Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Черепахи

Сценарий тематической беседы для младших школьников: Поговорим о черепахах

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о черепахах. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с черепахами.
Задачи:
- уточнить знания детей о черепахах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать потребности детей к познанию природы, мира птиц;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, несколько загадок, и постарайтесь отгадать о ком в них идёт речь.
1. Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...? (Черепашка).
2. У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос? (Черепаха).
3. Я с ребятами дружу,
Не спеша всегда хожу.
Мой наряд, как прочный щит,
Для меня одной он сшит.
В клеточку рубашка –
Я, дети, …(Черепашка).
Учитель: Верно, ребята, это черепаха.
(На доске появляется фотография черепахи).

Учитель: Черепахи - один из самых удивительных видов рептилий. Живущие на Земле на протяжении миллионов лет, они и сегодня выглядят почти так же, как и в те времена, когда человека на планете ещё не было. Черепахи живут на всех континентах за исключением Антарктиды, а также в тёплых морях и океанах.

Учитель: Существует одна древнеиндийская легенда. Когда-то очень давно на Земле жили дерзкие великаны, которые считали себя выше богов. Боги разгневались, и между ними произошёл страшный бой. Длился он очень долго. В итоге великаны не выдержали и разбежались в разные стороны. Остались от них только их щиты. Боги решили вдохнуть жизнь в их щиты, дабы показать все насколько они могущественны и сильны. В результате щиты, подобно великанам расползлись в разные стороны, потом у них выросли лапы и головы, в последствие чего превратились они в прекрасных черепах. Так появились на земле первые черепахи.

Учитель: Много черепах бывает,
Разных видов и пород,
Есть морская - кто не знает,
И она в морях живёт.
Есть наземная порода,
Что на суше проживает,
В общем, черепах есть много,
Всё из книги ты узнаешь!
(Учитель знакомит детей с выставкой книг о черепахах).




Учитель: В настоящее время черепахи делятся на две группы: морские и наземные.
(На доске появляется фотографии черепах - представителей двух групп).


Учитель: Морские черепахи - крупные животные, их можно содержать в огромных бассейнах с морской водой. Наземные черепахи бывают сухопутными или пресноводными. Сухопутные черепахи живут только на суше, а воду используют для питья и купания. Их около 40 видов, и все они занесены в Красную Книгу. Может быть, поэтому 23 мая отмечается Всемирный День Черепахи.
(На доске появляется фотография праздника).

Учитель: Сухопутные черепахи живут в тёплом климате. Животные являются холоднокровными, и нуждаются в обогреве солнцем, поэтому места их обитания - степи, пустыни или влажные субтропические и тропические зоны. Ночью, когда температура падает, черепахи зарываются в грунт, нагретый за день. А утром, когда солнышко начинает пригревать, они выбираются наружу, подставляя свой панцирь для обогрева. Основную часть рациона составляет растительная пища, изредка мелкие животные. Эти рептилии могут долго обходиться без еды, а при наличии сочной растительности – и без воды.

Учитель:
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят... (Черепахи).
«Каменная рубаха» или панцирь защищает нежное тело черепахи от нападений. В случае опасности животное прячет голову и ноги, почти полностью скрываясь внутри своей брони, которая мешает противнику атаковать снова. Со своим прочным панцирем черепахи считаются одними из самых защищенных животных, которые сейчас существуют. Они также обладают массивными лапами, завершающимися на пальцах когтями. А теперь, ребята, предлагаю Вам принять участие в рубрике вопросов «Знаете ли вы, что…».
Примерные вопросы:
1. Черепахи являются единственным позвоночным в мире с внешним скелетом.
2. Это хладнокровный вид рептилий.
3. Галапагосские гигантские черепахи с Сейшельских островов могли жить 200 и более лет.
4. Самый крупный вид - кожистая черепаха, близок к исчезновению. Она может достигать до 2 м в длину и весить более 1 тонны.
5. Скорость движения черепахи зависит от температуры окружающей среды.
6. У морских видов лапы в виде ласт.
7. Сухопутные виды двигаются с максимальной скоростью около 5 км в час.
8. Черепахи не имеют зубов, на краю челюсти у них острые роговые полосы.
9. Чем меньше размер панциря у сухопутных черепах, тем они проворней.
10. Черепахи, проводящие почти всю жизнь в воде, могут плыть со скоростью до 35 км/ч.
11. Морская черепаха с длиной панциря 20 см легко перекусит толстую ветку.
Не стоит недооценивать возможности черепах! Ребята, а Вы слышали, что у черепах отличное зрение? Они различают цвета и, кроме того, имеют свои любимые - самые яркие! У черепах прекрасное обоняние, с помощью него им легко удаётся находить мисочку с едой.

Учитель: Следующее задание – раскрасить черепашек. Работать будем каждый индивидуально.
(Дети раскрашивают листы с изображением черепах).


Учитель: Предлагаю Вам посмотреть один увлекательный и интересный мультфильм о дружбе львёнка и черепахи. Желаю приятного просмотра!
(Далее следует просмотр мультфильма).

