Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказкотерапия в развитии нравственных чувств дошкольников

Роль сказкотерапии в развитии нравственных чувств дошкольников

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого.

Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю сущность человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение одного человека к другим людям и к самому себе, вытекают непосредственно из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями.

В основе нравственных чувств лежат эмпатические переживания человека, эмпатия - способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние другого человека или одушевляемого нами предмета или явления. В конечном счёте – это способность быть добрым и чутким к чужим бедам и радостям.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей появляется способность к оценке поступков своих и чужих. Ребёнок совершает, особенно под влиянием взрослых и сверстников, как неосознанное добро, так и столь же неосознанное, бездумное, иногда жестокое зло. В отношении к праву дошкольники не являются сознательными нарушителями, находятся по ту сторону правовых отношений. Поэтому первая задача педагога заключается в помощи ребенку в дифференциации понятий добро и зло, правильно и неправильно.

Именно поэтому сказкотерапия - самый действенный метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии? «Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок всегда были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Данный метод при работе с дошкольниками выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С её помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Сказка раздвигает для детей рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию детей, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Глубокие эмоциональные переживания детей накапливают у них опыт эмоционального отношения к прекрасным и безобразным поступкам.

Инсценируя сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Они, как аккумулятор, «заряжают» душу нравственной энергией.

Взрослых часто волнует вопрос, как быть со страшными сказками: знакомить или не знакомить с ними малышей. Некоторые специалисты предлагают их вообще исключить из детского репертуара.

Но наши дошкольники не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем – то «страшным», незнакомым, непонятным. Дети должны быть, хотя бы в самой малой степени, готовы к подобной встрече.

Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и Справедливости. Поэтому их надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи. Да дети и сами стремятся к этому.

Педагог в совместной деятельности и в общении формирует у детей эмоциональное отношение к обычным предметам повседневной жизни, способствует эмоциональным привязанностям к предметам быта, орудиям детской деятельности.

Всё живое испытывает боль. Всё живое стремится к радости и счастью – с помощью педагога дети делают это открытие и подтверждают его всё новыми жизненными фактами и наблюдениями, пополняя тем самым свой жизненный эмоциональный опыт.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.

Сказка не дает прямых наставлений детям например, «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» - быть внимательным к наставлениям взрослых. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Сказкотерапию применяется как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Конечно,у индивидуальных занятий больше возможностей.

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. В основу ставится идея экспромта. Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Для проведения данной работы привлекаются и родители, помогающие изготавливать игрушки для проведения сеансов сказкотерапии: куклы би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Рекомендуем посмотреть:

Сказкотерапия для детей 5-8 лет Логосказки в системе коррекции речевых нарушений Пиктограммы к сказкам Психологическая сказка для педагогов про чувство вины

Похожие статьи:

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в семье

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Формирование правильных привычек в детском саду | Занятие "Свойства песка" во второй младшей группе
Опубликовано: 1259 дней назад (12 июля 2021)
Просмотров: 639
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!