Обобщение опыта экологической проектной работы. Работа на результат в проектной экологической деятельности.
Работа на результат в проектной экологической деятельности.
С чего всё начиналось.
Автор: Перковская Ольга Владимировна, координатор центра экологического образования в Молчановской школе №1, Томской области, руководитель экологического клуба «Исследователь».
Цель: воспитание гражданской активности и формирование экологически ориентированного сознания, направленного на достижение улучшения окружающей среды.
Задачи:
1. развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
2. воспитание потребности к расширению знаний;
3. раскрытие богатства внутреннего мира каждого ребенка;
4. выявление и развитие талантливых и одарённых в разных экологических областях детей;
5. научение ребенка обретать смысл деятельности, осознавать себя, свои способности.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы экологического клуба «Работа на результат в проектной экологической деятельности». Данная работа была выполнена в рамках областного экологического конкурса «Лучший педагог-эколог». В этом конкурсе я стала победителем в номинации «Экологический лидер».
Данный опыт будет полезен учителям и воспитателям, которые занимаются проектной деятельностью, педагогам-организаторам, руководителям детских объединений естественно -научной направленности.
Отношу себя к той группе педагогов, которые не только учат, но и создают условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников.
В современной школе высоко ценится организация научных исследований, но такая работа детей не может проходить спонтанно, инициированная самими школьниками. Подобной деятельностью даже в научных учреждениях руководят опытные сотрудники, доктора и кандидаты наук. Отсюда понятно, что в школе тоже должен руководить педагог, который опирается на специальную методическую литературу. Причем здесь недостаточно общего описания разнообразных процедур и условий постановки опытов, как например на уроках. Научный поиск имеет свою специфику. С особенностями научных разработок к 2003 году я была мало знакома, а областные проекты давали возможность работать с учеными, которые возглавляли эту работу и оказывали методическую помощь. Меня учили научные руководители, а я в свою очередь учила детей не научному описанию результата, а научному подходу к проблеме, которую мы пытались своими проектами решать.
Была составлена трехлетняя программа для учащихся 11 - 16 летнего возраста. Рассчитана на непрерывную работу по проведению исследований: в течение учебного года – работа клуба, а летом - экологический лагерь.
Работа велась по трём направлениям.
Начало проектной исследовательской деятельности было положено на курсах повышения квалификации учителей, где педагоги из ТГУ рассказали о проекте «Изменим свое отношение к «нелюбимым» животным». Организаторы предложили несколько направлений проекта: исследовательская деятельность, видеосъемки, рисунки, поделки и рассказ. Проект осуществлялся новосибирскими и томскими учеными при поддержке Агентства США по Международному Развитию и Института Устойчивых Сообществ в рамках программы РОЛЛ. Центральная номинация этого проекта – исследовательская деятельность школьников по изучению земноводных и пресмыкающихся нашей местности.
Весной была сформирована группа из ребят 5-8 классов, которые в летний период проводили исследования по встречаемости земноводных и пресмыкающихся в десяти биотопах, то есть работали на трансектах (маршрутных линиях).
Чтобы проследить, как проходит развитие лягушки остромордой в условиях неволи, ребята вели наблюдение в кабинете, куда и была принесена икра в конце весны. Результатом нашей работы стал научно-исследовательский проект: «Земноводные и пресмыкающиеся окрестностей с. Молчаново» и доклад на итоговой конференции ( ТГУ).
Группа заняла:
• Первое место в областном конкурсе «Лягушка – царевна» в номинации «Исследовательская работа»;
• Второе место в номинации «Видеофильм».
• 11 школьников, работавших над проектом, получили дипломы I степени.