Учитель: Хотите увидеть побольше о некоторых видах черепашек? Обязательно узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Красноухая черепаха – принадлежит к семейству американских пресноводных черепах. В переводе с латинского языка означает - исчерченная, расписанная. Своё название эти небольшие черепахи получили благодаря красному околоушному пятну, имеющемуся у большинства представителей этого вида. Эти черепахи среднего размера. Питаются беспозвоночными, рыбой, земноводными и их головастиками, падалью, а также водорослями, водными и околоводными растениями.
Среднеазиатская черепаха – принадлежит к семейству сухопутных черепах. Именно про неё говорят: «ползёт, как черепаха», потому что по сравнению с водяными черепахами, очень медлительное и неуклюжее животное. Относится к роду европейских сухопутных черепах. Населяет пустынные зоны и сельскохозяйственные области Средней Азии. Черепаха средних размеров, длина панциря 20-30 см. Панцирь желтовато-коричневого цвета с тёмными зонами на щитках. На передних конечностях по четыре пальца. Питаются растительной пищей. Среднеазиатская черепаха выбирает места обитания рядом с людьми. В России почти не встречается, за исключением некоторых южных районов.
Для дошкольников и учащихся 1 классов можно провести занятие по развитию мелкой моторики кистей рук.

В перерыве можно провести гимнастику для пальцев "Черепашка":
Черепашка, черепашка,(выпрямить ладони, сжать в кулак)
В панцире живёт.(выпрямить ладони, сжать в кулак)
Высунет головку,(вытянуть указательный палец, убрать обратно)
Обратно уберёт.(вытянуть указательный палец, убрать обратно)


Пальчиковую гимнастику можно повторить несколько раз.

Учитель: Недавно я была в зоопарке нашего района. Рекомендую всем посетить его. Здесь представлены и пресноводные и сухопутные черепашки.
(На доске появляются фотографии из зоопарка).




Учитель: И тем и другим созданы все условия близкие к природным, и черепахи чувствуют себя комфортно. В просторном загоне с низкими бортами черепахи совершают прогулки по своему жилищу. Вместительные поилки-купальни, место для плавания с обустроенным островком под лампой, домики-укрытия, кормушки - всё, что нужно для черепах. А главное - всегда есть здоровая еда - зелень, овощи и фрукты.
Благодарю за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о черепахах»

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму Викторина для младших школьников с ответами: Мир животных Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Африканский ежик Тематическая беседа с презентацией для учащихся начальной школы на тему: Павлины

Похожие статьи:

Беседы по нравственному воспитанию в начальной школе

Беседа о вулканах для детей

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Художник И. К. Айвазовский

Познавательная беседа в начальной школе. Воздух и его свойства

Познавательная беседа для младших школьников. Микроскопические организмы

Участник №221 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Тематическая беседа с презентацией для учащихся начальной школы на тему: Павлины | Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Морские свинки
Опубликовано: 3433 дня назад (2 июля 2015)
Просмотров: 15734
+6
Голосов: 6
Ольга Константиновна Макарова # 3 июля 2015 в 13:12 +2
Интересный, познавательный материал о черепахах! Отличные фотографии, в ходе беседы применены разнообразные методы и приемы. Спасибо за разработку и примите голос! Удачи вам!
Любовь Анатольевна Судьбина # 5 июля 2015 в 02:54 +2
Замечательно иллюстрированный, многогранный сценарий тематической беседы из цикла бесед «Животные нашего зоопарка», интересная легенда о появлении черепах, "черепашковая" разминка! И самое важное - приобщение к чтению!!! Думаю, Светлана Николаевна, Ваших ребятишек заинтересовали книги с выставки. И столько занимательного материала Вы представили!... Действительно черепахи различают цвета! Сухопутная черепаха, доставшаяся нам в наследство, периодически бегала за моими голубыми носочками, потому что ее кормили из голубой тарелочки (я,правда, не сразу это поняла).
Поскольку некоторые люди пытаются дома держать черепах, то можно было бы добавить несколько советов, как важно правильно содержать и бережно относиться к таким питомцам (но это лишь мое мнение). Спасибо за расширение нашего кругозора, Светлана Николаевна,и успехов! +1
С уважением, Л.А.
Лилия Данировна Зиннурова # 5 июля 2015 в 08:13 +2
Здравствуйте Светлана Николаевна! Спасибо за приглашение. Замечательная разработка у Вас получилась. Много информации и иллюстрации в ней. Есть и физкультминутка и просмотр мультфильма для отдыха. Было бы хорошо чтобы в конце занятия дети сами делали выводы. А так все замечательно.
Светлана Николаевна Матвеева # 5 июля 2015 в 11:14 +1
Огромное спасибо, коллеги!
Светлана Владимировна Иванова # 7 июля 2015 в 16:07 +2
Ваши тематические беседы из цикла «Животные нашего зоопарка» развивают познавательную активность ребят, способствуют повышению их экологической грамотности, а также воспитывают чувство бережного отношения к животному миру. Спасибо за предоставленный материал! Примите мой голос.