Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Про птиц для школьников, 5-7 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Пернатые певцы дарят нам радость и вдохновение, почти ничего не прося взамен. Впрочем, кое о чем пернатые нас все же просят: не обижать их, не лишать дома и возможности жить рядом с нами и дальше. О том, как не навредить певчим птицам и как помочь им, мы обязательно поговорим. Но не только об этом: нас ждет знакомство с некоторыми научными понятиями, множество встреч с известными и неизвестными вам видами птиц и, конечно романтические прогулки по лесам и паркам и чудесные соловьиные вечера в саду.
И в самом деле, разве можно себе представить зеленеющие нивы средней полосы России без серебристых переливчатых трелей жаворонка, или опушки наших дубрав и парков без звонкого «боя» зяблика, или рощи, растущие по берегам тихих заводей рек, без флейтовых трелей иволги.
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, о птицах
Библиотечный урок «О чем поет птица»


Их песни безупречны и просты...
Нет ноты ни одной...кривой, фальшивой...
И даже в почках спящие листы...
Такие трели наполняют силой...


Птицы - имитаторы
Зеленая пересмешка



Зеленая пересмешка

До сих пор мы обсуждали птиц, поющих песни собственного сочинения. Хотя, как выяснилось, даже собственным, свойственным данному виду песням часто нужно учиться: послушать пение опытных самцов. И вот некоторые птицы решили включать в свои песни не только свойственные их виду коленца, но и фрагменты песен других видов.
Такое явление в природе не редкость: заимствуют музыкальные фразы и камышовки, и жаворонки, и сорокопуты, и варакушки, и другие. На склонности имитировать чужие звуки основано обучение попугаев и воронов человеческой речи. А однажды удалось научить фразе из нескольких слов даже канарейку.
Но у некоторых видов птиц песня почти целиком состоит из заимствований, а изредка издаваемый собственный видовой сигнал так хорошо замешан в чужих звуках, что его и выделить-то нелегко. Таких птиц называют пересмешниками. Вот и один из наших видов-подражателей получил имя зелёная пересмешка.
Пересмешка - родственник славок и пеночек, как и они, питается насекомыми, склёвывая их среди листвы. Гнездо строит высоко на деревьях, тщательно пряча его в листьях или хвое.
В общем, обычная мелкая птичка. Однако она способна свести с ума любого начинающего любителя птиц. Только представьте: идёте вы по лесу, слышите пение зарянки. И вдруг с того же дерева запевает певчий дрозд. Нет, чёрный! Постойте, это же славка-черноголовка! Или садовая камышовка? Но что она делает в густом лесу? Опять зарянка, но какая-то странная, с откровенно соловьиными коленцами... И тут вас, наконец, осеняет: да это же зелёная пересмешка! Словно на магнитофон записали множество песен разных птиц, а потом порезали ленту на мелкие кусочки и склеили, как попало.


Зеленая пересмешка

И теперь пересмешка исполняет это безумное попурри. Вот среди заимствований попался и её собственный сигнал: немного гнусавое: цвэй! цицивэй!. Да, с таким скудным репертуаром в певцы не берут. Только и остаётся, что заниматься плагиатом...
Что любопытно, ближайшая родственница зелёной пересмешки - знакомая нам северная бормотушка. На основании сходства во внутреннем строении орнитологи относят их к одному роду. Но как же не похожи они во всём остальном! Пересмешка живёт в высоких густых лесах, бормотушка - на зарастающих полях. Пересмешка поёт чужие песни, а бормотушка ничего не заимствует. Но ведь и картошка не похожа на помидор, хоть они и родственники.

Мучитель охотников


Скворец

Поехала однажды компания охотников пострелять гусей. Нашли навес на краю поля и в ожидании пролётных стай сели перекусывать. Вдруг крики: летит вожделенная стая! Побросав бутерброды, приятели выбегают с ружьями из-под навеса. В небе никого. Оглядевшись, люди возвращаются к прерванной трапезе, но тут снова раздаются чуть гнусавые крики. И снова небо оказывается совершенно чистым - ни единого гуся...
Долго метались горе-охотники из-под навеса и обратно, пока самый внимательный из них не увидел на ветке прямо над крышей обыкновенного скворца.
Скворцы - великолепные мастера подражания. В свою скрипучую (а также скворчащую) и, честно говоря, не слишком музыкальную песню они вставляют самые разные звуки: песни и позывки других видов птиц, в том числе южных, подслушанные на зимовке, мычание коровы, свист ветра, лай собаки и прочее. Можно научить скворца и человеческой речи - разумеется, безо всякого её понимания. А некоторым любителям удавалось научить скворцов популярным песенкам - и даже люди с музыкальным слухом не могли обвинить птицу в том, что она фальшивит и берёт не те ноты.



