Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей «Основы казачьего семейного воспитания»

Консультация для родителей «Основы казачьего семейного воспитания»
Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, являясь транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, осуществляя связь индивида, общества и государства. На характер семейного воспитания изначально существенное влияние оказывали кубанские традиции и опыт народной жизни по формированию личности казачат.

Семейное воспитание – это особая область комплексного воздействия на процесс становления личности в природно-социокультурной среде, управляемая со стороны социума. Ее составляют материальные, духовно-нравственные ценности, образ жизни и мышления, традиции и вера в их локальном варианте, вписанные в общечеловеческий культурный контекст.

Ключевыми средствами воспитания в семье служили труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, учение. Многие специфические, присущие только казачеству методы и приемы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями. Они строго регламентировали поведение всех членов семьи и сообщества, поддерживая тем самым внутригрупповую сплоченность и обеспечивая высокий уровень самоорганизации.
Кубанские казачьи семьи были глубоко патриархальны, однако отношения в них носили чаще «мягкий», нежели деспотичный характер. Разводы не только не поощрялись, но и серьезно осуждались. Большим уважением в семьях казаков пользовались старики. К их мнению прислушивались, их совета спрашивали в самые трудные минуты.
Семейная педагогика Кубанского казачества ориентирована на формирование в личности казака, прежде всего, воина, пограничника, защитника, дипломата, ввиду выполнения военно-государственной службы, а затем семьянина, труженика, гражданина. Воспитание в казачьих семьях строилось на принципах «Домостроя», что предполагало безусловный авторитет отца или старшего казака и являлось, таким образом, определенным использованием принципа позитивного авторитаризма.

С историей казачества дети знакомились в семье, где передавались от старших примеры ратных подвигов. Главный девиз казаков: «За Веру, Царя и Отечество» был определяющим в воспитании казака с детских лет. Казак считал: «Без догляду и дети не растут». В казачьих семьях радовались рождению будущего казака: « Сын – зернышко, а дочь – полова, ветер дунет – от дома улетит». В беседе, в рассказах, действиях казак передавал свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни сыновьям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям. А казачью форму готовили сыну задолго до посвящения в казаки. В семье царил культ казачьей формы, которую одевали по праздникам и в строю. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, с тем, чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Они передавали все увиденное своим детям. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей жизни, культуры.

Отличительной особенностью казачьей семейной педагогики являлась религиозность воспитания. Через веру ребенок усваивал свою связь с миром, овладевал нравственно-этическими нормами. Вера формировала мировоззрение принадлежности к казачьему роду.

В семейном укладе кубанских казаков всячески поощрялось стремление ребенка к овладению игрой, развивающей и укрепляющей дух и тело. Комплекс детских игр, сформировавшийся в казачьей народной педагогике, позволял вырабатывать смекалку и быстроту реакции, глазомер и наблюдательность, выносливость и дух коллективизма.

Неотъемлемой частью семейного воспитания было приобщение молодежи к народному творчеству: музыке, танцам, фольклору. Богатый фольклорно-поэтический материал кубанских казаков отличается эпичностью, полнотой чувств, цельностью. В песнях отражены наиболее значимые исторические вехи, раскрыты идеалы добра и любви, увековечены народные герои казачества и других социальных обществ.

У казаков были свои обычаи, язык, культура, своя история, психология, своя структура бытия и быта. Нерушимыми были – верность славе предков, любовь к родной земле и ее защита. В казачьих семьях из поколения в поколение передавались сказания о подвигах и ратных делах. Все это было эмоционально окрашено. Речь богата поговорками, пословицами, ярко отражающая атмосферу вольности и независимости, геройства. Язык казаков – чудесный сплав украинского и русского языков, завораживал душу. Поэтому рассказы отцов и дедов становились запоминающимися, воспитание проходило без нудных нравоучений. Детей редко били. Достаточно было отцу, старшему брату, деду выразить свое неудовольствие укоризненным взглядом или нахмуренными бровями. Чтилась в семье мать. Она оставалась за главную в семье, когда казак уходил в поход: « Жинки дома хозяйнуют, а казаки в Сечи». На ее плечи ложились все хозяйственные заботы, присмотр за детьми, уход за стариками. Мать выражала основную нравственную задачу в семье – забота о близких, трудолюбие, воспитание.

В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя. Казаки-ветераны были для детей идеалом личности, нравственным компасом, помогали войти им во взрослый мир во всех его проявлениях.
Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен. Он учил держаться в седле и джигитовке, ухаживать за лошадью. Но главной задачей отца было вырастить настоящего казака, готового к воинской службе. Народная мудрость сохранила об этом много пословиц: «Где саблей не возьмешь, пикой достанешь», «Казак без коня – как зима без снега», «Сабля казаку и славу принесет, и честь спасет».

Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни: физической закалке, трезвости, чистоте. Казак не мог показаться пьяным на улице, только в темноте через огород он мог пройти к дому. Дети не имели права садиться за стол с грязными руками. В семье строго следили за репутацией детей, ведь семейная жизнь казака в станице становилась достоянием всех. Казачье общество оценивало казака и членов его семьи по поступкам, делам, строго судило о его надежности – ненадежности, умении держать данное слово. Благодаря этому поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями: дочь и сын не могли противоречить отцу, старики всегда сидели на почетном месте, почтительно со старшими здоровались.

Приобщение ребенка к национальной культуре, системе нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни и выполнению своего социального предназначения не ограничивалось рамками Кубанской казачьей семьи и поддерживалось всем укладом общинной жизни. Общественная форма проживания предполагала общинную ответственность и совместный характер воспитания, высокий уровень самоуправления и дисциплины.

Общественный характер воспитания проявлялся в том, что значительную роль в жизни ребенка играли его крестные родители, подчас имевшие большее влияние на детей, чем их собственные мать и отец. Крестные заботились и об осиротевших детях, которые получали статус «атаманских детей» и находились под особым вниманием общины, о чем свидетельствует обряд «взятие под шинель». В семьях детям постоянно напоминалось, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок.

Педагогическое воздействие на ребенка имел право оказывать любой взрослый станичник: сделать замечание, провести беседу, дать совет. Приученные с детства к почитанию старших, казачата покорно воспринимали их рекомендации.

Кубанским казакам удалось создать специфическую систему семейного воспитания, свойственную только данной формации: мужчина – воин, дипломат, защитник, патриот, труженик; женщина – воспитательница, защитница, верная жена-труженица; дифференцированный подход в обучении и воспитании; обучение военному делу; раннее приобщение к труду; соблюдение канонов Православной веры и общественных заветов «Домостроя»; послушание и почитание старших; уважение к вере народов.

Похожие записи:

Внеклассные мероприятия для старшеклассников. Захват снежного города Программа социального партнерства с семьей по ФГОС. Старшая группа Типологии позиций родителей План работы с родителями во второй младшей группе по ФГОС на год
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школьному обучению»
Опубликовано: 28 дней назад (30 октября 2021)
Просмотров: 99
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!