Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования
Автор: Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск Краснодарский край
Описание: материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования.
Цель: Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- расширять знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса детей к изобразительному творчеству.
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;
- создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей.
Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…
Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле,
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.
Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает!
Андрей Усачев
Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках свободно от канонов академического рисования, оно более упрощенное и доступное для детского восприятия и поэтому восхищает, удивляет и развивает детское воображение.
В нетрадиционном рисовании используются самые различные необычные материалы.
Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и сказочными. Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционные техники способствуют проявлению у детей фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного.
Я расскажу о нетрадиционных методах, которые применяю в своей работе и покажу детские работы, выполненные в этих техниках:
«Клей и соль».
Это ,пожалуй, самая распространенная техника нетрадиционного рисования. Дети любого возраста очень любят эти техники рисования. Вначале клеем ПВА рисуем все что угодно, без предварительного рисунка, а затем обильно посыпаем крупной солью.
После полного высыхания клея соль стряхиваем, получается очень интересный, объемный рисунок.
Диана П.,5лет
Ангелина Т.,6 лет
Светлана А.,11лет
Анастасия К.,12 лет
«Клей и крупа».
Неплохая техника, дает хороший объем изображаемого, но крупу потом лучше покрасить по теме рисунка.
Настя Т.,9 лет
«Свеча и акварель».
На первый взгляд, кажется ,что очень легкая и простая техника. Но попробуйте сами нарисовать что- либо свечой неотрывной линией, что бы потом получился какой -либо понятный рисунок! Детям 6 лет эта техника дается сложно, но постарше дети справляются хорошо.
Ксюша Б.,7лет
Лиза С.,7лет
« Акварель и соль».
Эта техника очень хорошо подходит для изображения каких - либо фонов. Потом картинка дорисовывается гуашью. Дети очень любят эту технику. Вначале акварельную бумагу промочить хорошо поролоном, потом делаются крупные мазки разного цвета акварелью, и сразу же насыпаем крупную соль. Через сутки, когда хорошо просохнет бумага, соль стряхиваем жесткой крупной кистью, и придумываем рисунок ,соответствующий фону.
Ксюша Б., 7 лет
Рита Г., 8 лет
Люба В., 7 лет
«Клей, мокрая бумага и акварель».
Рисуем клеем ПВА любой рисунок. Затем после полного высыхания клея акварельную бумагу смочим обильно водой ,потом наносим акварельные краски на фон и и раскрашиваем свой рисунок.
Валя Г.,7 лет
В этой технике очень редко получаются интересные рисунки, т.к. они немного похожи на витраж с белым контуром.
«Тычкование».
Дети очень любят этот метод рисования. Я иногда использую шаблоны для выполнения этой техники.
- ватные палочки
Илья П.,6 лет
Люба В.,7 лет
- поролон
Ева Х.,8 лет
- скомканная бумага
Дарья Б.,7 лет
«Оттиск листьев».
Этим методом я пользуюсь осенью. Дети собирают опавшие с деревьев листья разной формы и цвета, и создают свои «шедевры». Иногда делаем оттиск листьев, прокрашивая их разным цветом, а иной раз используем листья как трафарет. В некоторых работах дети пользуются многослойными трафаретами.
Настя Т, 9 лет
Софья И.,9 лет
«Граттаж».
Очень интересная и любимая детьми техника! Очень развивает детскую фантазию и воображение. Акварельную бумагу раскрашиваем цветными восковыми мелками,потом натираем стеариновой свечой, затем покрываем черной тушью или гуашью. После полного просыхания процарапываем пилочкой для ногтей какой - либо рисунок.
Максим Г.,10 лет
Света А.,10 лет
Дарья М.,9 лет
Современные техники:
«Дудлинг»
Дудлинг - процесс рисования простыми элементами. «Дудл» в переводе с английского языка обозначает «каракули». Попросту закорючки, рисунки на полях, то что мы рисуем неосмысленно, машинально. Такие рисунки могут быть как абстрактными так и иметь определенную форму и даже сюжет. Сейчас эта форма творчества завоевывает популярность по всему миру.
Главный секрет популярности дудлинга – его доступность. Ведь в дудлинге нет правил. Он доступен каждому, а возможности самовыражения с его помощью не имеют границ!
Люба В.,7 лет
Лиза А.,9 лет
«Оверлеппинг»
Техника рисование, в основном в черно-белом цвете, где происходит частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Эта техника очень развивает пространственное мышление ребенка. Вначале дети по шаблонам составляют композицию из несколько предметов. А вот следующий этап рисования очень увлекателен для мышления детей. Нужно правильно сделать разделения цвета, этот процесс похож на разгадывание какой-либо пространственной задачки. Дети делают это с большим удовольствием!
Алина Д., 10 лет
Лиза Т.,10 лет
Алина П.,11лет
"Монотипия".
Эту технику мы делаем с более старшими детьми, выполняем акриловыми красками на стекле и делаем оттиск на акварельной бумаге. Монотипия на первый взгляд очень простая техника. Что здесь сложного? Сделай оттиск на бумагу и все!...Но сейчас только и начинается самый трудный процесс. Увидеть на цветном фоне что-нибудь интересное, похожее на что - либо. Развитие фантазии и воображения идет полным ходом и превращается в творческий процесс создания своего эксклюзивного «шедевра». В этих работах мы пользуемся иногда техникой «кляксография» и прорисовкой.
Светлана А.,12лет
Алина Д.,12 лет
Анастасия К.,12 лет
Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства дает детям возможность раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционные техники способствуют развитию фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать зимнее дерево
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву