олимпиада по математике 4 класс Конспект урока по математике - 4 класс УМК «Школа 2100» Конспект урока-путешествия по математике в 4 классе Урок математики в 4 классе

Похожие статьи:

Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе

Конспект урока математики, 4 класс. Разработка. УМК «Школа России»

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Конспект урока математики в 4 классе (программа Занкова) по теме: «Решение уравнений разного уровня сложности»

Урок-путешествие по математике в 4 классе

Опубликовано: 1458 дней назад (21 января 2018)
Просмотров: 1093
Рубрика: Математика
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!