Чем привлечь скворцов поближе к жилью, все хорошо знают: конечно же, повесить скворечник. Как и все птицы-дуплогнёздники, скворцы в природе всё время сталкиваются с дефицитом дупел, поэтому искусственные гнездовья занимают с охотой. Но в парках, на окраинах деревень птицы нередко поселяются и в естественных дуплах, в которых жили испокон веков.
Не все садоводы рады визитам пятнистых певцов - в конце лета они сбиваются в большие стаи, которые могут совершать набеги на вишнёвые и сливовые сады, виноградники. Но зато в первой половине лета они массово уничтожают насекомых-вредителей, так что в целом польза для сада и огорода перевешивает вред. Тем более что урожай можно закрыть сеткой, а вот от вездесущих насекомых ничем не отгородишься.
Ещё один способ избавить сад от налётов скворчиных стай - завести... скворца. Повесьте скворечник, и поселившаяся в нём пара будет отгонять всех конкурентов от своей территории. А уж одна-то семья скворцов много не съест.

Врановые


Сойка

Заканчивая рассказ о пересмешниках, не забудем упомянуть и птиц из семейства врановых. Тем более что, как мы помним, они тоже относятся к подотряду певчих воробьиных и потому обладают бесплатным пропуском в наш журнал.
В природе врановые - вороны галки, сороки - не часто подражают голосам других птиц. Исключение составляет сойка - самая нарядная из наших врановых. Она - большая любительница попеть чужие песни. Иногда сойка передразнивает даже голоса хищников, рискуя привлечь нежелательное внимание.


Сойка

В лесу по веткам скачет бойко,
С куста на куст перелетит,
Родня вороне - птица сойка,
Кричит сварливо и трещит.
В лесу все знают эту птицу
И расступаются пред ней.
Себе дороже с ней сцепиться,
Шумней нет птицы и наглей.
А уж красавица трещетка,
Покрыта нежным, мягким пухом,
Глаза как бусы, клюв короткий
И, отличается отличным слухом…



Сойка

Но в неволе некоторых врановых, прежде всего ворона и ту же сойку, удавалось обучить нескольким словам или коротким фразам. Кстати, и природный репертуар ворона включает множество разнообразных звуков, в том числе очень красивых и мелодичных, так что его можно назвать певчей птицей во всех смыслах.

Слушаем птиц
Тропою натуралистов




Общение с природой и наблюдения за птицами - прекрасный вид активного отдыха. Если вы увлечётесь походами за интересными встречами и чудесными голосами, вас ждут незабываемые минуты. Да и простая прогулка по парку станет намного насыщеннее впечатлениями, если вы не просто слушаете птичьи трели, но и можете определить, хотя 6ы основные виды певцов.
Если вы решите понаблюдать за птицами, позвольте дать вам несколько советов, чтобы вы побыстрее стали опытными знатоками пернатых и их голосов.
Начнём вот с какого вопроса: когда лучше всего слушать птиц? В принципе, птицы поют с конца декабря и до середины осени. (Осенью продолжительность дня становится такой же, как веной, и это обманывает птиц: у них срабатывает инстинкт пения). Но, конечно, лучшее песенное время, самая горячая пора для всех орнитологов - это период с апреля по июнь.



В течение суток птицы тоже поют неравномерно: активнее всего рано утром, и чем раньше, тем лучше. Если вы заставите себя встать в 4-5 утра - на рассвете, а то и чуть раньше, чтобы к рассвету уже оказаться на месте, - то не пожалеете. Начинающим наблюдателям можно поспать и до 7 утра. А вот после 10-11 часов в жаркий день впечатления от прогулки будут уже не те - редкая птичка издаст одинокую трель и надолго замолкнет.
Не любят птицы и дождь, особенно сильный (впрочем, тут вкусы наблюдателей и наблюдаемых совпадают), а также ветер. Так что, если синоптики предсказывают на утро дождь с ветром, смело можете отсыпаться.
Второй пик пения у некоторых птиц приходится на вечер - и его тоже можно использовать, чтобы послушать дроздов, зарянок, соловьёв, сверчков.
Одеваться на экскурсию по птицам нужно значительно теплее, чем на обычную прогулку. Ведь слушая и разглядывая птиц, вы не будете бегать наперегонки, прыгать, раскачиваться на качелях или турниках. Да и идти, скорее всего, будете медленнее - уж больно много вокруг всего интересного. Так что согреться ходьбой или энергичными движениями не получится. Учитывайте это, чтобы не испортить себе всё удовольствие.

