Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа о природе для школьников 5-6 класса

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и в конечном счете здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей.
Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое – в переводе «дендрос» означает дерево, а «логос» - учение. Ученых, работающих в этой области, называют дендрологами.
Деревья – и экзотические, и растущие в нашей полосе – хорошо умеют хранить свои тайны, хотя и растут у всех на виду. До сих пор дендрологи делают удивительные открытия. Давайте вместе приобщимся, и мы к этим открытиям, и некоторые деревья, привычные для какой-то страны, покажутся нам необычными. Даже наши родные и, казалось бы, хорошо знакомые деревья могут поразить своей уникальностью и многообразием форм.
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о том, о экзотических деревьях, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе
Библиотечный урок «Тайны природы»

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире
В. Бианки


Хлебное дерево

Хлеб на дереве растёт,
Хлеб не хлеб, а сытный плод;
Этот самый сытный плод
Тесто вкусное даёт.
Это дерево народ
Хлебным деревом зовёт.


Как назидательно говорят иногда родители: «Хлеб на деревьях не растет!». Вот теперь вы можете уверенно им сказать: «Растет!». На Зондских островах и в Океании произрастает хлебное дерево. Родилось оно в Новой Гвинее, а вот как распространилось в другие страны – интересные истории. Одна из них – исторический факт.
В конце 18 века у европейцев возникла идея: разводить хлебное дерево. К берегам острова Таити был послан знаменитый корабль «Баунти». Но привезти саженцы он не смог – на корабле вспыхнул бунт, и деревца погибли. И только вторая попытка оказалась удачной.
Внешне хлебное дерево такое же объемное и могучие как наш дуб. Его листья почти такие же, как у фикуса. Деревья эти – долгожители, нередко они живут по 100 – 120 лет. На его крепких ветвях зреют продолговатые золотистые плоды, огромные – 50 – 60 см в длину и диаметром 30 – 40 см. один такой «орешек» может весить до 30 килограммов. Оболочка их бывает гладкой или бородавчатой+ чешуйчатой или с колючками, но чаще всего она покрыта небольшими 8-угольными выпуклостями. И хотя они очень неприятно пахнут, в период плодоношения все население отправляется в хлебные рощи собирать урожай.
Однако такое дерево может прокормить семью из 2 – 3 человек. Хлебные плоды съедобны, они содержат в себе до 70% крахмала, 10 – 12% глюкозы, 0,2 - 0,8% жиров. Беловато-желтая масса плода напоминает тесто, которое уже готово к выпечке. Если поджарить незрелый плод, то блюдо будет похоже на печеный картофель.


Всем в этом мире нужно наслажденье.
Для глаза, для души, - всего не счесть.
Не думайте, что это наважденье:
На дереве батон! И можно есть!
Меня нашел моряк в Гвинее Новой,
Я дешев! У меня отличный вкус.
Расту весь год, ращу батонов груз.
Свари меня, пожарь, - и хлеб готовый.
В батоне витаминов закрома.
А едокам награда мной дана.
Батон мой - средство для омоложенья.
Подолгу отдыхать я устаю,
Три месяца и я уже в строю.
Какое это счастье пробужденье.


Тайна записной книжки


Если хлебное дерево может всех прокормить, то нефтяное способно оказать человеку не меньшую пользу. Называется оно дерево ханга и обитает на Филиппинских островах. Химический состав его плодов практически ничем не отличается от состава нефти. В последние годы ученые даже разрабатывают новую технологию применения плодов этого дерева в качестве альтернативного топлива. А копаиферу, или «керосиновое дерево», как его еще называют в Бразилии, можно использовать уже сейчас. Его сок практически ничем не отличается по составу от дизельного топлива. Кору надрезают, собирают в емкость маслянистую жидкость и заправляют автомобиль. Одно дерево дает около 50 литров топлива в год. Есть смысл разводить его на огромных плантациях.

Молочное дерево


Если «ветер странствий» когда-нибудь занесет вас в Южную и Центральную Америку и вам предложат выпить «древесного» молока. Не отказывайтесь. Здесь растет молочное дерево семейства тутовых: его сок, вязкий и густой, на вкус совсем как настоящее молоко.
Живучее и неприхотливое, высокое дерево до 30 м. Оно способно расти даже на горных склонах и давать молоко, когда все живое вокруг выжжено солнцем. Млечные сосуды, проходят через все ткани дерева, наполненные эмульсией молочного цвета. Когда зреют семена дерева, млечный сок питает их, становясь водянистым и жидким.
Но если у других растений семейства тутовых млечный сок ядовит, то у молочного дерева съедобный и очень вкусный, а по составу близок к коровьему молоку. Поэтому местные жители научились… доить эти деревья. В стволе дерева просверливают небольшое отверстие или надрезают кору, привязывают к стволу какую-нибудь емкость. Примерно за 1 час «надаивается» 1 литр густого молока. В ход идут срубленные и поваленные деревья - как и с живых растений, с них можно собирать молоко еще в течение 3-4 недель.

На вкус «древесное» молоко напоминает сливки с сахаром. Местные жители поят им даже грудных детей. Молоко можно разбавить водой, и оно не свертывается, а если его вскипятить, то будет творог. При кипячении на поверхность всплывает воск – из него делают жевательную резинку и свечи. А если миску молока просто оставить на воздухе, млечный сок загустеет и получится сыр. «Древесное» молоко, в отличие от коровьего, не портится в течение целой недели – для жаркого тропического климата это качество неоценимо.

Огуречное дерево


Все называют плод мой — огурец.
Он так красив. С зелёной плотной кожей.
В Малайзии нас поселил Творец,
Сейчас расту на Кубе и в Камбодже.
В моих плодах потребность у людей,—
В приправах хороши, в различных блюдах.
В консервах обязательными будут,
И просто сушат, если без затей.
Я — десять метров, бархатный листок,
Стволы и листья источают сок,
Цветок не крупный мой, зато эффектный.
Я в праздник помогу свершить обряд,
Мой млечный сок корней — смертельный яд.


Кто не любит огурцы? Таких людей, наверное, нет. Зеленый, пупырчатый, душистый, прямо с грядки – у любого дачника он вызывает восторг.
Огурцы, которые растут, в Малайзии, а также в Индонезии, Таиланде, Индии, Бразилии, Колумбии, не менее любимы местными жителями. Только растут они не на грядке, а на огуречном дереве билимби – как его называют дендрологи. Оно высокое, до 9 м, с широкой кроной. Ствол дерева хорошо удерживает влагу, чем и славится: внутри него много млечного сока, который сильно размягчает древесную оболочку. Поэтому можно небольшие деревья не рубить, а прямо срезать ножом: в сезон засухи местные фермеры заготавливают стволы огуречных деревьев на корм скоту.
Листья у огуречного дерева перистые, резные, очень похожи на хорошо известную нам акцию. Ведут себя не совсем обычно: закрываются на ночь, не мешая плодам питаться влажным воздухом, а раскрываются с первыми лучами солнца, защищая их от жары.
Цветет огуречное дерево совсем не так, как наши травянистые огурчики. На фоне темно-зеленых листьев распускаются ярко-красные цветки, в каждом из которых по 5 лепестков. Аромат они испускают довольно тонкий и приятный, привлекая пчел и разных насекомых. Но вот располагаются они не на ветках, а прямо на стволе. Чуть позже там вырастут огурцы. Их длина около 10 см. они растут гроздьями, примерно как бананы, но с виду очень похожи на кабачки, хотя семечек почти нет.

Мякоть у древесных огурцов, так же как и у наших, хрустящая и сочная. А вот на вкус они разные: есть деревья, на которых растут плоды со вкусом яблока, сливы, сладкого винограда. А есть - кислые, как лимоны. Их в сыром виде почти не едят, но используют как приправу для риса, рыбы, мяса. Еще готовят цукаты: чтобы ушла кислота, отмачивают кислый сорт в соленой воде, потом засахаривают и высушивают. Наверно, вкусно.

Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.
В. Бианки


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Библиотечный урок для учащихся 5-8 класса на тему: Третьяковская галерея | Беседа на тему: Птицы в 6 классе
Опубликовано: 2183 дня назад (1 декабря 2018)
Просмотров: 1297
+45
Голосов: 45
Мария Андреевна Колибабчук # 1 декабря 2018 в 13:32 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Ознакомилась с Вашей публикацией с огромным интересом!
Вы расширяете представление учащихся о многообразии деревьев, знакомите с дендрологией, показываете роль деревьев в жизни человека. Также ребята будут удивлены разнообразием экзотических деревьев южных стран. Соответственно прививаете любовь и интерес к природе, воспитываете экологические инициативы.
Прекрасный библиотечный урок, познавательно, интересно, отличные фото дополнили публикацию, особенно впечатлило огуречное дерево!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 1 декабря 2018 в 18:29 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение на замечательный библиотечный урок «Тайны природы». Замечательный материал! А какие подобраны персонажи-деревья - хлебное, молочное, огуречное и даже керосиновое! Прекрасное дополнение - яркие иллюстрации и рубрика «Тайны записной книжки». Здорово! С удовольствием голосую и желаю успеха!
Наталья Алексеевна Рябова # 1 декабря 2018 в 21:53 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение познакомиться с Вашей работой. Было интересно, познавательно, много красочных иллюстраций. Хорошо, что Вы знакомите учащихся с особенностями природы,богатством и неповторимостью, позволяете им соприкоснуться с её красотами и разнообразием. Примите мой голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 2 декабря 2018 в 16:11 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Мне очень понравилось содержание вашего занятия) Деревья необычные, материал увлекательный. с удовольствием голосую.
Мира Симеунович # 2 декабря 2018 в 22:04 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Какую удивительную беседу о природе Вы представили! Выбрали чудесные деревья, которые поражают уникальностью и полезными для человека свойствами. Спасибо Вам за такой познавательный урок с замечательными фотографиями! Такими уроками Вы развиваете познавательный интерес учащихся, их экологические чувства. Ребята понимают, что в природе много «тайн», которые ждут, чтобы человек их «открыл». Молодец!Примите голос и пожелание успеха!
Лариса Владимировна Валитова # 4 декабря 2018 в 19:11 +1
Здравствуйте Инна Владиславовна. Поистине чудесен Богом созданный мир. В одном месте продукт растет на дереве, в другом - на земле. Самое главное,что все создано для человека, чтобы он был доволен и сыт. Но людям всего недостаточно. Особенно богатым. спасибо.голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 6 декабря 2018 в 09:40 +1
Большое спасибо за публикацию. Очень интересный материал, отличные иллюстрации. Мне кажется эта информация может пригодится многим педагогом для организации внеклассной работы. Голос! С Вашего разрешения беру в закладки и обязательно познакомлю своих ребят.
Анжела Львовна Митрахович # 8 декабря 2018 в 17:51 +2
Чудес на свете много... спасибо, что знакомите с ними! Голос!
Вера Юрьевна Кадушина # 9 декабря 2018 в 19:29 +1
Добрый вечер, Инна Владиславовна! С радостью познакомилась с ещё одной Вашей публикацией «Библиотечный урок «Тайны природы» и опять узнала много нового. Профессионально, ярко, впечатляюще! Как здорово, что у школьников есть Вы – человек креативный, личным примером показывающий путь к знаниям! Примите мой голос и пожелание успеха!
Светлана Витальевна Бузуверова # 11 декабря 2018 в 22:54 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Очень увлекательный и очень познавательный материал для учеников. Необычные деревья и их фото впечатляет и завораживает.Желаю успеха! Творческих идей! МОЙ ГОЛОС!!!
Елена Алексеевна Коткова # 20 декабря 2018 в 08:27 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!Очень интересный материал!Обязательно использую на своих занятиях.Примите голос и пожелание успеха!