Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок в 5 классе на тему: Лес

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и в конечном счете здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей.
Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое – в переводе «дендрос» означает дерево, а «логос» - учение. Ученых, работающих в этой области, называют дендрологами.
Деревья – и экзотические, и растущие в нашей полосе – хорошо умеют хранить свои тайны, хотя и растут у всех на виду. До сих пор дендрологи делают удивительные открытия. Давайте вместе приобщимся, и мы к этим открытиям, и некоторые деревья, привычные для какой-то страны, покажутся нам необычными. Даже наши родные и, казалось бы, хорошо знакомые деревья могут поразить своей уникальностью и многообразием форм.
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о том, о экзотических деревьях, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе
Библиотечный урок «Нам невдомёк, что мы живем в прекрасном мире»
Мне нравятся деревья. По-моему, они умею лучше других мириться с условиями жизни.
Уилла Катер

Взывают к человеку: птицы и звери, цветы и деревья. Сохрани, сбереги, где стоишь, где живешь, на расстоянии взгляда и голоса. Хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
Дмитрий Лихачёв


Мир природы всегда нас поражает нас своим разнообразием. Знакомство с природой заканчивается для нас интересными открытиями…

Конфетное дерево





Путешествуя по Японии, Китаю и Корее, вы можете увидеть дерево, на котором растут конфеты. Они похожи на настоящие, но, конечно, без фантиков.
В предгорьях Гималаев эти деревья, ростом до 10-20 м, могут расти на высоте до 2000 м над уровнем моря. В июле конфетное дерево обычно расцветает гроздьями маленьких кремовых цветков. Позже на концах мясистых, причудливо изогнутых плодоножек появляются коричневые бусинки – сухие плоды с косточкой. Но съедобны как раз плодоножки, а не плоды. По вкусу они напоминают кисловатые карамельки или изюм. Недаром растение еще называют японским изюмным деревом.
Конфетное дерево целебно – за это оно почиталось в Вавилоне, Древней Греции, Древнем Риме и на Тибете: кисло-сладкие «леденцы» употребляли, чтобы восстановить силу и бодрость; корни, листья сушили, из плодоножек настаивали вино, которое подавалось только знатным гостям. Напитки из плодов конфетного дерева ценились в Европе, где это дерево начали выращивать в Средние века.
Не осталась в стороне и Россия: в 17 веке царь Алексей Михайлович повелел аптекарям выращивать целебное конфетное растение на своих огородах.

Тайна записной книжки
В середине 19 века европейские путешественники в экваториальных лесах Африки впервые увидели необычное дерево: с его ветвей на тонких «веревочках» свисали цилиндры размером около полуметра, очень похожи на батоны колбасы. Дерево назвали кигелия. Попробовав плоды на вкус, они быстро убедились, что «палки колбасы» ядовиты: даже один съеденный кусочек вызывает острую диарею. Местные жители и сегодня не употребляют эти плоды в пищу, а сушат их и делают украшения, посуду и амулеты.

Шелковица



Помню я с детства мёд сочного лета,
Ягод шелковицы солнечный вкус
Месяц, влюбленный в сокровища веток,
И пламенеющий маковый куст.
Синей шелковицы сок разливался,
Пятен узор рисовал здесь и там,
Долго, бывало, тот след отмывался,
Что оставляла шелковица нам.
Синие лица, пятнистые руки,
Платье в шелковице – шик, красота…


С древних времен, 4,5 тысяч лет назад, шелковое дерево – шелковица – было чуть ли не самым секретным деревом в Китае, его очень любили правители. И не напрасно: это из него «добывали» шелковые нити и ткали драгоценные ткани для императорских нарядов. Носить шелковую. Одежду беднякам запрещалось, да и было не по карману. За разглашение «шелковой тайны» полагалась смертная казнь.
Путешественники из других стран разными способами пытались выведать секреты производства шелка: гусениц и яйца тутового шелкопряда прятали в складках одежды, в выдолбленных посохах, в шкатулках с двойным дном. Более 1000 лет китайцам удавалось оставаться единственным производителем шелка.
Шелковица, или тутовое дерево, среднего роста, с густой кроной, твердой которой, 1,5 м в диаметре и высотой примерно 10 - 15 м. Доживает шелковица обычно до 200 лет.
Цветет шелковица мелкими цветочками, собранными в цилиндрические сережки. Плоды (ягоды) немного похожи на ежевику и малину. Каждая такая ягода состоит из множества отдельных костянок, они срослись между собой в единую ягоду. Она бывает и черного, и фиолетового, и белого цвета.
Кстати, видов шелковицы существует много: белая, черная, кормовая. Деревья похожи друг на друга, но шелковичные черви хорошо их различают. Например, листья черной шелковицы они есть не будут, переползут на белую.
Зубчатые листья тутова дерева – основная пища для гусениц. Они очень прожорливы, едят днем и ночью, без остановки. Через месяц гусеницы вырастают и начинают обматывать себя тончайшей нитью, которую сами же и выделяют. Длина нити иногда доходит до 1,5 км. Намотав эту нить, гусеницы окукливаются – так получается кокон. В природе из кононов вылетают бабочки. Но на культурных плантациях коконы собирают и отправляют на фабрики. Там их бросают в горячую воду. Клей, которым были скреплены нити, растворяется. Осталось аккуратно размотать нити, соединить их – и можно ткать шелк.

