Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технологии, приёмы и методы обучения биологии

Опыт работы учителя биологии, Технологии, приёмы и методы обучения биологии

Автор: Перковская Ольга Владимировна, учитель биологии высшей категории МАОУ " Молчановская школа №1, Томской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы учителя биологии по использованию технологий, приёмов и методов на уроках.
Данный опыт будет полезен учителям предметникам, методистам и руководителям образовательных учреждений. Он будет интересен родителям, которые интересуются методикой обучения своих детей.
…Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
Беспалько В.П.
«Слагаемые педагогической технологии»
В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии (смотрите таблицу).

На мой взгляд, главная задача учителя – научить детей мыслить. Поэтому основополагающим принципом в преподавании считаю сотрудничество учителя и учащихся и организую процесс взаимодействия на всех этапах урока.
Все дети индивидуальны, приходят в школу с определенным набором способностей, наделенные от природы суммой задатков. И если правильно выстроить работу с ребенком в урочной и внеурочной деятельности, то раскроются именно положительные задатки, способности, склонности, что будет способствовать самоутверждению ученика как личности, а это в свою очередь создаст условия для успешной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
В современной школе при любых педагогических подходах в обучении необходимо осуществлять дифференцированный подход. Более углубленным видом дифференциации является индивидуальный подход к обучению.
Мировым аналогом индивидуализации обучения является система Ю. Драля. В своей работе использую элементы технологии Ю. С. Драля.
По образному выражению Ш. А. Амонашвили, «пользоваться различными педагогическими методиками без учета индивидуальных особенностей учащихся – значит уподобиться врачу, который различает лекарства по цвету и по форме, не зная о силе и характере воздействия на больных».
Имею собственную концепцию преподаваемых курсов: «Инвариантные линии преподавания биологии». Эту технологию я защищала на педсовете перед коллегами. Был оформлен стендовый доклад «Инвариантные линии преподавания биологии». Мой стендовый доклад, в числе других докладов, принял участие на выставке-ярмарке в Технопарке
(г. Новосибирск). На выставке-ярмарке наша школа стала обладателем малой золотой медали и диплома победителя.
Инвариантные линии преподавания биологии.
Содержательные линии рассмотрены для комбинированного урока и могут присутствовать на любом этапе изучения темы. Уроки по данной схеме использую чаще других.

На уроках стараюсь отрабатывать только основополагающие понятия, термины, а в течение изучения темы - задания усложнять, изменять, обновлять. Это вызывает интерес и расширяет мыслительные способности учащихся. В итоге из нетрадиционных заданий основополагающих разделов создается зачетная карта. При завершении темы считаю необходимым проверить ее усвоение всеми учащимися. Письменные зачетные работы позволяют выявить уровень знаний каждого ученика.
За годы работы мной составлены зачетные карты по всем темам. Зачетные задания включают обязательную и дополнительную части (на выбор ученика). Составляя зачет, подбираю задания, которые требуют выявления причинно-следственных связей, раскрытия закономерных отношений между явлениями, установления связей между старыми и новыми знаниями. Эти вопросы отношу к разделу «толстых», но обязательно есть и «тонкие», где требуется подписать рисунок, завершить предложение термином, закончить схему и так далее. Обязательным заданием на зачетах являются биологические задачи и диктанты. По этой системе работаю с 7-х классов. Данная система контроля направлена на повышение самостоятельности в решении разнообразных учебных задач. За каждое задание ставится оценка, а затем выводится итоговая. После выявления типов ошибок разрабатываю задания для их коррекции. Эта система работы позволяет отслеживать темы из повторяемого раздела, которые не усвоены учениками, и при повторении на них останавливаться, отрабатывая их основу.
Использую на уроках принципы обучения: научность, доступность, наглядность, самостоятельность. Для успешного выхода на результат использую разные активные методы. Это может быть создание проблемной ситуации, поиск истины, выстраивание логических цепочек, лабораторный или практический эксперимент, и каждый урок должен содержать интригу, которая и пробудит интерес школьника.
Владею методами вовлечения учащихся в творческую деятельность на основе их интересов и способностей, а также формирую у учащихся устойчивую мотивацию к получению знаний и приобретению навыков самостоятельной работы.
Из способов повышения самостоятельной познавательной активности учащихся выбрала обучение приемам мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Педагогическая деятельность в 6 классах главным образом направлена на создание положительно-эмоционального отношения к содержанию знаний в процессе учения.



