Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сотрудничество ДОУ с семьей

Педагогическая статья «Сотрудничество педагогов с семьей как фактор повышения качества образования в ДОУ»
Автор: Порохова Эльвира Геннадьевна, учитель – логопед МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшет
Описание материала: предлагаю вашему вниманию опыт исследования педагогического взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, направленный на качественное изменение результатов сотрудничества, выявление наиболее привлекательных и действенных форм работы с родителями
Цель: привлечь внимание педагогических работников к проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, к изменению форм сотрудничества с семьей.
Задачи: 1. мотивировать педагогов к освоению новых форм педагогического взаимодействия, к осмыслению результатов для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
2. Создавать условия для реализации процесса приобщения родителей к жизни ДОУ, а также просвещения родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Адресная направленность материала. Опыт может быть использован педагогами, методистами дошкольных учреждений.
Содержание
При реализации реформы общего образования, в условиях развития системы образования актуализируется важность его качества.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». А также делается акцент на том, что дошкольные учреждения создаются и призваны помогать семье в вопросах воспитания детей. На это указывают и ФГОС, в которых одним из ведущих принципов построения образовательного процесса является взаимодействие с родителями (семьей) ребенка

Поэтому, ставя перед собой цель изменить характер сотрудничества с родителями, чтобы уйти от «старой», «избитой» модели взаимодействия, мы выдвинули гипотезу: изменение характера педагогического взаимодействия персонала ДОУ и семьи способствует повышению качества образовательного процесса, но при реализации следующих условий:
1) Централизованное административное управление процессом взаимодействия
2)усиление роли педагогов, их теоретическая и практическая подготовка к повышению качества взаимодействия с семьей, освоение педагогами новых технологий и форм сотрудничества;
3) создание в ОУ четкой модели организации педагогического взаимодействия.
В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Что понимать под качеством? Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям.
Перед тем, как спланировать работу и выработать тактику взаимодействия, мы решили выявить спрос у родителей на изменения во взаимодействии, а также попытались предположить, что и как мы хотим изменить. Для этого мы определили критерии оценки ожидаемых результатов:
1. Изменение характера вопросов родителей к персоналу групп и специалистам
2. Увеличение доли до 70% родителей и членов семьи, посещающих мероприятия по педагогическому просвещению и рост активности их участников (лишь 52% родителей групп старшего дошкольного возраста регулярно посещали родительские собрания; 23 % родителей занимали активную позицию в жизни группы и ДОУ в целом)
3. Осознанное отношение к взаимодействию и стремление повысить свои знания в вопросах воспитания и обучения:
- Увеличение количества обращений за консультациями к специалистам и руководству
4. Увеличение количества родителей, доверяющих педагогам ДОУ и возрастание показателя удовлетворенности работой ДОУ
5.Качество взаимодействия: по проценту «включенности» родителей в разные мероприятия: - количество присутствующих и доля активных участников; - количество и содержательность вопросов;- положительные отзывы на мероприятия
Для реализации модели педагогического взаимодействия ДОУ и семьи мы выделили 2 направления:
1. Работа с кадрами – предполагает рост показателей мастерства педагогов, формирование умения выделить предложения по совершенствованию работы.
2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
Новыми формами можно считать клубные формы взаимодействия (учитель – логопед организовал и руководил работой родительского клуба «Логопедическая школа») ; инструктор по ФИЗО планировал регулярные спортивные семейные праздники, одним из которых явилось проведение «Малых олимпийских игр»; педагогами планировалось проведение игровых тренингов для родителей и совместных занятий, праздников; мастер-классы и творческие мастерские для родителей. В каждой группе работал (и работает по настоящее время) свой план взаимодействия с семьями – ежемесячный, еженедельный, ежедневный, «разовый».
В начале исследования мы определили «роли» родителей в процессе взаимодействия с персоналом ДОУ через анкетирование.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры - умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. 44%
Родители – исполнители (помощники педагогов при проведении мероприятий и оформлении группы) – 32%
Родители – критические наблюдатели. Те, которые не могут ничего предложить для взаимодействия и предпочитают быть в стороне, не смогли отнести себя к какой-либо роли - 24%
Наша роль заключалась в следующем: помочь данной категории «пассивных» родителей найти в себе способности и потенциал для внедрения в процесс педагогического взаимодействия.
Выбор вариативных форм педагогического взаимодействия родителями ДОУ:
За индивидуальные консультации в начале исследования проголосовали 20% родителей, в конце – 6%; за досуговые мероприятия – до (15%), после (32%); за организацию дней открытых дверей и совместных досугов (выходов с детьми за пределы ДОУ) – до (30 %), после – (32%); за организацию родительских клубов – 28% /42%; педагогические гостиные – 36%/52%.
Предлагаем к рассмотрению следующие фазы процесса взаимодействия:
1-я фаза – открытие (знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка);
2-я фаза – прояснение ожиданий (выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества);
3- я фаза – согласование (согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон)
4-я фаза - оформление документов (составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи);
5-я - фаза – проектирование взаимодействия (совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи)
6- я фаза - социально – педагогический мониторинг (постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи)
7-я фаза-рефлексия (критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи; осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга)
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы использовали повторный опрос, книги отзывов, анализ провели по выделенным критериям.
Представлены сравнительные результаты анкетирования по доминирующим формам взаимодействия родителей и персонала на начало и конец исследования:
Так, в начале исследования 14 % родителей основных характером сотрудничества определили «деловое сотрудничество», то к концу исследования количество увеличилось до 30 %; основной формой пересечения с коллективом группы и другими родителями 46% опрошенных родителей указали посещение родительских собраний и утренников, но к концу исследования % данной категории родителей снизился до 28%, это объясняется выбором новых форм сотрудничества и появлением интереса к жизни ДОУ через новые формы взаимодействия. Процент родителей, находящихся в формальных отношениях с педагогами снизился с 20 % до 12%.

1.По окончанию исследования результаты превысили ожидаемые, 76% родителей посетили разные формы взаимодействия- заседания клубов, мастер-классов, творческих мастерских. Досуговые совместные мероприятия посетили почти 84 % . Доля активности – «включенности» составила 52% (26 семей)
2. Возросло количество обращений у узким специалистам: логопеду с 7 до 15, инструктору ИЗО, мед/сестре, 7 групповых консультаций.
3. На начало исследования результаты показали, что 68% опрошенных родителей доверяют воспитание и обучение своих детей педагогам ДОУ, 24 % испытывают сомнения и в неполной мере доверяют педагогам и 8 % (1 опрошенный) не доверяют.
К окончанию исследования мы отметили положительную динамику в установлении доверительных отношений родителей к персоналу, что подтверждают следующие показатели анкетирования: 90 % (45 чел) родителей полностью доверяют педагогам, % сомневающихся уменьшился с 24 % до 8%.
4. Получены положительные отзывы на мероприятия: мастер-класс (6), родит клуб «Логопедическая школа» - 11, досуги и соревнования – 9, творческие мастерские – 7.

После изменения педагогами отношения к взаимодействию с родителями, внедрения в практику дошкольного учреждения новы форм взаимодействия, проведения интересных совместных мероприятий и мастер-классов, количество родителей, отдавших предпочтение новым формам взаимодействия, значительно увеличилось, почти в 1,5 раза . Можем сделать вывод, что в рамках реализации Закона РФ «Об образовании», в связи с требованиями ФГОС в дошкольных учреждениях реализация образовательных областей и качества образования не возможна без участия родителей, поэтому от образовательного учреждения требуется переход на новый качественный уровень в вопросах осуществления взаимодействия с семьей.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников День семьи в подготовительной группе. Сценарий Консультация для родителей детского сада

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Сценарий заседания родительского клуба в детском саду
Опубликовано: 3684 дня назад (21 ноября 2014)
Просмотров: 7965
+11
Голосов: 11
Людмила Юрьевна Кондрина # 21 ноября 2014 в 21:41 +3
Эльвира Геннадьевна! Иизменение взаимодействия педагогов доу и семьи необходимо по нескольким причинам 1 Повышение педагогической грамотности родителей 2 Повышение статуса педагогоа, а следовательно повышение уровня доверия воспитателям со стороны родителей.3 Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. Вы на верном пути. Предлагаю прием почтовый ящик. в него родители могут отправлять свои предложения и вопросы. Помогает выявить потребности родителей, их надежды и желания. С уважением Л.Ю.
Порохова Эльвира # 22 ноября 2014 в 05:16 +2
Людмила Юрьевна, спасибо за внимание к моей работе, а также за совет!
Наталья Николаевна Сегенюк # 22 ноября 2014 в 15:40 +3
Эльвира Геннадьевна, спасибо за приглашение. Вы подняли актуальную тему. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А Ваши исследования показали, что вы "озадачены" правильными подходами в воспитании дошкольников, и ваша работа приносит положительные результаты. Успехов Вам! +1
Порохова Эльвира # 22 ноября 2014 в 16:18 +2
Спасибо, Наталья Николаевна за глубину отзыва!
Ильсия Наилевна Яруллина # 23 ноября 2014 в 16:16 +3
Раз ваша исследовательская работа имеет положительный результат , значит вы на правильном пути. Удачи вам в дальнейшей работе.
Порохова Эльвира # 23 ноября 2014 в 19:20 +2
Спасибо Ильсия Наилевна!
Людмила Владимировна Шарыпова # 23 ноября 2014 в 18:25 +5
Эльвира Геннадьевна. спасибо за приглашение. Сотрудничество родителей и детского сада одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть родители которые принебрегают советами педагога. Некоторые считают, что их задача чтобы ребёнок был сыт, а единственное занятие - просмотр мультфильмов. Положительных результатов можно достичь только при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. В.А. Сухомлинский говорил, что задача воспитания м.б. успешно решена в случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй.
Порохова Эльвира # 23 ноября 2014 в 19:21 +2
Спасибо Людмила Владимировна за отзыв!
Наталья Владимировна Беляева # 24 ноября 2014 в 21:04 +5
В настоящее время уже обозначено, что воспитание и развитие ребенка - это в первую очередь обязанность родителей. Но учитывая, что большее время своей жизни ребенок проводит в детском саду, задача пед.коллектива дошкольного учреждения помочь родителям в этом. Ошибка педагогов считать, что все родители грамотны в вопросах воспитания и обучения детей. То, что для воспитателя вполне естественно и закономерно в вопросах развития детей, для родителей может быть непонятно. Поэтому, я считаю, своей обязанностью сначала построить доверительные отношения и доброжелательную обстановку в группе и затем корректировать уже отношение родителей к тому или иному вопросу в воспитании собственного ребенка.
Порохова Эльвира # 25 ноября 2014 в 02:05 +2
Согласна с вами Наталья Владимировна, без доверия родителей к нам педагогам невозможно выстроить конструктивного сотрудничества!
Марина Николаевна Андреева # 30 ноября 2014 в 15:52 +5
Примите и мой голос ! Вы говорите о актуальной теме ! Удачи Вам и творческих успехов !
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 30 ноября 2014 в 16:18 +5
Эльвира, спасибо за приглашение!
Уверена, что ваша публикация заинтересует многих пользователей, так как вы в ней делитесь с коллегами каким образом можно повысить качество образовательного процесса в ДОУ. Информация полезна также и для начинающих воспитателей.
Для будущих публикаций, обратите внимание на формулировку цели, которая должна отвечать на вопрос Что?
Желаю вам успехов в педагогической деятельности!
С уважением, Т.Н.
Порохова Эльвира # 30 ноября 2014 в 16:26 +3
спасибо за советы
Ирина Юрьевна Ручина # 1 декабря 2014 в 20:24 +5
Эльвира Геннадьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал у Вас получился очень интересный, познавательный, мне понравился. Такая информация будет полезна не только родителям, но и многим педагога пригодится в работе. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!