Вскоре Новосибирским педагогическим университетом был издан сборник: «Амфибии и рептилии в Западной Сибири (сохранение биоразнообразия, проблемы экологической этики и экологического образования)» (Новосибирск), где были опубликованы исследования ребят. Сведения по биотопическому распределению и численности земноводных и пресмыкающихся ключевого участка включены в Зоологический Банк данных коллективного использования ИСиЭЖ СО РАН (г. Новосибирск). Оригинальная информация о находках ряда видов использована при издании буклета «Введение Красной книги Томской области» (2006). Оказалось, что севернее Томска подобных исследований не проводилось. Летом следующего года один из аспирантов биолого-почвенного факультета ТГУ использовал в своей диссертационной работе ряд данных нашего исследования, работал в Молчаново и показатели детей были подтверждены.
• На V Региональной конференции – конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи – российской науке и технике» в ТПУ этот проект представлял Сорокин В.. Слава стал победителем и награжден дипломом II степени на секции «Экология».
На второй год организована работа клуба по трем направлениям. Исследования ведутся совместно, а вот проекты оформляются группами по интересам. Деятельность направлена на образование, воспитание и развитие школьников, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления. К работе постоянно привлекаются увлекающиеся ребята. Повышается личная ответственность ребят за полученные результаты, и расширяется круг приобретенных навыков. Увеличивается агитационная деятельность через листовки, публикации в средствах массовой информации, расширяется круг партнеров.
В результате второго года работы группы выполнены три проекта. Они защищены на конференциях округа, а проект «Состав питьевой воды с. Молчанова и с. Соколовка», который проводился в рамках областного конкурса «Чистую питьевую воду – жителям Томского Приобья», принял участие в областной конференции. В Региональном экологическом конкурсе «Мой вклад в охрану окружающей среды», организованном Международным фондом при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества через АНО «Российский экологический центр» и компании ЗАО «Ан-Би-Скрин» данный проект получил диплом и памятный подарок от благотворительного фонда «Научное партнерство» (г.Черноголовка, Московская область) за актуальность, оригинальность и высокий исследовательский уровень.
В третий год расширяется деятельность клуба. Подана заявка на получение гранта ОГБУ «Облкомприрода» для реализации не только исследовательской работы, но и осуществления практического проекта по очистке трех водоемов в черте села Молчанова.
Нам удалось выиграть грант на 20 000 рублей и реализовать задуманные проекты.
С берегов трёх водоёмов было убрано 9 тонн мусора. Освоили методику написания социального проекта, который был назван «Молчановским водоемам – чистые берега». Группа также принимала активное участие в областном марафоне «Чистая вода – для всех».
За три года работы мы серьезно расширили сотрудничество с учреждениями образования и здравоохранения района, а также подразделениями исполнительной и представительной власти села. После публикаций в местной прессе, посвященных нашим исследованиям, группу пригласили на заседание Думы района, где ребята ознакомили депутатов с проблемой питьевой воды в районе и статистикой заболеваний, вызванных употреблением некачественной питьевой воды. Депутаты районной Думы одобрили работу группы «Исследователь» и внесли коррективы в перспективный план по выполнению проекта «Вода питьевая», а я как руководитель группы была включена в состав координационного совета по реализации этого проекта.
Итоги работы третьего года группы «Исследователь»:
• Первое место в III окружной научно-практической конференции «Глобальные проблемы века» занял проект «Экологическое состояние водоемов в черте с. Молчаново».
• Два проекта стали лауреатами областного экологического конкурса.
• II место - завоевал проект «Развитие личинок остромордой лягушки» в номинации «Зоология и экология животных»;
• Диплом II степени «Проблемы питьевой воды с. Молчаново» в номинации «Охрана и изучение окружающей среды»;
• Первое место на Региональной научно-практической конференции школьников Сибирского Федерального округа «Эрудит» (г.Новосибирск) занял проект по питьевой воде;
• Командное первое место на областной водной конференции школьников заняли шесть участников с социальным, исследовательским и практическим водными проектами. Исследовательский проект «Экологическое состояние водоемов села Молчанова» был выдвинут организаторами конкурса для участия в Российском этапе водных проектов.
• Члены группы «Исследователь» Карпов В. и Ковалев П. стали участниками и финалистами IV Всероссийского конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов старшеклассников в сфере охраны и восстановления водных ресурсов в Москве.
• Четверо членов клуба «Исследователь» получили Дипломы участников Московского фестиваля исследовательских работ «Портфолио».
• Первое место (Степанова Юлия) на областном этапе Всероссийского конкурса «Юные исследователи окружающей среды».
От областного комитета ОГУ «Облкомприрода» Степанову Юлию представили для участия в конкурсе на премию Правительства РФ по поддержке талантливой молодежи. Она прошла отборочный тур и награждена премией в размере 30 000 рублей.
В новом учебном году в рамках работы экологической пилотной площадки мы расширяем свой клуб.
У клуба «Исследователь» изменилась структура. Появились начальная группа (2-4 классы), средняя группа (5-7 классы) и старшая группа (9-10 классы). Каждая группа имеет свою программу проектной деятельности эколого-биологического направления.
В начальной школе учащиеся учатся отличать тексты научные от художественных, правильно производить замеры и заносить их в таблицу, проводить наблюдения, экспериментировать и планировать эксперимент, выдвигать гипотезы и проверять их. Они являются участниками наших экологических акций: «Кормушка для птиц», «Щедрая кормушка», «Сохраним зеленого друга», «Зелёный наряд школьному дворику» и другие.
Учащиеся 5-7 классов учатся проводить наблюдения и эксперименты, участвуют в проектной деятельности и постигают методики оформления проектов социальных: «Сохраним зеленого друга» и «Школьный дворик».
Ребята из старшей группы начинают работу над своими проектами (согласно выбранной теме) и совместным социальным проектом.
В этом году программа летнего оздоровительного лагеря была экологизирована. Мы с волонтёрами начали проводить экологические пятницы. В течение недели мы подбирали материал, а в пятницу проходили наши мероприятия. Результатом работы волонтеров стал проект «Работа в летнем оздоровительном лагере», который занял I место в областной экологической конференции, как просветительский проект (г. Томск, 28 школа).
• Приняли участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». На фестиваль был представлен проект «Экологическое состояние водоёмов в черте села Молчанова» (Издательский дом «Первое сентября» г. Москва).
• Два проекта участвовали в финале Всероссийского конкурса исследовательских работ и стали победителями VI Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле» (Москва).
Стали дипломантами XIII Международной экологической конференции молодёжи и школьников «ЭКО -2007» в Москве.
• Клуб «Исследователь» награждается дипломом за участие во Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета» (Москва).
В этот год подала заявка в ОГБУ «Облкомприрода» на оказание финансовой поддержки в размере 30.000 рублей для реализации проекта «Поездка на Алтай для участия в региональной смене юных экологов». Этот грант мы выиграли.
Формами реализации проекта стали мероприятия по экологическому воспитанию и образованию группы «Исследователь» на территории экологического лагеря «Заповедная Родина».
Цель проекта: активное участие в работе лагеря и обмен опытом по непрерывному экологическому образованию.
Экологическим эффектом следует считать популяризацию интеллектуально-творческой деятельности школьников в области охраны окружающей среды в рамках работы регионального экологического лагеря.
Поездка является целью для реализации многих задумок дальнейшей работы нашей группы. В этом году стартовал межрегиональный проект «Кедр – возрождение традиций», приуроченный к юбилею Томска и начатый по инициативе экс-губернатора Томской области В. М. Кресса. В течение последних лет ребята из области реализуют этот проект на территории разных городов во время своих поездок. В этом году ОГБУ «Облкомприрода» предложила нам этот проект претворить в жизнь на территории Алтая.
В 2010 году нас вновь пригласили на Алтай, но теперь уже на территорию Катунского биосферного заповедника. Мы жили на Среднем Мультинском озере.