Техника дела
Если ваше увлечение птицами становится серьёзным, вам не обойтись без, хотя 6ы простейшего оборудования. Первое, чем стоит обзавестись, - это полевой дневник с карандашом. Звучит очень громко, а на деле в качестве дневника подойдёт обычный блокнотик. В него можно записывать всех увиденных и услышанных птиц - для истории и для передачи информации профессиональным орнитологам (вдруг вы встретите редкую птицу), а также для того чтобы потом проверить по книжке, аудиозаписи или консультируясь с опытными наблюдателями, правильно ли вы определили вид птицы.



Конечно же, потребуется бинокль. Они очень разные и по цене и по качеству. Кстати, не обязательно самый дорогой окажется лучшим. Не нужно гнаться и за большим увеличением. Если вы планируете наблюдать птиц в лесу или в перелесках, где вдаль смотреть не нужно, 10- или 12-кратной оптики вполне достаточно, более сильные бинокли просто не фокусируются на коротком расстоянии.
Наконец, большим подспорьем могут оказаться записи голосов птиц. Сейчас их легко найти на дисках или в Интернете и загрузить в телефон, чтобы всегда были под рукой. Кстати, если проиграть песню громко, самец соответствующего вида может подлететь поближе - чтобы прогнать конкурента, вторгшегося на его территорию. Так можно подманить поющую птицу, чтобы как следует разглядеть её, уточнить, верно ли вы определили её по голосу и т.п. Но помните: долго мучить неразумную птаху нельзя! Самец может испугаться соперника, решить, что он сильнее (раз не прекращает петь и не убегает), и бросить территорию. Да и просто, зачем заставлять его надрываться?
Так что не подманивайте птицу на голос без необходимости и не держите самца долго: разглядели - и хватит.

Как не навредить птицам

Ты будь с природой заодно,
Люби ее ты непрестанно.
Взрасти пшеничное зерно,
Чтобы еще красивей стала!
Пусть не умрет желание любить:
Беречь, что дорого, как все живое…


Этот вопрос должен постоянно держать в уме любой человек, вышедший на прогулку в природу. И не важно, специально ли вы наблюдаете за птицами или просто поехали с друзьями на пикник. В любом случае в лесу или на лугу мы - гости, а хозяйка - природа. Каковы ж правила вежливости в гостях у природы?
Хочется надеяться, что про мусор можно не говорить - тут всё понятно: после вашего пребывания не должно остаться ни фантика. Но не менее страшно и шумовое загрязнение - громкие звуки пугают птиц, весной они могут вынудить их бросить гнездо, территорию и отправиться искать более спокойное место. Да только где его найдёшь, если люди повсюду?..
Громкую музыку можно послушать дома или в клубе. А на природе лучше слушать голоса леса и луга.
Если рядом с местом привала вы увидите гнездо или птицу, которая явно беспокоится (значит, её гнездо где-то рядом), - лучше отойти подальше, не тревожить её лишний раз.
Если на экскурсии вы увидели жилое гнездо, лучше не задерживаться около него и не заглядывать. Да, профессиональные орнитологи часто осматривают гнёзда, взвешивают и измеряют яйца или птенцов, проводят другие исследования. Но, во-первых, они знают, когда и с какими видами птиц можно работать, а в каких случаях - нет. А во-вторых, если вы не проводите серьёзное научное исследование, то зачем волновать птиц? Как пишут орнитологи, лучше пусть будут белые пятна в науке, чем в природе.



Совсем уж никуда не годится отгибать или ломать ветки, закрывающие гнездо, приминать траву рядом с ним - то есть, так или иначе, демаскировать его. Вам кажется, что за вами нет слежки, а на самом деле бдительные вороны и сороки очень внимательно наблюдают, не откроет ли загадочное двуногое, где спрятано гнёздышко со вкусными яйцами. Не выдавайте певчих птиц - свою дань воровки и так возьмут, а лишнего им не полагается.
А вот от гнёзд некоторых особенно редких птиц лучше вообще поскорее уйти - их хозяева очень пугливы и могут бросить кладку, если мимо просто пройдёт человек или собака. Это многие хищные птицы, чёрный аист (родной брат) белого аиста, который, наоборот, любит соседство с человеком), филин.