В 8 – 9 классах – на формирование у них стремления к самостоятельному исследованию биологических процессов и явлений, решения задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий.
В 10-11 классах - познавательный интерес связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Деятельность – творческая.
Ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников в процессе обучения, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного подхода к обучению. Можно выделить основные модели индивидуального обучения, построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся, которыми я пользуюсь.
Можно посмотреть урок в 11 классе, где используются описанные технологии и приёмы на уроке "Биотические факторы среды" /blogs/olga-vladimirovna-perkovskaja/urok-na-temu-bioticheskie-faktory-sredy-11-klas.html.
«Развивающая модель».
В центре внимания оказывается перестройка учебной деятельности ученика как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации с тем, чтобы обеспечить появление некоторых новых психологических качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении разнообразных учебных задач и так далее. В частности, основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания, ученик снабжается новыми средствами учебной деятельности, при этом меняется и характер учебной активности (например, ученики включаются в исследовательскую деятельность, работают в режиме активного диалога и т.п.).
«Активизирующая модель» направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент — «познавательный интерес».
При обучении школьники должны материал воспринять, осмыслить, применить и проверить результаты. Возможно, что все эти этапы на отдельном уроке не могут быть прослежены, но в ходе изучения темы они необходимы.
Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие определённого возраста, особенности физического и психического развития. В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка.
Как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется тенденции к индивидуальности, стремлением чем - то выделиться. Это может усилить познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержание учебной деятельности - ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к "исключительности" входит в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как "награда", "успех".
Учет особенностей каждого ученика предполагает в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В процессе индивидуализации пытаюсь видоизменять учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения. Для достижения задач, поставленных перед предметом необходимо определить наиболее оптимальные приемы, формы и средства личностно - ориентированного обучения школьников.
Как и каких удалось добиться результатов в обучении школьников? Проводится анализ своего педагогического опыта, тестирование учащихся, анкетирование школьников и их родителей. Беседы с отдельными учениками здесь тоже возможны.
За все годы, в течение которых мои учащиеся сдают ОГЭ и ЕГЭ, результаты выше районных показателей и областных. Ежегодно ребята, которых я обучаю, участвуют в региональном очном этапе Всероссийской олимпиады по биологии. Есть призёры. Среди вузовских олимпиад тоже были успешные выступления, которые позволяли выпускникам быть зачисленными в высшие учебные заведения. Дипломы и благодарности от высших учебных заведений, которые получены за годы работы учителем, подтверждают мои достижения в обучении школьников.

В кабинете имеются все необходимые пособия и материалы для выполнения программы по биологии.
Скачать Технологии, приёмы и методы обучения биологии


Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии для 7 класса

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию школьников | Мероприятия по экологии в школьном оздоровительном лагере. Сценарии
Опубликовано: 2846 дней назад (6 февраля 2017)
Просмотров: 19863
+21
Голосов: 21
Елена Григорьевна Полякова # 6 февраля 2017 в 13:27 +6
Здравствуйте, Ольга Владимировна, рада отправить Вам 1-й голос!
Педагогические технологии очень важны в современном процессе обучения.
Особенно значимо то, как умело и к месту учитель может применить их.
Судя по Вашей работе,Вы владеете этим в полной мере и обеспечиваете
качественное обучение предмету.
Спасибо, что поделились своими наработками. С уважением, Е.Г.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 6 февраля 2017 в 15:20 +7
Здравствуйте, Ольга Владимировна, Благодарю за приглашение. В Вашей новой работе "Технологии, приёмы и методы обучения биологии" представлен бесценный практический опыт работы преподавателя по использованию инновационных технологий, эффективных приёмов и методов. Можно сказать Вы раскрываете секреты Вашей успешности и успешности своих учеников. Ваша методика обучения, построенная на доброжелательности педагога к детям, детей по отношению к учителю и друг к другу способствует формированию умений детей быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях. Отличительной чертой большинства используемых вами технологий является особое внимание к индивидуальности ученика, его личности, что в свою очередь способствует интеллектуальному развитию детей, развитию их творческого потенциала и самостоятельности. Актуальный материал грамотно доступно изложен, замечательно оформлен, читается легко. Желаю Вам, Ольга Владимировна, дальнейших Успехов, творческого потенциала и успешных талантливых последователей среди коллег и учеников. Примите голос № 3 и Благодарность за то, что щедро делитесь своими опытом!
Наталья Ивановна Мурашова # 6 февраля 2017 в 15:23 +7
Добрый вечер, Ольга Владимировна. Большое спасибо за предоставление возможности ознакомления с Вашей методой преподавания предмета. Ваши подходы, технологии очень верны, интересны, актуальны. Это дифференцированный и индивидуальный подходы, проблемные ситуации, логические цепочки, ситуации интриги, "толстые" и "тонкие" вопросы, зачётная карта, организация самостоятельной работы, положительно-эмоциональное отношение к обучению, личностно-ориентированное обучение, мотивация на успех, достаточная предметно-развивающая среда, .... И, как результат, всё это позволяет добиваться высоких результатов в усвоении детьми биологии. Самая лучшая оценка работы педагога - награды у детей! Очень понравились хорошие слова в эпиграфе об искусстве в деятельности учителя. От души желаю Вам успехов, удачи. Примите мой голос + 1.
Лариса Владимировна Валитова # 6 февраля 2017 в 17:26 +6
Здравствуйте Ольга Владимировна. Превосходно! Очень уважаю людей, которые к любой работе (своей) подходят творчески, которые все время ищут новые, продуктивные пути, Внедряют новшества. И, конечно, самое главное для педагога - научить детей МЫСЛИТЬ, несмотря на то, какой предмет преподается. Еще раз, превосходно. Спасибо. Голос.
Елена Викторовна Багрова # 6 февраля 2017 в 18:55 +6
Здравствуйте, Ольга Владимировна!
Вами представлен интересный материал, имеющий практическое значение.
Такие методики преподавания можно применять и в изучении других предметов.
Они современны и актуальны на сегодняшний день, позволяют достичь высоких результатов в обучении.
помогают выявить индивидуальные способности обучающихся, повышают заинтересованность в качестве образования.
Ваш опыт бесценен. Он опробован, отточен, проанализирован.
Спасибо за публикацию. С вашего разрешения беру в закладки. С удовольствием голосую за УЧИТЕЛЯ, преданного детям и профессии.
С уважением!!!
Ольга Ивановна Кабанова # 6 февраля 2017 в 19:02 +5
Здравствуйте, Ольга Владимировна! С интересом ознакомилась с анализом и обобщением Вашего опыта работы учителя биологии по использованию технологий, приёмов и методов на уроках. Технологии влияют на результаты работы и качество знаний учащихся. Замечательно, что Вы делитесь своими знаниями и опытом. Прекрасный систематизированный, качественный материал Вы представили. Я голосую за Ваше творчество, использование современных ИКТ.
Ирина Владимировна Нусс # 6 февраля 2017 в 19:49 +3
Здравствуйте, Ольга Владимировна! Благодарю за приглашение на, очень полезные и нужные в работе педагогов ,по истине, уникальные россыпи педагогического опыта. Может быть, я немного поэтизирую, но , снова повторю, материал удивительно концентрированный и очень ценен актуальностью, современностью и точной подачей. Ольга Владимировна, большое спасибо за Ваш подход, за то, что делитесь опытом с коллегами, я преподаю историю и обществознание и , С Вашего позволения, с большим удовольствием применю Ваш опыт. Спасибо Вам огромное, Вы - молодец!!! Примите с благодарностью голос!!!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 6 февраля 2017 в 20:52 +2
Ольга Владимировна, я с Вами полностью согласна - задача учителя - научить детей мыслить. Но научить мыслить без сотрудничества педагога с детьми просто невозможно. Ваши методы и технологии как раз способствуют появлению этого сотрудничества. Педагог и ребёнок благодаря предложенными Вами технологиями - это единое целое, люди общающиеся на одном языке. А это в обучении - большой плюс и тяга ребёнка к познаниям. С удовольствием голосую за Вашу работу!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 7 февраля 2017 в 00:23 +2
Здравствуйте, Ольга Владимировна!
