Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока родной литературы, 9 класс. Песенные традиции Алтая (В. М. Щуров)

Конспект урока родной литературы в 9 классе на тему «Песенные традиции Алтая (В. М. Щуров)»
Цель урока: привитие интереса к традициям народа, исследование глубин истории и культуры через постижение песни – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи:
предметные: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра алтайской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру, совершенствовать навыки анализа лирического произведения;
метапредметные: развивать речь учащихся, развивать умение планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач;
личностные: воспитывать уважение к фольклору и истории, развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия алтайского народа.
Планируемые результаты
Предметные: знание особенностей жанра алтайской песни.
Личностные:воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативной компетенции.
Метапредметные: развитие навыков анализа, синтеза, рефлексирования, формирование речи.
Тип урока: открытие нового знания.
Основные понятия: фольклор, песня, народные традиции.
Оборудование: аудиозапись песни, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
На доске – опорные слова (Приложение 1), рисунок «Мелодии ветра», работа из серии «Легенды Тенгри» , фрагмент игры на комусе Алексея Чичакова (Приложение 2).
Учитель задает вопрос:
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие цели вы поставите?
Учащиеся определяют тему урока, ставят цели.

2. Актуализация опорных знаний.
Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учитель задает вопросы:
1. Что такое фольклор? Что вы знаете о происхождении этого слова?
2. Назовите особенности устного народного творчества.
3. Прокомментируйте каждую из особенностей.
4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
Примерные ответы:
-Из англ. folklore — «народная мудрость».
- Форма существования устная, коллективность, вариативность, исполнение сказителями.
- Сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни.

3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Знакомит с информацией:
- Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни помогали народу выразить свою душу. Песни веками сопровождали народ.
Просит ответить на вопросы:
- Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?
Учащиеся выявляют причину затруднения в ответе на вопрос: народная песня мало знакома современным детям
Делают вывод о важности их изучения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Учитель организует учебный процесс на данном этапе
- Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий.
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей.

5. Открытие новых знаний.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала.
Учитель предлагает работу с текстом (Приложение 3)
- Прочитайте сказку «Как песня на Алтае появилась» (Приложение 4), выясните значение слова "комус".
- Понравилась ли вам сказка? Расскажите о своих впечатлениях.
- Какие вопросы по прочитанному вы бы задали одноклассникам?

Учащийся делает сообщение на тему «Вячеслав Михайлович Щуров»
/Музыковед, фольклорист, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ. Член Союза композиторов.
Родился 27 марта 1937 году в Москве. В 1961 году окончил Московскую консерваторию (дирижерско-хоровой факультет). В 1974 - защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основные особенности южнорусской народной музыкальной культуры». В этот период провел ряд музыкально-этнографических экспедиций (самостоятельно и в качестве руководителя студенческих групп), в том числе и в Алтайский край. Главные научные интересы — региональные традиции музыкального фольклора, песенное многоголосие народов России. Автор научных монографий, а также свыше 100 научных и музыкально-критических статей./

Проводится минутка релаксации.
Прослушивание песни «Ай, вечерок-то вечерается» (аудиозапись)
- Расскажите о своих впечатлениях.
Девятиклассники делятся впечатлениями о песне.

Учащийся делает сообщение на тему «Песни Тулата»
/Село Тулата — бывшая Тулатинская защита (1777), затем посёлок Тулатинский станицы Чарышской Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, сформированной в 1749–1785 годы в составе Сибирской линии, созданной по велению Петра I в начале ХVIII века (указ от 1716 г.). Ее жители должны были охранять южные рубежи российских владений Сибири от посягательств тогдашних недругов Москвы — джунгар.
Тулата расположена в живописной долине высоких Алтайских гор. Местные казаки издавна были культурно связаны с традициями соседних русских сёл. Оттуда они выбирали себе невест, там проходили совместные гуляния с хороводами и играми. Поэтому свадебные, хороводные песни в бывших алтайских станицах те же, что и у местных крестьян. Особенность фольклора алтайских казаков - наличие в особых протяжных песен воинского содержания. Так, песня «Вечерок-то вечерается» завершается словами: «Заряжали мы пушки ядрами, запускали их в стену камену. Стена камена пошатилася, сила армия повалилася»./

6. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания.
Учитель организует работу в группах с текстом песни. (Приложение 5).
Обучающиеся выполняют задание и представляют результаты работы классу.
Работа с высказыванием.
- Как вы понимаете слова литературного критика:
«У нас народ провождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».
(Н. А. Добролюбов)

- Могут ли создаваться сейчас народные песни? Обоснуйте ответ.