Кому шелковица, а мне — тутовник.
Резные листья, сквозная тень,
За ним не ухаживал садовник,
А щиплет всякий, кому не лень.
Весь низ оборван, ветки смяты,
Коль хочешь ягод — надо лезть.
Хватаю сук обратным хватом,
Подтягиваюсь, умудряюсь сесть.
А дальше всё легко и просто,
Ведь я же когда-то мальчишкой был.
Теперь даже легче — прибавил росту,
Чуть больше веса, но больше сил.
Поставить ногу, сказать чуть слышно:
«Пожалуйста, ветка, не обломись!»
Рукой вцепиться, рвануться выше,
И даже взгляда не бросить вниз.
Смотреть на крыши, на тополь рядом,
Но вниз ни за что нельзя смотреть.
Рука задрожит , и вслед за взглядом
Сорвешься сам, а это — смерть.
И вот они, ягоды! Них же ради
Рискуешь, лезешь, футболку рвёшь,
Чёрные капли медовой сла́ди,
Не торопясь, на язык кладёшь.
Сок — по нёбу, взгляд — по небу,
Чтоб от земли отвести глаза.
Ну, последнюю… Где бы, где бы?..
Хватит, пожалуй, — пора слезать.
А вниз, как всегда, стократ труднее!
Тут где-то сучок удобный был?
А-а-а, вот он! Чуточку левее…
Тянуться к нему из последних сил!
Гимнастики этой мне хватит на год,
Растёт напряжение, как в бою!
Спружинил ковер из опавших ягод —
И вот на земле я опять стою.
Футболка в дырах, шиша́к над бровью,
Язык — точно парень попил чернил,
А руки лиловой запачканы кровью…
Филатов Игорь


Тайна записной книжки
Шелк называли тканью императоров и императором среди тканей. Китайцы отправляли шелк на судах и караванами в другие страны. Сухопутный маршрут был назван Великий шелковый путь. Китайские правители в качестве даров посылали главам других стран шелковые ткани. Ими же платили налоги и дань, расплачивались с чиновниками. Шелк стал валютой, которая приравнивалась к золоту.

Черимойя



Работать на юге совсем не хотят.
Мороженое просто рвут и едят.
Срывают с деревьев себе черимойю,
На две половинки разрежут не моя,
И черпают ложкой нежнейший баланс,
Где есть маракуйя, банан, ананас,
Клубника со сливками, манго,- и это
Они могут кушать с деревьев всё лето.
Сергей Прилуцкий


Не дерево, а мечта. На его ветвях растут плоды, которые нужно только заморозить, положить в вафельный стаканчик – и любимое лакомство готово. В Бразилии и Мексике, Аргентине и Чили, Венесуэле и Колумбии так и делают.
Родиной этого дерева принято считать Эквадор, Колумбию и Боливию, а также Перу. Растет оно там с древних времен: в Перу при раскопках были найдены старинные гончарные изделия, на которых изображены плоды черимойи. Там и сейчас раскинулись целые рощи черимойи.
Дерево это высокое, почти 10 м, с большими листьями. Цветы у него двуполые: сначала распускаются женские, а ровно через 36 часов мужские. Опыляют их цветочные жучки. Через 100 дней появляются завязи плодов, но зреют они долго – почти 9 месяцев.
Покрывается все дерево шарами сердцевидной формы - светло-зелеными или желтыми . Величиной они до 20 см и больше. Вес каждого плода от 600 г до 3 кг. Внутри у них темно-коричневые блестящие косточки, похожие на крупные фасолины. Плоды черимойи сначала едва благоухают, но по мере созревания запах усиливается. В сезон сбора урожая – с февраля по апрель – вся округа, где растут деревья черемойи, наполнена сладким ароматом.
Собирают плоды черемойи очень осторожно – у них тонкая, нежная кожица. Их разрезают и мякоть вычерпывают ложкой. Она еще более душистая, чем плод на ветке, - кремово-белая, сочная. Ее едят просто так, а также добавляют в десерты и фруктовые салаты
Но самое любимое лакомство – конечно же мороженое из черимойи. По консистенции мякоть черимойи похожа на крем, а по вкусу напоминает несколько фруктов сразу: маракуйю, банан, ананас, папайю и клубнику со сливками. Стоит немного подержать фрукт в холодильнике, и можно приглашать друзей на домашнее мороженое.

Тайна записной книжки
Название «черимойя» придумали древние инки. В переводе оно означает «холодные семена». Вот с ними-то и надо быть осторожными. Есть косточки черимойи ни в коем случае нельзя. Ни пробовать, ни разжевывать, ни глотать. В семенах черимойи содержатся вещества, которые эффективны как противопаразитарное средство – против тараканов, вшей и другой нечисти. Косточки нельзя и раскалывать, как орех (они очень твердые): если сок семян черимойи попадает в глаза, можно ослепнуть.