Материал настолько интересен и актуален, что действительно, полезен всем заинтересованным людям, которые хотят научить современное поколение мыслить, творить и создавать.
Мастерски, разложив всё по полочкам, Вы приоткрыли завесу настоящего Педагога с большой буквы, который способен научить детей идти смело по жизни, обращая внимание на многие вещи, которые неведомы большей массе населения и, кажется, нет ничего на свете интереснее уроков биологии! А ведь это действительно так. Сколько полезной, нужной информации черпают они на Ваших уроках, а потом дополняют её во внеурочной деятельности, да так, что об этом узнают не только родители и жители села Молчанова: Ваши проекты гремят по всей России, а результаты ОГЭ и ЕГЭ выше районных показателей и областных!
Все технологии, приёмы и методы обучения биологии переплетены, взаимосвязаны и направлены на ребёнка. Они у Вас как палочка в руках дирижёра, и Ваш оркестр звучит как единый организм, где ноты - Дети!
Мой скромный голос!!!
Мира Симеунович # 7 февраля 2017 в 02:23 +4
Ольга Владимировна, добрый вечер! С удовольствием и уважением прочитала отчёт о работе, методам и приёмам Вашей работы. Вы удивительный педагог-профессионал, который не делает, а «живёт» свою работу! Ваш опыт драгоценный, вы правильно подходите не только к своей науке как к школьному предмету, у Вас правильный – индивидуальный подход к учащимся, что способствует проявлению творческих способностей каждого из них. Вы пользуетесь и новыми – современными средствами / технологиями, которые обеспечивают повышение интереса учащихся к науке, также достижение лучших результатов. Но Вам не просто повезло, Вы трудолюбивый человек, который глубоко и креативно осмысливает свою работу, подробно планирует, ответственно реализует. Ваши результаты заслуживают глубокого почтения! Мой скромный голос и пожелание успехов!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 7 февраля 2017 в 16:51 +3
Очень интересно было прочитать Вашу статью Видно профессионала своего дела, классного предметника, педагога, шагающего в ногу с новыми технологиями. В своей работе Вы применяете современные разнообразные методы, приёмы и технологии, которые соответствуют требованиям ФГОС и способствуют мотивации учащихся к познанию нового, развивающего, побуждают детей отыскивать необходимый материал самостоятельно, мыслить. Материал актуален, и я думаю, многие из нас с удовольствием возьмут для себя что-то новое. Вы представили интересный, практический и значимый опыт работы.
Желаю Вам новых творческих идей и открытий в работе! Примите голос.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 7 февраля 2017 в 19:13 +3
Здравствуйте, спасибо за приглашение. Столько понимания своего дела, умения и профессионализма. Судя по Вашим шкафам, Вы очень аккуратный педагог,который знает: что, где, когда. Уверена и уроки Ваши всегда дают детям знания, потому как Вам важно их активное присутствие и участие на уроке. ГОЛОС и успехов)
Сидорова Зоя Григорьевна # 7 февраля 2017 в 23:44 +1
Ольга Владимировна!
Публикация "Технологии, приёмы и методы обучения биологии" - чудесная помощь многим педагогам!
Замечательная статья!
Для педагога-практика - это просто находка!
Спасибо большое за открытость, за то,
что Вы так щедро поделились с нами своими задумками, опытом работы!
Творите дальше с таким же успехом!
Голос!
Зоя.
Людмила Васильевна Гоголева # 9 февраля 2017 в 09:51 +1
Ольга Владимировна, здравствуйте.Спасибо за приглашение, с удовольствием познакомилась с вашей статьей по обобщению опыта работы.Полностью с вами согласна, что методы,применяемые по обучению детей, должны быть направлены на развитие самостоятельности,творческих способностей,индивидуальных качеств личности и т.д. Видна в вашей работе творческая линия и можно у вас поучиться.Успехов и мой голос. С уважением, Людмила Васильевна.
Ольга Владимировна Перковская # 10 февраля 2017 в 17:38 +2
Уважаемые посетители материала! С большим вниманием и уважением к вашему мнению изучила комментарии! Спасибо большое за одобрение и оценку моего опыта! Только вернулась с регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии и поэтому возможности поблагодарить каждого не представлялась возможным! Всем успехов и новых побед!
Раиса Фёдоровна Холкузиева # 10 февраля 2017 в 21:31 +1
Добрый вечер, Ольга Владимировна. Спасибо за приглашение. С огромным удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы. Материал актуален, интересен. Вы используете не только задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, но и задания, способствующие осмыслению и закреплению материала. Дальнейших творческих успехов. Голос.
Наталия Юрьевна Мурашова # 11 февраля 2017 в 08:33 +1
Беру в копилочку для наших учителей биологии. Очень достойная публикация. голосую.
Татьяна Александровна Толстикова # 17 февраля 2017 в 11:42 +2
Ольга Владимировна, спасибо, что делитесь таким ценным опытом. Материал очень интересен и полезен и будет по достоинству оценен педагогами. Голос.
Лариса Анатольевна Маслиенко # 24 февраля 2017 в 14:59 +1
Здравствуйте,Ольга Владимировна! С интересом прочитала отчёт о работе, методам и приёмам Вашей работы. Вы нашли правильный – индивидуальный подход к учащимся, что способствует развитию творческих способностей учащихся,вызывает интерес к предмету биология. На уроках вы используете новые, современные технологии, которые направлены тек- же на развитие интереса учащихся к предмету. Творческих Вам успехов. Мой голос № 18
Ольга Владимировна Перковская # 2 декабря 2018 в 20:15 0
Большое спасибо за комментарии и добрые отклики на мою педагогическую деятельность!