Дидактическое упражнение для детей дошкольников: "Звонкий - глухой"
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Краткое описание ресурса: игра на дифференциацию звуков по глухости - звонкости
Цель и задачи ресурса: развитие фонематических процессов, закрепление практических навыков, развитие внимания, памяти, воображения.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми для дифференциации звуков в словах, предложениях.
Практическое применение: подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Оборудование: карты с 6 картинками (3 картинки на звонкий звук, а 3 на глухой), набор картинок к каждой карте, рабочие поля с различным чередованием символов (звонкий – колокольчик; глухой звук – колокольчик перечеркнут), а также разрезные символы.
Методика работы:
Предложены рабочие карты для дифференциации звуков Б//П, В//Ф, Г//К, Д//Т, Ж//Ш, З//С.
П//Б
Т//Д
С//З
К//Г
Ш//Ж
Данные карточки удобны, как для проведения игры в подгруппе (для этого необходимо распечатать нужное количество карт), так и для индивидуальной работы.
Предварительная работа: различение изолированных звуков, в слогах. В случае работы с детьми с ОВЗ, можно предложить зрительную опору, где под звуком будет указан тот колокольчик, который ему соответствует.
1 вариант
Взрослый предлагает ребенку заполнить карточку с картинками символами глухого и звонкого звука, в зависимости от того какой звук слышится в слове.
После выполнения упражнения можно предложить сверить с образцом. В случае ошибки ребенок исправляет ее и объясняет, почему его выбор был не верен.
Хорошими приемами для развития памяти служат задания, типа:
1. «Вспомни и назови слова только со звуком…». Поскольку карточка будет закрыта полностью, то ребенку ориентируясь только на символ звука, придется восстановить в памяти нужные слова.
2. «Вспомни и назови только животное, только профессию и т.д.»
2 вариант
Ребенок должен расположит картинки на звуковом коврике в той же последовательности, что и на коврике.
3 вариант
Задание на воображение. Ребенку предлагается стопка разрезных картинок, с дифференцируемым звуком, рубашками вверх. Он вытягивает 2 любые карточки и придумывает с ними предложение. Предложение может быть как обычным, так абсолютной нелепицей ("Жираф сел на шкаф"), что несомненно вызовет улыбки на лицах ваших ребятишек.
Разрезные картинки так же могут быть использованы в любых других дидактических упражнениях, как для автоматизации определенных звуков, так и для их дифференциации ("Чего не стало?", "Кто с кем поменялся местами"? "Раздели на слоги", "Назови только гласные (согласные твердые, согласные мягкие) звуки в слове", "Карусель" и др.)
Желаю удачи!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека