Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект викторины о птицах с ответами для школьников 6-8 класса

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы. Они способны преодолевать огромные расстояния, без пищи, порой даже не имея возможности укрыться от непогоды. Каждый человек может вспомнить свою историю, связанную с птицами. Это может быть уханье сову, в лесу у костра, кукование кукушки в летнее время у бабушке в деревни. Мы так привыкли к птицам, что порой даже их не замечаем….
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 6 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, животных
Библиотечный урок «Яркое царство пернатых»

Берегите птиц! Птицы – это красота и тайна…
1. Как вы думаете, сколько у птицы перьев?
- Очень много. Так, в период лета в оперении чижа насчитывается примерно 1500 перьев, а в зимний период – 2100 – 2400. У голубя около 2600 перьев. А самая оперенная птица – лебедь. У него 25 тысяч перьев. Только пятая часть этих перьев находится на теле, а остальные – на голове и шее.

Голубь

Лебедь

2. Скажите, как ворона предсказывает мороз?
- Если расположились вороны и галки на ночлег на кончиках ветвей – значит, будет ночь теплая. Если птица прижались к стволу – жди мороза.


Ворона на дереве голом скучала.
Дразнил ее ветер — ворона молчала.
Он дергал за перья, щипался, толкался,
Метался и снова на птицу кидался!
Ворона подумала: «Это опасно!» —
И… вновь продолжала молчать безучастно.
А ветер на сук напоролся с разгона…
«Ну вот, доигрался…» — вздохнула ворона.


3. Как вы думаете, как ухаживает за самкой самец шалашников?

Народ не скажет просто так, он знает наперёд,
Что с милым рай и в шалаше, и счастье их здесь ждёт.
Такую присказку народ, у птичек подсмотрел,
Искусно строить свой шалашик, самец всегда умел,
Из тонких веточек сплетёт навес он из травы,
В укромном месте создаёт, уют для всей семьи.
Лидия Толченникова


- Шалашник – это птица из семейства райских птиц, родственник наших ворон. Обитают они в Австралии. Выделяют несколько видов шалашников, отличающихся друг от друга размерами и великолепным ярким и блестящим оперением. Но больше всего эти птицы интересны своим поведением в брачный период.
Любимым местообитанием шалашников служат тернистые кустарники, напоминающие парки. В период размножения, охваченный любовной страстью, самец шалашника расчищает в лесу площадку, иногда значительных размеров, которую заботливо выстилает мхом. На этой площадке трудолюбивая птица из прутьев и стеблей сооружает постройку, напоминающую открытый с обеих сторон шалаш. Этот шалаш очень прочный и изящный, а в длину иногда достигает 1 метра. Птицы много заботятся об украшении своих построек перьями попугаев, ракушками, блестящими камешками, цветами и другими предметами, привлекающими внимание пернатых художников. Внутренней отделке шалаша уделяется не меньшее внимание. Помимо шалаша украшается и площадка перед ним. На ней также раскладываются яркие предметы, цветы и плоды. Причем все это хозяйство поддерживается в полном порядке: трава выщипывается, старые плоды и увядшие цветы заменяются свежими. Нужно сказать, что некоторые постройки сооружаются птицами в течение несколько лет.

Для чего все это нужно, спросите вы. А для того, чтобы привлечь к скромной особе строителя внимание самки. Увидев самку, шалашник преображается. Он приглашает ее в беседку и демонстрирует свои богатства: то поднесет ей цветок, то красивую раковинку, а то начинает бережно перебирать прутики в своем строении. И все это сопровождается танцами и песнопениями. Трудно остаться равнодушной под таким натиском любовных ухаживаний. Но самка сдается не сразу – более полугода испытывает она своего будущего супруга.
Шалаш – это не гнездо, а место, где птицы играют и резвятся. Поэтому через некоторое время самки покидает шалаш, вьет гнездо и высиживает птенцов. А вот самец так и остается при своем шалаше, время от времени подновляя постройку, и, видимо, сразу начинает, готовится к следующему сезону любви.
В мире птиц много необычного и загадочного. Одна птица привлекает к себе внимание ярким оперением, другая песней, а вот шалашник изобрел свой способ прославиться. Как говорится: «С милым и в шалаше рай!»

Птица - шалашннк -
Чудесная птица -
Птица-строитель
И этим гордится.
Гнездо украшает
Для самки - самец -
Её приглашает
В свой "дом", как творец.
А самка следит
Когда "дом" самец строит,
В разведку заранее
К "дому" подходит.
Потом выбирает
Умелых самцов.
Они же стараются,
Чтобы "дом" был готов.
И нет среди птиц
Таких "ухажёров",
Чтобы" бились" за самок
Удивительным "домом".


