Дискуссия на тему: «Сотрудничество педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе»
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед «Никольский детский сад»
Описание работы. Семья – это то место, в котором закладываются основные личностные качества ребенка. Здесь же ребенок впервые учится общению. Именно в семье он чувствует, что он может доверять окружающему миру, близким людям. А уже на этой «плодородной» почве у него появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать педагогу, планируя работу с семьёй.
Цель дискуссии: обмен опытом между педагогами в выявлении разных форм взаимодействия с родителями.
Всем нам хорошо известна русская пословица – «Один в поле не воин». Именно она, как нельзя лучше, говорит о работе педагога, будь он учителем, воспитателем, логопедом или психологом. Если между педагогом и родителями не сформировался дружный тандем, результаты учебно-воспитательной работы будут, в итоге, не слишком высокими, а в некоторых случаях, очень низкими.
Что же делать бедному педагогу, для того, чтобы сделать родителей своими союзниками, и самое главное, ПОМОЩНИКАМИ? В настоящее время этот вопрос волнует большинство, заинтересованных в качестве своей работы, работников образования.
Современные родители очень заняты. Многие из них проводят на работе большую часть своего времени. Поэтому детям, с их стороны, уделяется очень мало времени. Отдавая своих чад в детские сады и школы, они часто перекладывают всю ответственность за обучение и воспитание детей на плечи педагогов. Наша с Вами задача, уважаемые коллеги, донести до родителей самую ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ: «К нам дети приходят всего на несколько лет, а к кому-то, например, ко мне, всего на один год. А всю свою жизнь они проводят со своей семьей. И только от нее зависит, насколько их дети будут успешны, став взрослыми людьми."
У меня за те несколько лет работы в ДОУ сложилось впечатление, что многие родители просто не умеют общаться со своими детьми. Вся их беседа ограничивается бытовыми вопросами. Поэтому именно здесь мы должны стать посредниками между ними.
Теперь хочу поделиться с Вами, как происходит моё взаимодействие с семьёй детей, занимающихся у меня на логопункте. По роду своей деятельности мне приходится общаться с родителями, как в индивидуальном порядке, так и с целым коллективом мам и пап.
В начале каждого учебного года я, обязательно, посещаю родительские собрания в тех группах, откуда мной набраны дети. Подробно рассказываю, чем мы с детьми будем заниматься. Мне очень повезло! В моем распоряжении находится кабинет, площадью 36 м2. Поэтому, работая на логопункте, я, фактически, работаю с логогруппой. В течение года я провожу индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, а также групповые занятия по обучению грамоте и развитию связной речи. После такого «красочного» описания, многие родители детей с нормой речевого развития просят меня брать их детей на эти занятия. Также, на первом собрании и во время личных бесед, я всегда делаю упор на то, что без помощи родителей мы с ребенком не сможем добиться чистого звукопроизношения, что более 80 % работы по автоматизации звуков ляжет на плечи всей семьи. Иначе, проведенное время на индивидуальных занятиях будет потрачено зря. Во время таких бесед стараюсь вызвать к себе доброжелательное отношение. Хотя бывали случаи, когда мне приходилось в довольно строгой форме изложить маме проблемы её ребенка, для того, чтобы она осознала тяжесть тех проблем, которые ожидают его во время школьного обучения.
На следующем собрании, которое, как правило, проводится в конце первого полугодия, мы с ребятами наглядно демонстрируем промежуточные результаты нашей работы. Обычно эти результаты очень удивляют и радуют мам и пап. А некоторых родителей, наоборот, заставляют задуматься.
В конце учебного года проводим с детьми открытое мероприятие для родителей, на котором мы демонстрируем всё то, чему научились за целый учебный год. Для выполнения самых сложных заданий привлекаю родителей, которые не всегда сразу могут справиться с поставленной задачей, что не скажешь о детях! Это делается для того, чтобы они понимали, какой сложный путь прошел их сын или дочка.
В течение учебного года выкладываю на сайт нашего сада различные полезные материалы и ссылки для родителей.
С этого года, по совету одной моей коллеги, стала распечатывать буклеты для родителей детей разных возрастов с информацией о речевом развитии детей, о нетрадиционной артикуляционной гимнастике, о развитии мелкой моторики и т.д. Таким образом, надеюсь заранее подготовить «благоприятную почву» для будущей работы. А еще в планах есть наметки совместных мероприятий с родителями и их детьми.
А сейчас, уважаемые коллеги, я попрошу Вас поделиться своими секретами хорошего взаимопонимания и взаимоотношения с родителями. Надеюсь, такая дискуссия будет для многих из нас очень полезна!
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре
Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка