Значение проектной деятельности для развития ребенка.
Автор: Колесникова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель. МКОУ «Березовская СОШ им Героя Советского Союза Г. А. Рубцова» структурное подразделение Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Описание: Статья предназначена для воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов.
Цель: Познакомить слушателей с методом проектов.
Задачи: Рассказать о важности проектной деятельности для детей, описать виды проектов, рассмотреть все этапы создания проекта.
В законе РФ «Об образовании в РФ» и ФГОС четко указано, что образовательная организация должна обеспечить все условия для самоопределения и самореализации личности ребенка. Реализовать право ребенка на свободный выбор своей деятельности и своего мнения. А также обеспечивать эмоционально – личностное и социально – нравственное развитие ребенка. Поэтому мы должны искать новые средства и пути решения поставленных задач. Выбирать наиболее важные и значимые методы достижения целей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.
Многочисленные исследования показывают, что большинство успешных политиков и бизнесменов обладают проектным типом мышления. В современной школе, а также в ДОУ, есть все условия для развития проектного мышления и основным методом является – метод проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков у детей. Она развивает познавательные способности, способствует формированию личности, облегчает взаимодействие со сверстниками и с родителями.
Метод проектов основан на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию каждого ребенка, он формирует познавательный интерес к различным областям знаний, развивает навыки сотрудничества с людьми.
Что же такое проектная деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на проектирование собственного исследования, деятельность предполагающая выделение основных целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов и необходимых ресурсов и материалов, а также оценку реализуемости данного проекта.
От образовательного учреждения требуется целенаправленная работа по развитию у учащихся исследовательских способностей, организованное обучение навыкам и умениям проектного и исследовательского поиска. Ведь мы знаем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных научных поисков и творческих изысканий. А знания, полученные в «разжеванном» виде не прочны и не долговечны. В результате проектной технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. А вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего - способствует его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания. Групповые коллективные проекты способствуют сближению детей друг с другом. А сформированные исследовательские умения способствуют повышению эффективности учебной деятельности в целом.
Проекты бывают индивидуальные, групповые и коллективные. По форме проведения урочные и не урочные. По времени проведения краткосрочные и долгосрочные.
Наиболее привлекательной для дошкольников и младших школьников является работа над исследовательскими и творческими проектами. Для определения темы проектов важным шагом является выявление интересов учащихся. Выяснить это можно проводя опросы и анкетирование учащихся.
Хорошо подключить к работе родителей. Особенно в ДОУ и начальной школе. Для этого необходимо ознакомить родителей с проектной деятельностью как таковой. Показать готовые работы других детей. Раздать памятки с инструкцией действий. Вместе с детьми они могут принимать участие в изготовлении плакатов, поделок, газет, различных выставок.
Темы для исследования могут быть разнообразными: исследовательскими, информационными, фантастическими, экспериментальными, теоретическими, научными и др.
В разработке проекта очень важным является постановка цели и выработка задач исследования. Формулировка цели как правило, начинается с глагола в повелительном наклонении: проанализировать, выявить, описать, установить, обосновать, уточнить, определить, установить, доказать, изучить, разработать и т.д.
Цель проекта – это свернутое описание предполагаемого результата.
Цель бывает одна и указывает общее направление деятельности, а задачи уточняют цель и описывают основные шаги работы.
Задачи проекта – это краткое описание действий, которые необходимо предпринять для достижения цели проекта.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута: изучить, найти, проанализировать, описать, выявить, выяснить, определить, установить.
Основные этапы проекта:
- определение темы и названия;
- поиск и анализ проблемы;
- постановка цели, определение задач;
- обсуждение вариантов и выбор способов исследования;
- сбор и изучение информации;
- определение формы и требования к готовому продукту;
- составление плана работы;
- распределение ролей и обязанностей в группе;
- выполнение запланированных работ, при необходимости внесение изменений;
- подготовка и защита презентации проекта;
- оценка качества и анализ результатов проекта;
- выводы в сжатом виде описывают основные результаты проведенной исследовательской деятельности;
- в заключении описывается отношение автора проекта к рассмотренной проблеме и перспективы продолжения работы в данном направлении.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка, она очень актуальна и эффективна. Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. А сочетание различных видов детской деятельности помогает детям открывать и познавать окружающий мир полнее и глубже. Дает возможность ребенку исследовать, экспериментировать, получать новые знания. Поддерживает его познавательный интерес к проблеме. Это все позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного образования.
В качестве примера хочу представить проект, проведенный в нашей группе совместно с детьми и родителями. По времени проект краткосрочный, проводился в течении одного месяца. А по типу познавательно – информационный.
Проект «Народные приметы на метеослужбе».
(Для детей подготовительной к школе группе, может использоваться в начальной школе).
Беседуя с детьми о признаках осени, мы вспомнили и обсудили примету: Листья пожелтели, но не осыпаются – морозы наступят не скоро. Я предложила вспомнить еще приметы о осени и погоде. Дала «задание на дом»: вспомнить с родителями приметы, предсказывающие прогноз погоды. Дети с интересом отнеслись к этому, и уже на следующий день мы обсуждали с детьми новые записанные родителями приметы о погоде. Возник вопрос: «Можно ли верить приметам?»
Проблема: Можно ли предсказывать погоду используя народные приметы?
Гипотеза: На основе народных примет можно составить точный прогноз погоды.
Решили провести исследование, и выяснить отношение к народным приметам близких и знакомых людей. Так появилась цель нашего проекта.
Цель: Доказать, что использование народных примет возможно при составлении прогноза погоды.