7. Рефлексия.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель предлагает создать кластер, обобщить полученные по теме урока знания.
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности? Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою работу на уроке, работу класса.
Девятиклассники создают кластер, осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: «Алтай - буучай», прочитать.
Учащиеся осуществляют запись в дневник, слушают комментарий учителя.

Использованная литература
1. «Алтайские народные сказки». – Новосибирск: Издательство «Наука», 2002 г. – 455 с.
2. Песни Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1957 год.
3. Песни алтайских казаков: [сборник] / Вячеслав Щуров. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 100 с

Приложение 1
фольклор
песня
народные традиции


Приложение 2

«Мелодии ветра», работа из серии «Легенды Тенгри» , фрагмент игры на комусе Алексея Чичакова

Приложение 3
Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность. Она тесно связана с трудовой деятельностью, бытом, мировоззрением народа, его историей. Специфической особенностью песенного жанра алтайцев является то, что каждый род, каждое племя имели свои песни и соответственно свою своеобразную мелодическую окраску этих песен. Алтайская традиционная народная песня прошла длительный путь своего развития. Она служила удовлетворению духовных и эстетических потребностей человека в период родового строя, отражала насущные идеи рода, племени, затем песня вошла в репертуар последующих этапов исторического развития фольклора и стала всеобщим народно-просветительным достоянием. Посредством знакомства с песенной культурой народа мы узнаем его взгляд на окружающую действительность, его думы и чаяния, оценку исторических событий, его философию... В народной песне заложен глубокий идейный смысл. В ней выражен дух народа.
Каташ Сергей Сергеевич «Алтайские народные песни и их дидактические мотивы»

