Конспект урока по развитию речи Сказка «Лиса и Заяц».
Автор: Плюснина Татьяна Александровна, учитель специального (коррекционного) класса VIII вида МАОУ СОШ № 20 п. Баранчинский, Свердловская область.
Описание материала предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 специально (коррекционного) класса VIII вида по теме Сказка «Лиса и Заяц». Данный материал может быть полезным для учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей .
Цель: Формирование потребностей в эмоциональном общении.
Задачи:
• познакомить учащихся со сказкой «Лиса и Заяц»;
• учить понимать речь, записанную на звуковой носитель;
• учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;
• закреплять умение рассказывать, опираясь на содержание картинок и имеющиеся знания;
• совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения учащихся.
Оборудование:
Текст сказки «Лиса и Заяц»
Набор картинок, отражающий содержание сказки
Иллюстрации сказочных героев: Лиса, Заяц
Настольный театр
Звуковая запись сказки
Предварительная работа: организация выставки книг со сказками.
Ход урока
Организационный момент
Вступительная беседа по теме «Наши любимые сказки».
- Посмотрите, что поселилось на нашей полке?
- Правильно, это книги со сказками. Вы знакомы с некоторыми из них. Скажите, кому родители читают сказки? Кому читали, пока вы были маленькими? А кто сам умеет читать сказки? (ответы детей)
- Сказки бывают разными: длинные и короткие, о людях и о животных, народные и авторские. Во многих из них встречается волшебство и чудеса. Иногда в сказках происходят неприятные вещи: кого-то обижают или несправедливо наказывают. Но сказки всегда очень хорошо заканчиваются. Все сказки учат нас добру.
Актуализация знаний
- Сегодня мы припомним одну из русских народных сказок. Кто герои нашей сказки попробуйте отгадать:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая ...(лиса!)
На доске устанавливается иллюстрация лисы.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (заяц)
На доске устанавливается иллюстрация зайца.
Объявление темы урока
- Правильно! А вот и герои нашей сказки. Кто догадался, какую сказку мы будем читать?
- Верно, «Лиса и заяц».
Прослушивание записи
- Читать сказку будет артист, а вы внимательно слушайте.
(
По ходу чтения сказки на доске выставляются иллюстрации, отображающие ход событий)
Первичное закрепление
- Кто герои этой сказки? (заяц, лиса, собаки, медведь, бык, петух)
- Какую избушку построила себе лиса? (ледяную)
- Расскажите, как выглядит ледяной домик? (светлый, прозрачный, холодный)
- Какой был домик у Зайца? (лубяной)
- Какое интересное слово, а что же оно означает? (деревянный)
- Опишите, как выглядел домик Зайца? (деревянный, темный, коричневый, теплый).
Повторное чтение сказки
Послушайте сказку еще раз. Но сейчас я буду читать сама.
Повторное чтение сказки (см. приложение)
- В какое время года Лиса построила себе ледяной домик? (зимой)
- Почему Лиса осталась без избушки? (он растаял)
- Какая беда случилась у зайчика? (его Лиса выгнала)
- Кто предлагал помощь Зайчику? (собаки, медведь, бык)
- Получилось ли у них? Почему? (нет, испугались)
- Кто смог помочь Зайцу? (Петушок)
- Чем закончилась сказка?
Закрепление изученного материала
На доске поменять местами картинки.
- Ой, посмотрите, что случилось: все наши картинки перепутались. Нужно вспомнить в каком порядке они были, а для этого нужно вспомнить сказку.
(Действия по восстановлению порядка и рассказывание детьми сказки с опорой на картинный план.)
- Правильно, молодцы.
Сейчас пришло время поиграть в сказку.
Переходим к парте с настольным театром.
Распределение ролей между детьми.
Инсценировка сказки. Отработка интонационных и жестово-мимических умений учащихся.
Анализ, подведение итогов.
- Молодцы, ребята. Хорошо получилось. Олег очень похоже изображал зайчика, его плачущий, жалобный голосок. А Женя правильно изобразил голос Лисы, которая не боялась ни Зайца, ни Собак, ни Медведя, ни Быка, но испугалась смелого Петушка. И Петушок - Ваня был хорош: смелый, бесстрашный. И песенку четко произносил. Кириллу и Алене нужно еще потренироваться, чтобы получалось еще лучше.
- Послушайте и отгадайте загадку:
Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом.
Выгнала она косого
Из домишки лубяного.
Но пришёл петух с косой —
Снова в домике косой.
Кто в далёкие леса
Навсегда ушёл? ...(Лиса)
Домашнее задание
Нарисовать два домика – ледяной и лубяной.
Приложение
Русская народная сказка - Лиса и заяц.
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.
Пришла весна красна - у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идёт дорoгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
—Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
—Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
—Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
—Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
—Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:
—О чём, зайчик, плачешь?
—Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
—Не плачь, я твоему горю помогу.
—Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
—Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке. Медведь как закричит:
—Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
—Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
—Что, зайчик, плачешь?
—Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
—Пойдем, я твоему горю помогу.
—Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
—Нет выгоню!
Подошли они к избёнке. Бык как заревел:
—Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
—Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идёт опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
—Ку-ка-реку! О чём, зайчик, плачешь?
—Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
—Пойдем, я твоему горю помогу.
—Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
—Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
—Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
—Обуваюсь...
Петух опять:
—Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
—Одеваюсь...
Петух в третий раз:
—Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала, петух её тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избёнке.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ
Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ
Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»