Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о павлинах»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о павлинах. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с павлинами.
Задачи:
- уточнить знания детей о павлинах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать потребности детей к познанию природы, мира птиц;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Послушайте, пожалуйста, несколько загадок, и постарайтесь отгадать о ком в них идёт речь.
1.Пышный хвостик этой птицы
Цветами радуги искрится,
Развернул перед подругой
Разноцветный хвост упругий.
Неземная красота!
Нет чудеснее хвоста!
Как танцует он один –
Удивительный …
(павлин).
2.Что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд...
Как раскрытый веер хвост...
Голубой, зелёный, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору...
(павлин).
3.Эта птица, как из сказки,
Перья все имеют краски.
Хвост, как веер-опахало
И длины такой немалой.
Чей же хвост красивый, длинный?
Дети, хвост этот ...
(павлина).
Учитель: Верно, ребята, это павлин.
(На доске появляется фотография павлина).
Учитель: Родиной павлинов считается Индия.
(На доске появляется фото Индии).
Учитель: Давайте обратимся к географической карте.
(На доске висит карта).
Учитель: Кто из Вас может показать, где находится Индия?
(Ребёнок прикрепляет на это место заранее приготовленный флажок).
Учитель: А теперь найдите, где мы с Вами находимся на карте.
(На это место тоже прикрепляется заранее приготовленный флажок).
Учитель: В диком виде павлины обитают в границах Индии и островного государства Шри-Ланка. Островное государство Шри-Ланка, в переводе - «Благословенная земля» - настоящий рай посреди океана, пышная зелень влажных тропических лесов и таинственные древние города, затерянные в джунглях. В этой «жемчужине» Индийского океана красота природы остается нетронутой.
(На доске появляется фото островного государства Шри-Ланка).
Учитель: Большинство людей ошибочно считают, что великолепные перья это хвост павлина. На самом деле эти перья относятся к нижней части туловища и спины. Шлейф поднимается и удерживается в поднятом состоянии жёсткими перьями более короткого, настоящего хвоста, который находится позади этих перьев и поддерживает их.
(На доске появляется фотография павлина с поднятым хвостом).
Учитель: Ребята, сегодня я хочу познакомить Вас с басней Льва Николаевича Толстого «Павлин».
(Далее следует чтение басни или прослушивание аудиозаписи).
Л. Н. Толстой «Павлин». Басня.
Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари. И все птицы за его красоту выбрали его царём. Сорока и говорит:
- Скажи же ты нам, павлин: когда ты царём будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?
Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И - не взяли его царём, а взяли орла.
Учитель: Как Вы думаете почему?
(Далее следует рассуждение детей).
Учитель: Как выглядит павлин? Мешает ли ему хвост? Чем любит лакомиться? Какой основной рацион? Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Пожалуй, самая красивая птица в природе – это павлин. Хотя и является близким родственником обычных кур. Павлины относятся к семейству фазановых, отряду – курообразных. Это самые крупные представители своего отряда. В мире около 40 разновидностей павлинов. Наиболее распространённый вид - обычный (индийский), гребенчатый, в его окраске преобладает синий цвет. Место естественного обитания Индия. Ещё в III веке до нашей эры Александр Македонский увёз из Индии с собой в Македонию несколько индийских павлинов. Длина тела - 100 - 125 см, хвоста 40 - 50 см, удлинённых, украшенных «глазками» перьев надхвостья 120 - 160 см. Вес – 4,5 кг. На голове хохолок, который похож на корону с бубенчиками. Голова, шея и часть груди синие, спина зелёная, низ тела чёрный. Хвостовая часть делится на хвостовые перья и надхвостья. Обитают в джунглях и лесистых местностях, предпочитают заросли кустарников, лесные вырубки и берега рек. Никогда эти птицы не заселятся на открытой местности. Павлины часто садятся на нижние ветки деревьев, но большую часть времени проводят на земле. Любят копошиться в почве в поисках пищи - букашек, червей, насекомых, а также обожают различные злаки, ягоды. Питаются главным образом растительной пищей, частично животной (насекомые, моллюски, мелкие позвоночные). Основной пищей для этих пернатых служат зерновые культуры. Несмотря на длинный хвост, ловко передвигаются между травой, стеблями растений и ветвями кустарников. Кроме растительной пищи могут ловить мелких мышей и других грызунов, а очень смелые павлины нападают даже на ядовитых змей! Конечно, с большой взрослой коброй они не справятся, но с мелкими змейками расправляются только так. Продолжительность жизни - около 20 лет. Держатся стаями, летают неохотно, обычно на небольшое расстояние.
Учитель: Следующее задание –
раскрасить павлина. Работать будем каждый индивидуально.
(Дети раскрашивают листы с изображением павлина).
Учитель: Благодаря красоте и гордой осанке павлин всегда занимал видное место в мифологии и фольклоре. В Древней Греции и Риме был священной птицей. Во многих странах, включая средневековую Англию, он был королевской птицей. В Древнем Египте павлин считался символом города, в котором находился Храм Солнца.
Учитель: Ребята, попробуйте отгадать какой из этих звуков принадлежит павлину?
(Далее учитель предлагает прослушать несколько звуков животных).
(Дети угадывают).
Учитель: Наблюдая за павлинами, учёные заметили интересное явление: перед тем, как начинается дождь, птицы любят покричать, а звук у них похож, как мы с Вами уже заметили, не на птичье щебетание, а на резкий крик кошки, которой случайно придавили хвост.
Учитель: Павлины всегда находились в центе внимания из-за необычайной красоты своего хвоста. Народ часто использовал это в пословицах:
«Павлин бережёт свой хвост, а человек - своё доброе имя» или
«Павлин оглядывается на свой хвост, а человек - на свои поступки». Ребята, подумайте, какой смысл несут в себе данные народные мудрости?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Предлагаю посмотреть мультфильм «Почему у павлина важная походка?». Желаю приятного просмотра!
(Далее следует просмотр мультфильма).
Учитель: Недавно я была в одном зоопарке нашего района. Рекомендую всем, кто ещё не видел павлина, посетить его.
В зоопарке был павлин.
Очень важный гражданин.
Он на нас ходил, смотрел.
Да и хвостиком вертел.
И на наших, на глазах,
Сделал хвостиком он взмах.
Хвост раскрылся, красота.
Разноцветные тона.
Переливы заиграли.
И цвета все засверкали.
Словно веер распустил.
Нас павлин так удивил.
В книжках про него читали.
Все повадки его знали.
Как увидели вблизи,
Быстро мы открыли рты.
Красотой не назовешь.
Даже слов не подберешь.
Словно в сказку мы попали.
И павлина повстречали!
Благодарю за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о павлинах»
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму
О пользе голубятни
Беседа для младших школьников: Птицы России
Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту. Презентация
Похожие статьи:
Беседы по нравственному воспитанию в начальной школе
Беседа о вулканах для детей
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Художник И. К. Айвазовский
Познавательная беседа в начальной школе. Воздух и его свойства
Познавательная беседа для младших школьников. Микроскопические организмы