Приложение 4
Как песня на Алтае появилась (алтайская сказка)
Старые люди рассказывают, что песня родилась в далекой Индии, где научила этому искусству людей богиня Песни. Люди других племен, приезжая в Индию, с наслаждением слушали певцов и певиц, проникаясь игрой искусных музыкантов. Горько сожалели они, что в их краях совсем нет песен. Прослышала об этом богиня — покровительница музыки и песен и повелела песне лететь за Гималайские горы, чтобы научить тамошние народы складывать песни и играть на музыкальных инструментах.
Долго летела посланница-песня над высокими горными хребтами, одетыми ледниковыми панцирями, над бездонными пустынями, над широкими реками и озерами, высматривала, где люди живут. Наконец, достигла она пределов страны халхасов и опустилась на землю неподалеку от небольшого стойбища.
Когда опустилась ночь и люди вернулись в юрты вместе со своими стадами овец, табунами лошадей, запела она, заиграла на разных инструментах. Услышали незнакомые звуки монголы и сначала ничего не поняли. Бывалые люди объяснили, что это звучат лесни. Хотели было сразу пойти в то место, где посланница на ночлег остановилась, да очень устали, спать захотели. "Коли песня к нам прилетела, — подумали они, — то и утром будет не поздно ее послушать, да выучиться ее пению". С тем и легли, до утра не просыпаясь.
Утром встали и пошли на то место, откуда песня раздавалась, музыка звучала. Однако за ночь позабыли они, что накануне слышали. А Песня тем временем улетела дальше. На том месте, где она ночевала, осталась бродячая собака. Сидела она и, задрав голову, протяжно выла, жалуясь на свою судьбу.
Переглянулись между собой халхасы и сказали: "Вот, значит, какая она, песня, ее совсем нетрудно выучить". Стали они подражать и не смогли ладом научиться искусному пению. Поэтому до сих пор как только монгол садится на коня и в путь трогается, поднимает он голову и заводит протяжную песню, в которой непривычному уху только горе и тоска слышится, хотя и веселых песен у этого народа, конечно, не счесть.
Правда, другие люди говорят, что не так было, как монголы протяжным, заунывным песням научились. Рядом с ними жили искусные певцы — казахи. Слава об их песнях далеко вокруг пошла. Завидовали монголы соседям, хотели у них песни перенять. Да как это сделать? Жили они с ними не очень-то дружно. Поэтому опасались, что казахи добром хорошим песням не научат, а плохие перенимать не хотелось.
Решили монголы пойти на хитрость. Выбрали они среди своих расторопного парня и послали его к соседям, чтобы он тайно послушал их песни и хорошенько запомнил.
Забрался парень на высокую гору, где их земли с казахскими владениями граничили, стал высматривать, где люди живут. Высмотрел он большое стойбище и стал тайком к нему пробираться. Трудная дорога была среди скал и камней, много времени прошло, пока он спустился к тому месту, где стойбище видел.
Дождался парень, когда темнота на землю опустилась, и, приблизившись к аулу, укрылся за пригорком. Не знал он, что казахи перекочевали на другое место и там, где было стойбище, только кострище с холодной золой да хромая собака, которая за хозяевами не могла идти, остались.
Горько было собаке, что одна осталась. Задрав морду, выла она на луну, жалуясь на свою несчастную долю. Парень подумал, что это казахи поют и постарался покрепче запомнить заунывный мотив. Когда вернулся, других людей так петь научил. Поэтому до сих пор песни монголов в большинстве своем протяжные и заунывные.
А тем временем посланница-Песня прилетела в пределы Тувы. Там уже были наслышаны, что в их краях божественный посланец объявился. Встретили ее с почетом, привели в юрту, угостили как следует, ночлег предоставили. Однако столь велико было нетерпение тувинских людей, что попросили они песню не откладывать обучения на утро. Всю ночь, не смыкая глаз, учились они песням, игре на различных инструментах. Показала им небесная посланница, как играть на звонкоголосом топшуре, скрипка — икили, тростниковой дудочке — шооре, на губном варганчике — комусе, других инструментах.
С этих пор славятся тувинцы среди других народов как искусные певцы и музыканты, особенно отличаются искусством горлового пения — коомей кай.
Мало-помалу научились тувинцы складывать песни свои и поют там все от мала до велика. На все случаи жизни у них песни есть: радость и печаль, горе и счастье в своих песнях изливают. Хорошо погостила Песня на тувинской земле.
Наконец, полетела на Алтай.
В те времена на восточной границе алтайской земли совсем немного народу было. Поэтому так получилось, что, пересекая границу Алтая, не заметила Песня среди высоких гор и дремучих лесов стойбища теленгитов. Ее песни только краем задели эту землю, отразившись эхом в обрывистых скалах, по распадкам и долинам мимолетно прокатившись. Летела Песня высоко в небесной сини. И поэтому только те, кто очень внимательно вслушивался в Песню и ее отзвуки, смогли подхватить и научиться пению. Да и жизнь у теленгитов в ту пору была тяжелая, безстрадная в суровых горах, и не оттого ли мало у них певцов, слава о которых границы их края перешагнула. Правда, были среди них знаменитые певцы Калан и Колонди, до сих пор в народе память живет. Других же, подобных им, никто не помнит. Но зато среди теленгитов было немало славных сказителей — кайчи.