Как помочь певчим птицам
Птицам можно не только не мешать, но и помогать. Один из вариантов помощи мы уже не раз упоминали - развешивать искусственные гнездовья.
Нужно помнить несколько правил владельцу птичьей гостиницы для успешного заселения. Во-первых, леток, то есть входное отверстие, должен точно соответствовать размерам птицы. Если леток широкий, птице, конечно, залезать легче. Но так же легче в дупло залезть и кошке, и кукушке, и другим любителям попировать за чужой счёт. Поэтому самка дуплянку с широким летком просто забракует. Если вы хотите помочь не только скворцам, но и более мелким птицам, имейте это в виду.
Не должно гнездовье быть и слишком мелким - по той же причине: неглубокое дупло не обеспечивает должной безопасности.
Глубина дуплянки должна составлять не менее 25-30 см от летка. Можно и глубже, только стенки должны быть шершавыми, чтобы птица могла выбраться, цепляясь коготками.
Впрочем, не только дуплогнёздникам порой не хватает жилплощади. Множество птиц, в том числе соловей, гнездятся в густых кустах или кормятся в их зарослях, что тоже важно. При этом в наших городах и посёлках зачастую именно кустов-то и не хватает! Так что сажайте кусты, оберегайте густые живые изгороди, не вытаптывайте заросли высокотравья на опушке - и птицы обязательно отблагодарят вас за эту заботу своим пением.
Большой проблемой в городах и деревнях стали бродячие собаки и кошки. Они разоряют гнёзда, прежде всего наземногнездящихся птиц (к примеру, того же соловья), убивают беспомощных слётков. Нет, не нужно отстреливать или травить ядами несчастных животных. Но ведь все бродячие звери - потомки тех, кого хозяева выбросили на улицу. Поэтому, собираясь завести четвероногого друга, подходите к этому делу ответственно, помните: щенок или котёнок - выбор на всю жизнь. Какие бы хлопоты они ни причиняли, варианта выбросить на улицу для уважающего себя человека просто не существует.
Ну и, конечно, легко и приятно помогать птицам с помощью кормушек.





Кстати, вовсе не обязательно подкармливать птиц только зимой - они с удовольствием посещают кормушки и летом.



А весной рядом с кормушкой можно выложить гнездовой материал - например, старый изодранный матрас, набитый волосом, или расползающийся меховой воротник. Птицы с удовольствием разберут шерсть на гнездовую подстилку.

Птицы разные бывают:
Ласточки и воробьи,
Аисты, орлы и утки,
Страусы и снегири.
Совы, рябчики и дятлы,
Цапли, кулики, чижи.
Пеликаны и павлины,
Голуби и глухари.
Все они живут на воле.
Кто-то гнёзда вьёт в траве,
Кто-то на деревьях, скалах,
Ну а кто-то и в дупле.
И всегда в траве гнездятся:
Чибисы и глухари,
Жаворонки и зарянки,
Рябчики и соловьи.
А на дереве: вороны,
Трясогуски и чижи,
Горлицы, сороки, сойки,
Дубоносы и грачи.
В дуплах прячутся готовых
И синицы, и скворцы,
Поползни и галки тоже,
Лазаревки и сычи.
Есть ещё, морские птицы:
Альбатросы, кулики,
Фаэтоны и фрегаты,
Водорезы и скопы.
Буревестники и чайки,
Бургомистры, глупыши,
Чистики, орланы, гаги
И бакланы, и крачки.
А выводят своих деток -
На скалистых берегах
И в пещерах, щелях, ямках,
И безводных островах.
Перелётные же птицы,
Не дождавшись холодов,
Улетают, сбившись в стаи,
От морозов и ветров.
Это ласточки, кукушки,
Мухоловки и стрижи,
Иволги, грачи и цапли,
Аисты и журавли.
Есть зимующие птицы,
Нипочём им холода.
Переносят злую вьюгу
И холодные ветра.
Это кряквы и кедровки,
Галки, сойки и клесты
И вороны, и сороки,
И синицы, снегири.
А домашних птиц все знают -
Куры, гуси, индюки,
Перепёлки и цесарки,
Все живут они с людьми.
Строят люди им сараи,
Чтобы было всем тепло,
Кормят вкусно их и смотрят,
Чтоб не обижал никто.
Вот теперь ты убедился,
Много птиц, не сосчитать
И даны всем птицам крылья,
Чтоб они могла летать.
Голоса даны, как людям
И у каждого он свой,
Птицы сразу различают,
Понимают, кто чужой.
Где б не жили эти птицы,
Кто бы ни были они,
Мы так любим их и ценим,
Помогать им всем должны.
Никогда не обижайте,
Берегите птиц, друзья!
Стройте домики для птичек
И кормите их всегда!


Певчие птицы дома
В заключение несколько слов о ещё одной возможности наслаждаться пением птиц: держать певцов дома. Раньше, до середины ХХ века и даже позже, это было модным. Певчих птиц держали дома, выставляли в магазинах и трактирах. Недаром рынок, где торгуют животными, называется: Птичий - птицы были основным живым товаром.



