Рассказывание казачьей сказки «Кныш» в средней группе ДОУ
Описание материала: Материал подготовлен для детей среднего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам и родителям.
Цель: Приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки, понятию о неповторимости и прелести сказок донских казаков, а также углубление знаний воспитанников о народной сказке.
Задачи:
- Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций.
- Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего
- Закреплять навыки лепки из солёного теста.
Предшествующая работа: Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказочных героях, рассматривание животных и птиц, встречающихся на территории Ростовской области, дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой», «Подбери герою нужный предмет», «Салат из сказок».
Демонстрационный материал: Кукла – казачка Аксинья, иллюстрации по сказке.
Раздаточный материал: Доски для лепки, солёное тесто, салфетки.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Здорово дневали, казаченьки! Старые да молодые, веселые да удалые!
Дети: Слава Богу.
Воспитатель: На завалинках в светелках,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Молодых и пожилых.
Сегодня мы с вами снова собрались на казачьи посиделки. Поведем мы сегодня беседу на очень интересную тему о казачестве, его обычаях и традициях, песнях и поговорках. Дети, какие казачьи поговорки вы знаете? (дети отвечают)
• Казачья смелость порушит любую крепость.
• Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдет.
• Смекалка во всяком деле казака выручает.
• Казак сам не съест, а коня накормит.
• Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Воспитатель: - Молодцы! Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Много сказок живет на Дону. С некоторыми вы уже познакомились. Сколько раз не читай их – снова и снова они увлекают и очаровывают. В казачьей сказке все красиво и необыкновенно, но самое главное – их мудрость и доброта.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
Стук в дверь. Приходит в гости кукла – казачка Аксинья.
Кукла Аксинья: Здорово дневали!
Дети: Слава богу!
Кукла Аксинья: Шла мимо, услышала, что о сказках разговариваете и захотела послушать, можно?
Воспитатель: Проходи, Аксиньюшка, послушай и ты нашу сказку.
Расскажу вам, казачата,
Про казачку да казака,
Про житье – бытье казачье,
Да про казачьи дела.
Занавес открывается,
Сказка начинается.
Кныш:
В станице в казачьей, да в куреньке в белёном жили - солнышку радовались дедушка и бабушка. И вот однажды старый казак говорит своей супружнице:
- Завела бы ты кныш со шкварочками!
- Та я зараз, - говорит старуха.
Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.
А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:
- Залезай, - говорит, - ко мне в гости пойдём!
А тесто в ответ:
- Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!
Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.
Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.
Бабуля в это время проснулась, потянулась и пошла в курень. Смотрит, а макитра пустая. Погоревала- погоревала, да делать нечего, пошла по станице пропажу искать. У кого ни спросит - никто не видел. Пришла на бережок, а там кныш готовый лежит, румяный да горячий. Обрадовалась старушка,
схватила его и бегом домой, а дед её уж у плетня встречает: «Пока у бабушки поспеют кныши, у дедушки не останется и души »
Воспитатель: Физминутка
«Покажи животное».
1. Эй, ребята, что вы спите? Нам животных покажите!
У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.
(Показывают походку лисы).
2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся.
(Поскоки на двух ногах, поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).
3. Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги.
На носочках он пошёл, и на пяточках потом.
(Через стороны поднимают руки вверх, ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).
Воспитатель: Ребята, язык казаков был своеобразным: он содержал много татарских и калмыцких слов. Многие казачьи слова мы слышим и сейчас. Давайте побеседуем по сказке:
Словарная работа:
Курень – казачий дом
Кныш – казачий хлеб
Макитра – чашка
Шкварки – остатки от вытопленного сала
Цыбарка – ведро
Карга – ворона
Зараз – сейчас
Воспитатель: Дети, а давайте нашей гостюшке из солёного теста налепим угощение, как в сказке, крендельки, пампушки, сушки.
Пройти за столы, показ воспитателя, самостоятельная работа детей.
Все вылепленные угощения выложить на поднос.
Воспитатель: Вот, Аксиньюшка, угощайся, дети старались и изготовили вот такое угощение. Приходи к нам ещё в гости!
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка?
Что интересного и нового узнали?
Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может, было,
А может быть и нет.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край»
Конспект образовательной ситуации в средней группе
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия по экологии в средней группе
Похожие статьи:
Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы
Конспект НОД для детского сада по теме: «Тело человека»
Конспект НОД для ДОУ по теме: «Я – девочка, я – мальчик»
Конспект НОД для детского сада по теме: «Я расту»
Конспект НОД в ДОУ по теме: «Наш язык»