Обсудили план действий, составили анкету – опрос. Я все распечатала. Обратились вечером за помощью к родителям.
Задачи: - Составить анкету – опрос;
- Опросить дома родителей и соседей, обработать результат;
- Познакомиться с народными приметами о погоде;
- Наблюдать за погодой и составить календарь погоды;
- Сопоставить приметы и погодные условия;
- Определить достоверность народных примет;
- Составить отчет о проделанной работе, оформить его в виде книжки – малышки или буклета.
Этапы работы над проектом:
1 этап подготовительный.
Разработка самого проекта.
Определение и постановка цели и задач проекта.
Подбор и изучение материала по исследуемой теме.
2 этап основной.
1. На групповом собрании дети составили вопросы для анкетирования.
- Верите ли вы народным приметам?
- Пользуетесь ли вы приметами для предсказания погоды?
- Какие народные приметы вы знаете?
2. Дома с помощью родителей были опрошены родственники и соседи.
3. Полученные результаты были обработаны.
Были опрошены 57 человек.
- Верят народным приметам 32 человека;
- Не верят 25 человек;
- Регулярно используют для составления прогноза погоды 27 человек.
4. Записанные приметы были условно разделены на долгосрочные и краткосрочные.Правда справедливости ради стоит сказать, приметы для книжки - малышки я скачала с нашего же сайта.
Долгосрочные приметы предсказывают погоду на месяц или сезон вперед.
Теплая осень – к долгой зиме.
Осенью птицы летят высоко – то летом будет холодно.
Если в январе март, бойся в марте января.
Краткосрочные приметы предсказывают погоду на ближайшее время: день, неделю.
Ярко-красное солнце на закате - к ветреной погоде.
Мало звезд видно - к пасмурной погоде.
Облака быстро идут - к ветру.
Ветер к вечеру усиливается - к ненастью.
Пошел дождь зарею - рано перестанет.
Если дождь начинается крупными каплями, он скоро перестанет.
Росы нет на траве - будет дождь.
Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Туман не образуется, роса слабая или совсем не выпадает - возможны гроза и ливень.
Роса и туман предвещают хорошую погоду.
Сильная роса к ясному дню.
Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.
Цветы одуванчика перед дождем закрываются.
Цветы вьюнка полевого перед дождем плотно закрываются.
Если пчелы роем гудят на черемухе, яблоне будет хорошая погода.
Если во время дождя на лужах расходятся пузыри – к затяжной дождливой погоде.
Рябина цветет - к долгому теплу.
Черемуха цветет - к холодам.
Также есть приметы, привязанные к датам церковного календаря.
Если 7 января оттепель – весна будет ранняя и теплая.
Если на Сретение (14 февраля) курочка у порога водички напьется (если оттепель) – весна будет ранней и теплой.
Есть приметы по живым существам.
Ласточки низко летают – к дождю.
Воробьи купаются в луже к теплу.
Собака катается - к дождю и снегу.
Собака по снегу валяется - к вьюге.
Кошка клубком - к морозу.
Кошка лежит брюшком вверх - к теплу.
Дворовая птица ощипывается - к ненастью.
Цыплята прячутся - к сырой погоде.
Птица хохлится - к непогоде.
Признаки хорошей погоды
Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Комары-толкуны толкутся столбом.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает.
Соловей поет всю ночь.
Птицы весело поют.
Раскрыты цветы кувшинки.
Голуби разворковались.
Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).
Признаки ухудшения погоды
Рыба не клюет - она сыта.
Пчелы сидят в улье и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.
Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
Возле цветов желтой акации много насекомых.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
5.
Для наблюдений был выбран месяц сентябрь 2019 года.
В группе мы ведем календарь погоды. Решили вспоминать и обсуждать приметы и сверять их с календарем.
Велся календарь погоды, куда ежедневно записывалась температура воздуха и облачность. Осуждались народные приметы. Записывались наблюдения.
Вот что из этого получилось:
Теплая осень – к долгой зиме.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме (в сентябре листья слабо желтели и почти не осыпались).
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.
Если на Семин день (14 сентября) теплая погода, то вся зима будет тепла.
Сухая осень, коли на Семин день сухо. (В этот день было тепло +20 и шел дождь)
Гром в сентябре предвещает теплую осень (18 сентября была гроза с громом).
Время с Семина дня по 21 сентября называют бабьим летом. Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот.
Бабье лето ненастно - осень сухая (все бабье лето было холодно и пасмурно, в октябре не было ни одного дождя).
Все осенние и сентябрьские приметы обещают долгую теплую осень. Поживем – увидим.
Дети любят заниматься с календарем погоды, теперь это стало целым событием. Какие-то приметы сбывались, какие-то нет. Но общий вывод – приметам можно верить.
По результатам проведенной работы мы можем сделать вывод. Что народные приметы занимают особый пласт в народном творчестве. Они составлялись веками по наблюдениям за погодой, природой, растениями и животными. По этим приметам можно судить о изменениях в природе, предсказывать погоду. Проведенное нами исследование определило надежность народных примет в прогнозировании погоды и в результате мы выяснили, что народные приметы это проверенные временем предсказания. В результате исследования мы выяснили, что предсказания погоды по народным приметам в основном достоверны и надежны. И стоит если не верить, то хотя бы прислушиваться к тому что нам говорят народные приметы.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Проект по экологии для детского сада. Вторая младшая группа
Детско-родительский проект в подготовительной группе детского сада на тему: Музыка
Детско-родительский проект в ДОУ
Похожие статьи:
Метод проектов и его место в современной методике
Технология реализации социального проекта
Презентация проектной деятельность в школе в соответствии с ФГОС