4. Скажите, какие птицы умеют паясничать?
- Большинство сов. Ю.Б. Пукинский пишет: «Нельзя не обратить внимания на любопытнейшее явление – паясничество этих птиц. Без видимой, казалось бы, причины, обратив взор куда-то вдаль, сова, словно индийская танцовщица, временами начинает отклонять голову то в одну, то в другую сторону или же перемещать ее в вертикальном направлении. Эти движения в основном производятся шеей при почти неподвижном туловище. Облик паясничающей совы очень комичен. Просто иногда трудно поверить, что перед вами сидит птица, а не какое-то сказочное существо, самозабвенно стремящееся развеселить вас».

Каждый вечер подобные представления устраивал живший у меня долгое время мохноногий сыч. Причем сначала сова выполняет свои движения медленно, но затем будто входит в ритм, амплитуда движений все более увеличивается, сова приходит в неописуемое волнение, переступает лапами, издает какие-то звуки, но не трогается с места. Складывается впечатление, что птица нарочно хочет отрепетировать какой-то элемент охоты. Паясничает и живущая у меня сейчас крупная сова – длиннохвостая неясыть.
Эти загадочные движения сов уже давно привлекают внимание зоологов. Сначала их связывали исключительно со зрением. Действительно, иногда, кажется, что сова пристально что-то рассматривает. Однако позднее большинство ученых сошлось во мнении, что такие движения способствуют точному восприятию звуков. А это для совы очень важно. Ночная хищница улавливает малейшие шорохи в лесу и именно по слуху находит свою добычу.

5. Как вы думаете, почему летчики боятся птиц?
- С той поры как освоил человек небо, и берет начало свое конфликт между самолетами и птицами. В 1910 году аэроплан, пролетевший над Калифорнией, столкнулся с чайкой, в результате чего упал на берег, и пилот погиб. Это был официально зарегистрированный первый случай столкновения с птицей, который закончился трагедией. И в настоящее время представляют птицы немалую угрозу для воздухоплавания.

Случаи столкновения самолетов с птицами нередки. По статистике, например, в США – 2 раза в неделю. Во время перелетов птиц столкновений бывает больше. Особенно опасны в воздухе встречи с крупными птицами – гусями, аистами, цаплями, журавлями и другими. Нередко на самолеты нападают орлы.


Ударная сила «пернатых снарядов» велика. Конечно, в зависимости от скорости самолета и размера птицы она разная, но в среднем, получается, что птица размером с утку способна пробить пуленепробиваемое ветровое стекло кабины толщиной в 3 сантиметра.
Во многих странах ведутся разработки способов защиты от птиц, как в воздухе, так и на земле. Интересное решение было предложено в Голландии, на авиабазе Леэварден. Зимой аэродром посещает множество чаек разных видов. На магнитофонную ленту были записаны их крики, выражающие испуг и тревогу. Перед началом полетов эти звуки стали транслировать в течение 2 – 3 минут через громкоговорители. Услышав «знакомые» крики, чайки, словно по команде,отлетали на безопасное расстояние от взлетных дорожек или же совсем покидали аэродром. Во время использования этого метода столкновений с чайками не было.
К сожалению, такой способ отпугивания птиц не универсален. Многие птицы в своем «лексиконе» не имеют специфического крика, означающего, что нужно спасаться. А другие птицы, например кулики-сороки, заслышав тревожные звуки, не улетают, а, наоборот, слетаются, чтобы встретить опасность всей стаей.
Теперь службы безопасности аэродромов работают в тесном сотрудничестве с орнитологами. Трассы самолетных рейсов разрабатывают с учетом путей миграции птиц, мест их наибольшего скопления. Ведь известно, что птицы летят на зимовку, используя из года в год один и тот же маршрут. Что же, небо – птичья стихия, и человеку нельзя не учитывать это.

6. Как вы думаете, у какой птицы на голове растут «усы»?



- У птицы котинги, населяющей леса Африки. Эти птицы отличаются имеющимися у них уникальными выростами –«усами», причем есть котингиодноусые, а есть и терехусые. Чаще всего эти птицы издают взвизги и карканье, но иногда можно услышать и приятные звуки, напоминающие звон колокольчика. Вероятно, поэтому один из видов называется звонарем, хотя именно его представители и не отличаются музыкальностью, а издают гнусавые крики.

7. Скажите, почему яйца кайры не падают со скалы?


Смелым птицам нипочём
Завести при том при всём,
На скале, между камней,
Найти место для детей.
Это надо ухитрится,
Им в расщелине родится,
Хоть в семье птенец один,
Для него утёс трамплин,
И с полсотни метров вниз,
Прыгнет смело, без каприз.
– Кайра.