Любители-птицеловы есть и в наши дни. В принципе, в том, чтобы держать дома птичку, нет ничего плохого. Разумеется, если речь не идёт о редком, исчезающем виде или о неграмотном или безответственном отношении к питомцу.
Но всё же птица, взятая в дом, уже не участвует в размножении (если только хозяин не разводит их специально, но обычно дикие птицы в неволе не дают потомства) и не учит молодых самцов красивому пению. Так что ущерб природе вы всё-таки наносите.



В любом случае, заводя дома дикую птицу, нужно сперва прочитать массу литературы, как и чем её кормить, от чего лечить, на каком окне держать клетку и много чего ещё. И помните самое главное: птицу, которая провела в неволе месяц и более, уже нельзя выпускать на улицу! Особенно зимой. Она успевает разучиться находить корм в природе и, прежде чем снова выучит птичью науку, успеет погибнуть от голода. Как и в случае с котёнком или щенком, взятая в дом птица - это навсегда.
А вообще, гораздо приятнее наслаждаться пением вольных птиц, среди лесов и полей, в городском сквере и в деревенском саду. Давайте сажать кусты и деревья, беречь леса, луга и болота! Давайте наблюдать и слушать, не забывая об ответственности перед птицами и всей природой! А уж на благодарность щедрая природа никогда не поскупится.


Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа с презентацией для учащихся начальной школы на тему: Павлины О пользе голубятни Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту. Презентация Мероприятие про птиц в библиотеке для школьников 4-5 класса
Интересные сведения об этикете для школьников 5-7 класса | Познавательная тематическая беседа о деревьях, 5-6 класс
Опубликовано: 442 дня назад (2 ноября 2020)
Просмотров: 627
+12
Голосов: 12
Ольга Васильевна Яковлева # 2 ноября 2020 в 20:30 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Отличный, замечательный материал! голос
Ирина Николаевна Кириллова # 3 ноября 2020 в 20:48 +1
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Очень интересный урок. Узнаешь много нового и необычного о птицах. Замечательно оформлено фотоматериалами. Спасибо! Голос.
Олеся Александровна Лопаткина # 5 ноября 2020 в 19:54 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Отличный и интересный урок. Дети узнают много нового о птицах. Качественный фотоматериал. Спасибо! Примите голос.
Вера Анатольевна Варенцова # 6 ноября 2020 в 20:32 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Увлекательный библиотечный урок о пернатых. Как всегда, всё отработано, логично, интересно и доступно изложено. Настоящий кладезь знаний получают ребята на таких занятиях. Отличное фото сопровождение и оформление. Благодарю за прекрасный материал, желаю успехов и голосую!
Анна Беликова # 9 ноября 2020 в 10:29 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Очень познавательно. Я открыла для себя много интересного. Замечательно подобраны фотографии. Голос!
Наталия Валентиновна Кузнецова # 9 ноября 2020 в 18:56 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Вы затронули все аспекты знаний о птицах. Интересные факты из жизни птиц, как наблюдать за ними, как содержать в домашних условиях, как заботиться и помочь птицам в природной среде. Спасибо за кропотливую и интересную подборку информации, которая будет интересна не только детям, но и взрослым. С удовольствием голосую!
Елена Юрьевна Деришева # 10 ноября 2020 в 15:11 +2
Интересный познавательный урок. Примите голос.
Ирина Владимировна Жабина # 15 ноября 2020 в 12:26 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Замечательная публикация и по содержанию, и по оформлению. Школьники, благодаря Вам, узнают много нового и интересного о птицах. Вы обращаете внимание учащихся на книги и журналы, из которых дети могут узнать о птицах, о природе. С уважением и голосом 9, И.В.
Валентина Петровна Чурепкина # 19 ноября 2020 в 17:16 +2
С удовольствием познакомилась с материалом! Всё очень здорово, интересно! Голос + 10!
С уважением, В.П.
Лариса Борисовна Бугакова # 24 ноября 2020 в 19:24 +1
Увлекательный библиотечный урок.Отличное сопровождение и оформление,прекрасный материал. Все интересно и доступно изложено.Голос!
Елена Юрьевна Рассадина # 25 ноября 2020 в 12:43 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Спасибо большое за приглашение на ваш урок. Очень интересно и увлекательно ведь вы знакомите детей с некоторыми научными понятиями, все грамотно и понятно оформлено. Думаю что вы достигли поставленных целей. Дальнейших вам творческих успехов! Голосую.