Прилетела Песня в сердце Алтая и обрадовалась. Снежные шапки и ледники на вершинах гор напоминали ей Гималаи. В это время звонкоголосая кукушка свою песню пропела, извещая о приходе весны. Все вокруг цвело и радовало глаз. Среди зеленых лугов синели глади озер, отражая безоблачное небо, по крутым склонам, вырвавшись из-под ледяного панциря, с камня на камень перепрыгивали хрустальные струи бесчисленных ручейков и речек, ласковый ветерок шелестел в листве деревьев. Казалось, не только люди, но и вся алтайская земля ждали посланницу Богини Песни. Повсюду оказывали ей почет и уважение. Где бы она не останавливалась, туда приходило множество людей, чтобы научиться песням, искусству играть на музыкальных инструментах. Потому с давних пор в Алтайском улусе так много искусных певцов и музыкантов, которых народ почитает как самых уважаемых людей.
С тех пор алтайцы и песня стали неразлучны. Что бы человек не делал: пасет ли он овец, едет ли по своим делам, выделывает кожи или косит траву, всегда поет. И с песней у него дело спорится. Поют не только песни, которым небесная посланница из Индии их научила. Много новых сложили.
Раньше позором считалось, если юноша или девушка не сумеют сложить хотя бы одну собственную песню. Девушка никогда не шла на свидание, если юноша не покружит вокруг ее юрты, не сыграет на комусе. Были такие искусники, что могли извлекать из этого нехитрого инструмента не только чудесные мелодии, но и слова любви на нем выговаривать.
А сколько всяких песен поют на свадьбах да на игрищах, где молодежь из окрестных мест собирается. Если песня, которую кто-нибудь здесь же сложил, понравилась, то ее тут же выучат и пойдет она гулять по всей алтайской земле. Звонкой песней можно в любви объясниться, достойному человеку хвалу воздать, а то и кого-то высмеять, если заслужил.
Алтайских песен столь много, они неизбывны, пока существует краса и мощь Алтая. Весной, когда все цветет, кажется, будто это сам Алтай поет. Мудрые старцы всегда наставляют молодых, чтобы они не расставались с родной песней. Ведь пока есть она, значит, жива и сама душа народа. С песней человеку все нипочем — горы одолеет, реки переплывет.
Правда, рассказывают и по-иному о том, как алтайцы петь песни научились. Когда Небесный Владыка сотворил мир и населил его живыми существами, то последним послал на землю человека.
Был человек слаб и беспомощен, ничего не умел делать. Бродил неприкаянно человек по земле среди других животных. Жалок был его удел. Зимой и летом скитался он по лесам, горам и долинам в поисках пищи. Не было у него ни постоянного места для жилья, ни крыши над головой, где бы он мог от непогоды и холода укрыться. От такой жизни человек был в тоске, душа его не находила успокоения, не знал он радости и веселья. И нечем ему было утешиться.
Стал человек просить Небесного Владыку, чтобы дал он ему что-нибудь, чтобы развеять свою грусть и печаль. Услышал Небесный Владыка человеческие стенания и послал на землю птицу. Прилетела птица к человеку и стала напевать ему чудесные песни. Воспрял духом человек, отлетели от него все горести и печали, словно чудесная сила влилась в его тело. Попросил человек птицу, чтобы она передала ему свои песни.
— Научу я тебя своим песням, — ответила птица, — если ты выполнишь мою просьбу.
Очень хотелось человека чудесные песни выучить, поэтому он, не колеблясь, согласился.
— На месте, где ты сейчас стоишь, — сказала птица, — построишь себе дом и всегда в нем жить будешь. Рядом поставишь святилище, где будешь Небесного Владыку славить. Когда все выполнишь, будут слетаться к тебе разные птицы, у которых ты научишься прекрасным песням.
Как только человек начал работать: камни таскать, лес рубить, глину месить, чтобы свой дом и святилище построить, слетелись к нему птицы и пели ему такие песни, что он усталости не замечал. Закончив работу, человек погрузился в глубокий сон. Когда проснулся, то почувствовал себя свежим и бодрым, ощутил радость в душе. Ведь он запомнил все песни, что напели ему птицы, когда он работал.
Не в силах сдержать переполнявшую его радость, выбежал он на зеленый луг и стал танцевать. Он танцевал и пел песни. Они как бы сами складывались у него. И песни те прославляли все, что он вокруг себя видел: прекрасные цветы, высокие горы, прозрачные реки, голубые озера, зеленую тайгу, — все, что жило и росло на этой земле. Он пел обо всем, что переполняло его душу.
С этих пор человек стал находить в песне утешение, когда приходила беда, выплескивал в прекрасных словах и звуках радость, когда случалось у него что-то хорошее. Поэтому говорят, что на Алтае есть песни на все случаи жизни и нет человека, который за свою жизнь не спел бы собственной песни.
_________________________________________________________________

Алтайский комус – разновидность варгана, язычкового музыкального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве (хомус), Башкирии (кубыз) и на Алтае (комус). При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом.
В настоящее время комус — популярный алтайский сувенир.

Приложение 5
Текст песни
Вечерок-то вечерается,
Красно солнышко закатается
За горы, да за высокия,
За леса, да леса темныя,
Леса темныя, разосиновые.

Наступает на нас ночка темная,
Ночка темная, разосённая.
Нам, казаченькам, да худо дремлется,
Кавалерикам сон на ум не йдет.

Выходили мы на Дунай-реку,
Заряжали мы пушки ядрами,
Попадали мы в стену каменную.
Стена каменна пошатилася,
Сила-армия повалилася.

Общий план работы в группах:
1. Прочитайте выразительно текст народной песни.
2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
3. С какими особенностями жизни народа связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы? Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Урок игра по литературе, 9 класс

Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы

Участник №31 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
Стихотворение в прозе для школьников. Край любимый мой
Опубликовано: 1863 дня назад (16 ноября 2019)
Просмотров: 10925
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!