Земляничное дерево



Я живу в оранжевом краю,
в зарослях деревьев необычных.
Солнечные зайчики игру
затевают в дебрях земляничных.
Ягодки атласские как шарики
цветом мандариновым гордятся,
мне до русской нежной земляники
в Африке уж точно не добраться.
Виды вересковые - арбутус
создала природа - не садовник:
приторный боярышника вкус,
зёрнышки похожи на шиповник.
Я живу в оранжевом краю,
на губах чуть сладенькая мякоть,
жёсткие пупырышки жую…


Как об этом мечтают наши российские дачники: чтобы у них на шести сотках росло земляничное дерево. Не надо пропалывать и окучивать, обрезать усы и удобрять. Землянику можно было бы собирать целыми ведрами…
Такое дерево есть. Произрастает в Мексике, Средиземноморье, в Северной Америке и даже в Ирландии, где суровый климат смягчает теплое течение Гольфстрим. Именно ирландцы в 16 веке подарили это дерево английскому королевскому саду, оно там и растет до сих пор. В Россию несколько экземпляров были завезены в начале 19 века, и сейчас земляничные деревья – правда, в небольшом количестве – прижились в предгорьях Кавказа и в Крыму.


Земляничное дерево крупноплодное и очень красивое: высотой до 10 м, с толстым стволом,

с морщинистой кораллово-красной корой, в которую, как говорят, невозможно вбить гвоздь. На пышной кроне большие зубчатые темно-зеленые глянцевые листья. Растение вечнозеленое.
Растут земляничные деревья очень медленно – в 10 лет саженец вырастает до 2 м, а в 45 – до 5 м.
Земляничное дерево и цветет, и плодоносит одновременно. На ветвях можно увидеть метелки бело-розовых мелких цветков, похожих на ландыш. И тут же зреющие ягоды, покрытые бугорками. Созревают они долго . сначала они зеленые или желтые, примерно через год становятся оранжево-красными, а когда полностью созревают – красно-бурыми.
Но никто, видя дерево, землянику ведрами не собирает. Ягоды считают условно съедобными. Вкус у ягод земляничного дерева своеобразный – терпкий, с горчинкой. Если съесть их много, то можно и отравиться – в коре, листьях и других частях растения содержится вещество, вызывающее головокружение, тошноту и рвоту. Даже мед, собранный с плодов земляничного дерева, может быть токсичным.

*Арбутус - земляничное дерево.

Человек сажает один дерево, а отдыхают в его тени тысячи людей.
Бауржан Тойшибеков


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Интересный библиотечный урок в 7 классе | Литературная викторина с ответами для школьников старших классов
Опубликовано: 2151 день назад (1 января 2019)
Просмотров: 1606
+39
Голосов: 39
Светлана Константиновна Бычкова # 1 января 2019 в 21:33 +4
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Очень понравилась разработка библиотечного урока на тему "Нам невдомёк, что мы живём в прекрасном мире". Само название уже говорит о многом, ещё раз убедилась насколько многообразен и уникален мир природы. Материал вы подобрали очень интересный, познавательный, яркие фотографии. Для детей этого возраста будет очень интересен. Вам голос!
Валентина Петровна Чурепкина # 8 января 2019 в 18:53 +2
Интересный познавательный материал по теме "Лес" для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе. Голосую + 5. Всего вам доброго!
Ирина Ивановна Гончарова # 8 апреля 2019 в 22:25 +1
Здравствуйте! Спасибо большое за приглашение. Как всегда в Вашем материале столько полезной и интересной информации. Приятно, что Вы всегда найдёте, чем заинтересовать своих подопечных. Примите голос.
Софья Владимировна Юхнина # 9 апреля 2019 в 13:36 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Нам невдомёк, что мы живём в прекрасном мире». Название такое красивое, лаконичное, сразу заинтересовало меня содержание разработки.
Вы умело создаёте условия для знакомства учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью, это замечательно. Мой голос +2, УДАЧИ ВАМ!!!
Маргарита Викторовна Бодян # 9 апреля 2019 в 17:29 +3
Инна Владиславовна, какая Вы умничка! Наш библиотечный урок - просто находка. Интересно, насыщено, ярко, познавательно, продумано. Я узнала много интересного о невероятных растениях. У меня на Родине шелковицу называют атютиной. Хорошо,что такие люди, как Вы, показывают насколько многообразен и уникален мир природы нашим детям. Спасибо большое за приглашение.
Вера Юрьевна Кадушина # 13 апреля 2019 в 20:06 0
Добрый вечер, Инна Владиславовна!
Супер – разработка библиотечного урока «Нам невдомёк, что мы живём в прекрасном мире». Впечатляет бесспорно! Как хорошо, что Вы популяризуете уникальный мир природы. ГОЛОС.