Педагогическая статья «Сотрудничество педагогов с семьей как фактор повышения качества образования в ДОУ»
Автор: Порохова Эльвира Геннадьевна, учитель – логопед МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшет
Описание материала: предлагаю вашему вниманию опыт исследования педагогического взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, направленный на качественное изменение результатов сотрудничества, выявление наиболее привлекательных и действенных форм работы с родителями
Цель: привлечь внимание педагогических работников к проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, к изменению форм сотрудничества с семьей.
Задачи: 1. мотивировать педагогов к освоению новых форм педагогического взаимодействия, к осмыслению результатов для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
2. Создавать условия для реализации процесса приобщения родителей к жизни ДОУ, а также просвещения родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Адресная направленность материала. Опыт может быть использован педагогами, методистами дошкольных учреждений.
Содержание
При реализации реформы общего образования, в условиях развития системы образования актуализируется важность его качества.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». А также делается акцент на том, что дошкольные учреждения создаются и призваны помогать семье в вопросах воспитания детей. На это указывают и ФГОС, в которых одним из ведущих принципов построения образовательного процесса является взаимодействие с родителями (семьей) ребенка
Поэтому, ставя перед собой цель изменить характер сотрудничества с родителями, чтобы уйти от «старой», «избитой» модели взаимодействия, мы выдвинули гипотезу: изменение характера педагогического взаимодействия персонала ДОУ и семьи способствует повышению качества образовательного процесса, но при реализации следующих условий:
1) Централизованное административное управление процессом взаимодействия
2)усиление роли педагогов, их теоретическая и практическая подготовка к повышению качества взаимодействия с семьей, освоение педагогами новых технологий и форм сотрудничества;
3) создание в ОУ четкой модели организации педагогического взаимодействия.
В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Что понимать под качеством? Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям.
Перед тем, как спланировать работу и выработать тактику взаимодействия, мы решили выявить спрос у родителей на изменения во взаимодействии, а также попытались предположить, что и как мы хотим изменить. Для этого мы определили
критерии оценки ожидаемых результатов:
1. Изменение характера вопросов родителей к персоналу групп и специалистам
2. Увеличение доли до 70% родителей и членов семьи, посещающих мероприятия по педагогическому просвещению и рост активности их участников (лишь 52% родителей групп старшего дошкольного возраста регулярно посещали родительские собрания; 23 % родителей занимали активную позицию в жизни группы и ДОУ в целом)
3. Осознанное отношение к взаимодействию и стремление повысить свои знания в вопросах воспитания и обучения:
- Увеличение количества обращений за консультациями к специалистам и руководству
4. Увеличение количества родителей, доверяющих педагогам ДОУ и возрастание показателя удовлетворенности работой ДОУ
5.Качество взаимодействия: по проценту «
включенности» родителей в разные мероприятия: - количество присутствующих и доля активных участников; - количество и содержательность вопросов;- положительные отзывы на мероприятия
Для реализации модели педагогического взаимодействия ДОУ и семьи мы выделили
2 направления:
1. Работа с кадрами – предполагает рост показателей мастерства педагогов, формирование умения выделить предложения по совершенствованию работы.
2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
Новыми формами можно считать клубные формы взаимодействия (учитель – логопед организовал и руководил работой родительского клуба «Логопедическая школа») ; инструктор по ФИЗО планировал регулярные спортивные семейные праздники, одним из которых явилось проведение «Малых олимпийских игр»; педагогами планировалось проведение игровых тренингов для родителей и совместных занятий, праздников; мастер-классы и творческие мастерские для родителей. В каждой группе работал (и работает по настоящее время) свой план взаимодействия с семьями – ежемесячный, еженедельный, ежедневный, «разовый».
В начале исследования мы определили «роли» родителей в процессе взаимодействия с персоналом ДОУ через анкетирование.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры - умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. 44%
Родители – исполнители (помощники педагогов при проведении мероприятий и оформлении группы) – 32%
Родители – критические наблюдатели. Те, которые не могут ничего предложить для взаимодействия и предпочитают быть в стороне, не смогли отнести себя к какой-либо роли - 24%
Наша роль заключалась в следующем: помочь данной категории «пассивных» родителей найти в себе способности и потенциал для внедрения в процесс педагогического взаимодействия.
Выбор вариативных форм педагогического взаимодействия родителями ДОУ:
За индивидуальные консультации в начале исследования проголосовали 20% родителей, в конце – 6%; за досуговые мероприятия – до (15%), после (32%); за организацию дней открытых дверей и совместных досугов (выходов с детьми за пределы ДОУ) – до (30 %), после – (32%); за организацию родительских клубов – 28% /42%; педагогические гостиные – 36%/52%.
Предлагаем к рассмотрению следующие фазы процесса взаимодействия:
1-я фаза – открытие (знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка);
2-я фаза – прояснение ожиданий (выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества);
3- я фаза – согласование (согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон)
4-я фаза - оформление документов (составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи);
5-я - фаза – проектирование взаимодействия (совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи)
6- я фаза - социально – педагогический мониторинг (постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи)
7-я фаза-рефлексия (критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи; осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга)
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы использовали повторный опрос, книги отзывов, анализ провели по выделенным критериям.
Представлены сравнительные результаты анкетирования по доминирующим формам взаимодействия родителей и персонала на начало и конец исследования:
Так, в начале исследования 14 % родителей основных характером сотрудничества определили «деловое сотрудничество», то к концу исследования количество увеличилось до 30 %; основной формой пересечения с коллективом группы и другими родителями 46% опрошенных родителей указали посещение родительских собраний и утренников, но к концу исследования % данной категории родителей снизился до 28%, это объясняется выбором новых форм сотрудничества и появлением интереса к жизни ДОУ через новые формы взаимодействия. Процент родителей, находящихся в формальных отношениях с педагогами снизился с 20 % до 12%.
1.По окончанию исследования результаты превысили ожидаемые, 76% родителей посетили разные формы взаимодействия- заседания клубов, мастер-классов, творческих мастерских. Досуговые совместные мероприятия посетили почти 84 % . Доля активности – «включенности» составила 52% (26 семей)
2. Возросло количество обращений у узким специалистам: логопеду с 7 до 15, инструктору ИЗО, мед/сестре, 7 групповых консультаций.
3. На начало исследования результаты показали, что 68% опрошенных родителей доверяют воспитание и обучение своих детей педагогам ДОУ, 24 % испытывают сомнения и в неполной мере доверяют педагогам и 8 % (1 опрошенный) не доверяют.
К окончанию исследования мы отметили положительную динамику в установлении доверительных отношений родителей к персоналу, что подтверждают следующие показатели анкетирования: 90 % (45 чел) родителей полностью доверяют педагогам, % сомневающихся уменьшился с 24 % до 8%.
4. Получены положительные отзывы на мероприятия: мастер-класс (6), родит клуб «Логопедическая школа» - 11, досуги и соревнования – 9, творческие мастерские – 7.
После изменения педагогами отношения к взаимодействию с родителями, внедрения в практику дошкольного учреждения новы форм взаимодействия, проведения интересных совместных мероприятий и мастер-классов, количество родителей, отдавших предпочтение новым формам взаимодействия, значительно увеличилось, почти в 1,5 раза . Можем сделать вывод, что в рамках реализации Закона РФ «Об образовании», в связи с требованиями ФГОС в дошкольных учреждениях реализация образовательных областей и качества образования не возможна без участия родителей, поэтому от образовательного учреждения требуется переход на новый качественный уровень в вопросах осуществления взаимодействия с семьей.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
День семьи в подготовительной группе. Сценарий
Консультация для родителей детского сада
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка