Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дикие и домашние животные»

Конспект НОД в подготовительной группе
Автор: Пятницкая Светлана Андреевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ 883, г. Москва.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей  подготовительной группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы (логопедической, в том числе). Это конспект игрового комплексного занятия по формированию целостной картины мира, направленного на развитие словесно-логического мышления.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие и домашние животные».
Цель: Формировать умение детей составлять словесно-логическое высказывание.
Задачи:
Образовательные: Продолжать тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Закреплять знания о некоторых отличительных особенностях в поведении диких животных, их внешнем виде. Закреплять умение обобщать полученные ранее знания, делать на их основе выводы.
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Развивать умение работать парами, в команде. Развивать самостоятельность, сообразительность и догадку.
Речевые: Обогащать активный и пассивный словарь: название диких животных и прилагательные: «медвежьи», «волчьи», «барсучьи», «заячьи», «лосиные», «кабаньи».
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе в целом и диким (домашним) животным в частности.
Демонстрационный материал: картинки с изображением диких и домашних животных (белки, лисы, кабана, лося, овцы). Магнитные буквы. Ребусы. Чудесный мешочек. Муляжи животных: коровы, собаки, козы, барана, жирафа, лошади и т.д. по количеству детей. Листы с изображением следов животных: медвежьих, волчьих, кабаньих, лосиных, заячьих.
Раздаточный материал: лист (половина) с изображениями животных, три из которых – дикие, одно – домашнее или три домашних, одно - дикое.
Методические приёмы: введение в игровую ситуацию, дидактические игры, открытие детьми нового знания (работа со схемой), актуализация полученных ранее знаний, воспроизведение в типовой игре, диалог.
Ход НОД.
Воспитатель собирает детей около магнитной доски.
- Ребята, я хочу предложить вам сегодня поиграть в различные игры. Первая игра, в которую мы поиграем, называется «Отгадай животное». С помощью различных предметов я зашифровала названия разных животных. Для того чтобы разгадать название зашифрованного животного, вам необходимо узнать, на какой звук начинается изображённый на картинке предмет, найти нужную букву в кассе и прикрепить эту букву под картинку. Например: (Бабочка, Ель, Лампочка, Кошка, Арбуз = БЕЛКА; Очки, Ваза, Цапля, Арбуз = ОВЦА).
Когда дети выложат одно слово совместно с воспитателем, он нескольким детям даёт одно зашифрованное слово, нескольким – другое (выполнение задания в парах). Затем из разложенных на столе картинок дети находят соответствующие разгаданным названиям животных изображения, прикрепляют их на доску.
Далее воспитатель показывает детям две схемы (нарисованные чёрным фломастером на белом листе). Игра со схемой «Узнай и назови». На одной схеме изображены дуб и ель. На другой схеме изображены дом и человек.
- Как вы думаете, что могут обозначать данные схемы? (предположения детей). Воспитатель подводит детей к пониманию, что схема с дубом и сосной символизирует лес, жилище диких животных, а дом и человек – домашних).
- Почему их так называют? (дикими называют тех животных, которые живут вдали от дома человека, - в лесу. Домашними называют тех животных, которые живут вблизи дома человека, он их кормит, поит, выращивает, строит для них специальные дома: будку, загон и т.п.).
- Давайте посмотрим на картинки на доске. Какую схему мы повесим у названий этих животных? (с дубом и сосной)- дикие. Какую схему мы повесим с правой стороны? (домашние).
Теперь я хочу с вами поиграть в игру «Следопыты».
Дети перемещаются на ковёр, садятся в круг, воспитатель достаёт листы с изображением следов животных на снегу (нарисованы голубой/синей гуашью на белом листе) и рассказывает:
-Наступила зима. В глухом лесу выпал снег. На снегу можно увидеть следы тех животных, которые обитают в лесу. Обычно их хорошо видно у воды – животные приходят пить.
- Как вы думаете, чьи это следы? (мнения, аргументы детей: медвежьи, потому что они крупнее, чем заячьи, видны отпечатки когтей).
- По какой причине медведь мог проснуться зимой (ведь он обычно спит в берлоге) (предположения детей: у него зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел).
По такому принципу воспитатель рассматривает с ребятами волчьи следы (похожи на собачьи, которые дети могут видеть на улице), заячьи (два длинных отпечатка – задние лапы и два мелких- передние), лосиные (эти животные имеют острые копыта, следы от которых хорошо можно увидеть на снегу). Воспитатель выделяет характерные особенности следов и зависимость отпечатка на снегу от строения лап животных.
Далее воспитатель предлагает присесть детям за столы. Игра «Четвёртый лишний». На карточках, что лежат перед детьми, изображены животные.
- Ребята, внимательно посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Назовите тех животных, которых вы видите (белка, заяц, волк, свинья). Как вы думаете, кто лишний? (лишняя – свинья). Почему? (потому что свинья – домашнее животное, а волк, заяц, белка – дикие животные, они живут в лесу, вдали от человека).
Воспитатель предлагает детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Игра «Хвосты». Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего, барсучьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил(а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
- Мы переходим к следующей игре. Вы знаете, как выглядят разные животные, какие они оставляют следы на снегу, какие из них дикие, а какие – домашние. А теперь я хочу проверить, сможете ли вы на ощупь определить, какие животные спрятаны в чудесном мешочке.
Каждый из участников пытается на ощупь определить, и высказать предположение, какое животное спрятано в мешочке. Воспитатель спрашивает и у других участников игры об их догадках. Например: «Я чувствую на ощупь, что у этого животного есть рога, вымя, копыта» - «Как вы думаете, что это за животное?» - (корова). Ребёнок достаёт животное из мешочка, показывает его всем. Воспитатель спрашивает: «Какое это животное?» (домашнее) По аналогии остальные дети ощупывают содержимое мешочка.
Воспитатель интересуется, понравились ли игры, предложенные им, благодарит всех детей за активное участие и завершает его, подведя итог.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Конспект оздоровительно-познавательного занятия по ПДД в подготовительной группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея» Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Петушок»

Похожие статьи:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

План-конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Сценарий развлечения по формированию КГН в старшей группе "Кто опрятен, тот приятен!"
Опубликовано: 3971 день назад (7 февраля 2014)
Просмотров: 17071
+10
Голосов: 10
Мила Кузьмина # 7 февраля 2014 в 10:22 +3
Яркий, интересный и познавательный материал. Понравились методические приёмы: введение в игровую ситуацию, дидактические игры и  открытие детьми нового знания (работа со схемой). Хочу отметить  целесообразность дидактических игр на занятии. Спасибо за представленный конспект.Голосую!
Светлана Андреевна Пятницкая # 7 февраля 2014 в 11:53 0
Спасибо Вам большое за положительную оценку! Очень приятно, когда твою находку ценят коллеги!
Марина Александровна Горбачева # 7 февраля 2014 в 14:56 +1
очень интересное и познавательное занятие, спасибо)))
Светлана Андреевна Пятницкая # 8 февраля 2014 в 12:35 0
Спасибо Вам!
Татьяна Сухарева # 7 февраля 2014 в 15:15 +1
Замечательный конспект. Дети в игровой форме повторяют пройденный материал и знакомятся с новым. Конспект грамотно построен. Начало занятия я бы заменила, т.к. перед детьми надо поставить проблему и потом на протяжении занятия эту проблему разрешить. У Вас все грамотно построено, только начало образовательной деятельности сейчас требует других подходов. В целом конспект замечательный. +1
Светлана Андреевна Пятницкая # 8 февраля 2014 в 12:38 0
Я в сентябре вышла из отпуска по ухода за ребёнком, а конспект был придуман до декрета, когда не было ещё других подходов))))
Буду Вам очень признательна, если Вы мне предложите своё видение начала занятия. Но в целом я Вас поняла, спасибо!
Шинкаренко Ольга # 7 февраля 2014 в 15:26 +1
Светлана Андреевна, это занятие конечно находка, но вы - наше достояние! Сама бы с удовольствием поучаствовала в роли ребёнка! В такую игру поиграть - целую маленькую жизнь прожить!
Светлана Андреевна Пятницкая # 8 февраля 2014 в 12:43 +1
Для Вас, Ольга Михайловна, я готова организовать мастер-класс! Приезжайте к нам в Педагогическую гостиную, ознакомитесь с замечательным опытом работы моих коллег: Кокаревой М.В., Мирошниченко Т.Б., Андрусенко Н. О., Балахниной Е. С. В прошлом году они знакомили родителей с играми, в которые можно играть по тому или иному направлению/ познавательным процессам. И деткам хорошо, и родители радуются и могут легко организовать подобные игры и занятия дома.
Спасибо за приятные слова! От учителя начальных классов это особенно ценно слышать!
Сёмина Юлия # 7 февраля 2014 в 16:55 +1
Очень интересный, яркий и насыщенный конспект! Постоянная смена деятельности и активности не даёт детям засидеться и утомиться, поддерживает интерес. Очень понравилось первое задание "Отгадай животное" и игра "Чудесный мешочек" с животными - попробуй-ка пойми, кто там спрятался! Спасибо большое за познавательный конспект!
Светлана Андреевна Пятницкая # 8 февраля 2014 в 12:49 0
Спасибо, Юлия!
Дети с восторгом принимали участие во всех играх, это правда!
Игры, аналогичные "Отгадай животное", в группе, в которой я сейчас работаю, детьми тоже приветствуются. Например, осенью я рисовала на асфальте предметы, а Таня, которая уже умеет писать, мелком под предметами рисовала буквы. так они могли отгадать краткие слова, такие как: сок, дом, кот и т.п., состоящие из одного слога.

А "Чудесный мешочек" мы используем в своей работе по ФЭМП, предлагая на ощупь определить, какие объёмные геометрические фигуры "спрятались" на этот раз.
Ольга Николаевна Тимошкина # 8 февраля 2014 в 15:27 +1
Актуальность данной разработки заключается в том, что она позволяет удовлетворить любопытство ребят в познании природы, активном заполнении досуга. Большое количество игровых форм на занятии, практическая работа делают ее доступной и интересной. Содержание работы направлена на создание оптимальных условий для решения задач экологического образования в единстве с нравственным воспитанием, на формирование среды, способствующей развитию личности ребенка.Спасибо!
Светлана Андреевна Пятницкая # 8 февраля 2014 в 15:56 0
Ольга Николаевна! Спасибо Вам большое за такое внимательное отношение к моему конспекту! Очень приятно, когда положительно оценивают твой Труд :)
Мне самой было очень интересно выслушивать предположения детей, видеть, как на твоих глазах рождается мысль (игры про следы, хвосты).
Марина Юрьевна Цыганкова # 8 февраля 2014 в 17:53 +2
Светлана,благодарю за прекрасный конспект!
Уже провела по нему занятие. Дети в восторге)
Интеграция всегда делает полученное знание объёмным.
Особенно понравилась сенсорная игра с мешочком.
Предлагаю обмениваться опытом.
Светлана Андреевна Пятницкая # 8 февраля 2014 в 18:00 0
Спасибо большое, Марина Юрьевна! Какая у Вас молниеносная реакция! Очень рада.
Да, действительно, "Чудесный мешочек" почему-то забыт безосновательно современными молодыми специалистами, а эта игра очень нравится дошколятам.
С удовольствием продолжу наше общение и обмен опытом!
Юлия Игоревна # 9 февраля 2014 в 10:00 +1
Светлана Андреевна! Замечательный материал. Составлен согласно ФГОС. Правильно и грамотно прописаны цели и задачи. Закрепление знаний происходит в игровой форме. Смена детской деятельности очень актуальна. Благодарю Вас за обмен опытом. Такой шедевр достоин сертификата!!!
Светлана Андреевна Пятницкая # 9 февраля 2014 в 15:58 +1
Юлия Игоревна, спасибо Вам большое за столь приятный отзыв. В педагогическом колледже, где нас обучали, большое внимание уделяли грамотной постановке цели и ОРВ задач, поэтому я очень старалась.
Спасибо за высокую оценку!
Анна Сергеевна Белякова # 11 февраля 2014 в 10:18 +1
Хороший  конспект занятия, интересные  игры,  а так же предлагаемый наглядный материал. Хочется отметить не только грамотно поставленные задачи,  но и их  решение в ходе НОД. В начале занятия ребятам предлагается разгадать названия животных. После идет работа со схемой. Возможно, поменять местами эти задания. В начале схема дуб-сосна - дикие животные, и домашние. А потом разгадать  названия зашифрованных животных и соответственно  развесить рядом со схемами. Но это  как кому нравится.  Подробный конспект позволяет, не дополняя его провести по нему занятие! Светлана, спасибо!