В следующий год приняли участие в X областном этапе международного фестиваля «Детство без границ» с проектом «Фенологические наблюдения в Молчаново».
Получаем грант 30 000 рублей для реализации проекта «Экологический транзит».
Местом, где будет реализовываться проект, являются летние лагеря школ Молчановского района (5 школ). Срок реализации проекта с 1 июня – 20 июня проведение экологических кругосветок в школах района членами экологического клуба «Исследователь».
Форма реализации проекта: мероприятия по экологическому воспитанию и образованию «Здоровые дети на зеленой планете», составление буклетов-памяток и информационных дисков; исследовательская деятельность учащихся; информационно-методическое обеспечение.
Экологические проблемы, для решения которых осуществляется проект. Мероприятиями, которые будут проводиться, в рамках реализации этого проекта являются поездки по школам района в период работы детских оздоровительных лагерей, для проведения экологического просвещения школьников района.
Цель проекта: формировать ключевые компетенции школьников Молчановского района: готовность использовать экологические знания для решения практических задач. Экологический эффект: кругосветок, которые проводятся в школах района по экологическому воспитанию школьников, способствуют расширению знаний о газированной и минеральной воде, шоколаде и продуктах быстрого приготовления, жевательных резинках и других продуктах. Позволяют лучше разобраться в качестве и составе данных потребляемых продуктов. Готовят и реализуют проект 12 человек. Участниками нашего проекта являются учащиеся начальных и средних классов школ района (369 человек).
• После завершения работы написали проекты. Издали брошюру «Опасная вкуснота».
• Стали призёрами II региональной экологической конференции в г. Томске с двумя просветительскими проектами.
• Диплом первой степени получает проект «Экологический экспресс» и диплом второй степени - «Работа в оздоровительном лагере».
• В межмуниципальном конкурсе приняли участие с двумя проектами «Вода с наших прилавков» (диплом I степени) и проект-дипломант «Работа в оздоровительном лагере».
• Победители районного этапа IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» с проектом «Опасная вкуснота». Дипломы I степени.
• Диплом за II место на межмуниципальной экологической конференции «Проектная деятельность как одна из форм организации образовательного процесса» в рамках VI Молодёжного форума гражданских инициатив «Россия – это мы!» в номинации «социальное проектирование» (Новоколомино).
• Проект «Опасная вкуснота» финалист областного этапа IX Всероссийской акции «Я – гражданин России».
• Вошли в областной социально-экологический проект «Энергосбережение».
Выполнили четыре проекта, из которых, два творческих, один – просветительский и один научно-исследовательский.
1. Все четыре проекта приняли участие в областной итоговой конференции и награждены дипломами- победителями.
2. Заняли командное I место.
За этот период работы нашего экологического клуба охват в проектной деятельности школьников резко возрос.
Наши работы вошли в крупные сборники и сами издали две брошюры. "Опасная вкуснота" и "Книжка-раскраска по энергосбережению.
Все эти годы мы расширили свое социальное партнерство. Нашими партнерами стали три вуза города Томска (ТГУ, ТПУ, ТГАСУ), педагогический университет г. Новосибирска. Появились единомышленники среди организаций в нашем поселении, Думе Молчановского района, районном экологическом комитете и ОГБУ «Облкомприрода». Мы нашли поддержку у местной Администрации и Главы поселения. Работали эти годы с местной больницей и центром гигиены и эпидемиологии, ОАО «Водоканал» и «Геомониторинг».
18 призовых мест заняли ребята на всех уровнях за исследовательские проекты, а Ю. Степанова получила премию по поддержке талантливой молодёжи 30.000 рублей.
Работа продолжается.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в начальной школе
Сценарий экологического праздника, посвященного Дню воды для 4-9 классов
Экологическая акция «Спасатели»
Методическая разработка эколого-краеведческого фестиваля для школьников
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
День земли. Сценарий для школьников
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий
Классный час 10 класс на тему «Наша природа»