- В кладке у кайры только одно яйцо, которое она откладывает прямо на уступ скалы. Яйцо имеет грушевидную форму, при которой центр тяжести резко смещен к одному из полюсов, по мере роста птенца центр тяжести изменяет свое положение. Чем больше птенчик, тем больше воздушный пузырек, - яйцо все больше наклоняется на острый конец. Если толкнуть такое яйцо, оно не покатится вперед, а будет медленно, чуть смещаясь, вращаться вокруг оси.

Кайры скалы облепили, сколько их не перечесть.
Веселы и всех крикливей, места нет другим присесть.
Спинки чёрные, а брюшко точно беленький снежок.
Время выводить потомство гнездовой готов лоток.
Яйца грушевидной формы и с лотка не упадут,
Прикрывая, свои лапки бережно под них суют.
Как и все морские птицы, рыбу добывают в корм.
Мелкою малышек кормят, разыграйся там хоть шторм.
У птенцов густой, короткий, плотный вырастает пух,
Подрастут с карнизов скальных с высоты огромной плюх.
При падении на камни пух смягчает им удар,
Вскоре опустеют скалы, птичий кончится базар.


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Урок поэзии в школе, 7-8 класс Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс Библиотечный урок для школьников 5-8 класса

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Беседа в библиотеке, 4 класс. В книжной памяти – история России | Интересные факты об этикете для подростков
Опубликовано: 1786 дней назад (1 января 2020)
Просмотров: 2088
+26
Голосов: 26
Снежана Анатольевна Колесникова # 1 января 2020 в 21:31 +5
Огромное спасибо за приглашение! Столько получила позитивных эмоций!
Всегда восхищалась умением птиц создавать гнезда без рук!!!
А теперь знаю про то, как ухаживает за самочкой птица шалашник, как вороны предсказывают погоду, как птицы атакуют самолеты и еще много интересных фактов из жизни пернатых.
Грамотно оформленная работа, отличный фоторепортаж.
Примите голос +. Удачи в Новом году!!!
Ирина Николаевна Кириллова # 2 января 2020 в 11:08 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересный, содержательный урок. Объёмный материал, сменяется стихотворными выдержками, подкрепляется зрительно яркими красивыми иллюстрациями. Думаю, что ученики с удовольствием пополнят свои знания об этих удивительных созданиях природ. Творческих успехов! ГОЛОС!
Ольга Васильевна Яковлева # 2 января 2020 в 12:37 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересный, познавательный, содержательный урок. Прекрасное оформление! Творческих успехов! голос
Елена Дмитриевна Шадрина # 2 января 2020 в 16:37 +5
Добрый день, Инна Владиславовна! Прочитала Вашу викторину о птицах: "Яркое царство пернатых". Все оформлено грамотно, представлены яркие, красочные фотографии. Цель и задачи были достигнуты в процессе викторины. Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом!
Творческого Вам вдохновения. Примите голос!
Светлана Владимировна Иванова # 2 января 2020 в 17:15 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашим библиотечным уроком. Как всегда, обширный материал, познавательный и увлекательный. Очень интересные стихи, многие из них читала впервые. Красивые иллюстрации, никого не оставят равнодушными. Уверена, ученики на таком уроке получат максимум удовольствия и пополнят свой багаж знаний о ярком царстве пернатых. Примите мой голос. Творческих вам успехов!
Елена Васильевна Бычкова # 3 января 2020 в 01:39 +4
Здравствуйте Инна Владиславовна. Вы обратились к крайне интересной теме, теме ПТИЦЫ! Информация о наших пернатых соседях нужна детям для полноценного экологического воспитания. Кстати, мои детские представления о смене времён года связаны были именно с птицами, этому способствовала и школьная программа. Вы предлагаете информацию о птицах мало известных в наших широтах, материал от этого становится ещё более значимым, познавательным. Сама прочитала его с огромной заинтересованностью! Спасибо! ГОЛОСУЮ "ЗА" +6
Валентина Петровна Чурепкина # 3 января 2020 в 20:35 +1
Замечательно разработана викторина для формирования познавательных интересов в процессе ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора детей о мире пернатых. Примите мой голос + 7.С уважением, В.П.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 6 января 2020 в 23:09 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение на замечательный библиотечный урок «Яркое царство пернатых». Отличный материал! Думаю, тематическая выставка книг будет способствовать развитию интереса учащихся к миру природы. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Ольга Константиновна Макарова # 21 января 2020 в 17:29 +1
Интересный, познавательный материал с отличным фото сопровождением!+1!
Нелли Александровна Бондаренко # 21 января 2020 в 20:38 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Посетила Вашу викторину, как всегда здорово, ярко, интересно. Спасибо за такие интересные публикации. Голос!
Лариса Борисовна Бугакова # 4 февраля 2020 в 16:49 +1
Обширный, познавательный и увлекательный материал. Грамотное оформление,яркие, красочные фотографии.Много полезной информации.Голос!