Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра по мотивам ненецкой сказки «Храбрый Ятто и сестра его Тэюне».

Эстафета по мотивам ненецкой сказки «Храбрый Ятто и сестра его Тэюне».
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО НСШИ, г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ.
Знакомство со сказкой проходит в форме эстафеты. Можно предварительно посмотреть мультфильм «В яранге горит огонь», который снят по мотивам этой сказки. Тогда надо сообщить детям, что они будут слушать сказку, по которой снят знакомый мультфильм. Во время знакомства со сказкой в определённых местах чтение прерывается и проводится этап эстафеты.
Мероприятие подходит для внеурочной деятельности в начальной школе.

Цель: Знакомство с ненецкой сказкой «Храбрый Ятто и его сестра Тэюне»
Задачи: Знакомство с бытом и обычаями ненецкого народа.
Воспитание сплочённости и взаимовыручки.
Реализация двигательной активности.
Развитие меткости, ловкости, выносливости, настойчивости.

Давно это было. На берегу студёного моря стоял покрытый оленьими шкурами чум. Жила в нём бедная женщина с сыном Ятто и дочкой Тэюне. Мать всё делала сама: на охоту ходила, воду носила, добывала в тундре топливо для очага. Однажды она заболела и попросила сына сходить за хворостом. А Ятто натянул на голову оленье одеяло, будто не слышит.
- Доченька, принеси хворосту. Если погаснет огонь, Пурга войдёт в чум и погубит нас, - сказала мать.
- Некогда мне, - ответила Тэюне и принялась украшать бусами свои длинные косы.

1 этап «Собери бусы»
Дети добегают до стульчика, вдевают на нитку бусинку и бегут обратно. Надо нанизать на нитку все бусинки. (Педагогу необходимо подобрать крупные бусинки с широким отверстием).

А Пурга была уже близко. Вдруг из дымового отверстия чума вырвалась искра и упала на её балахон, сотканный из снега. На балахоне образовалась огромная дыра. Отступила злая Пурга: она боялась огня. Но когда в чуме кончился хворост и огонь погас, она ворвалась внутрь. Закружила по чуму. От её ледяного дыхания всё в чуме покрылось инеем.

2 этап «Пурга»
Каждому участнику даётся кусочек ваты. Дети по очереди должны на четвереньках доползти до стула, дуя на вату и перемещая её вперёд. Обратно возвращаются бегом.

Ударила Пурга женщину своим волшебным посохом, подняла мать руки, а это уже не руки, а крылья. Взлетела она вверх белой чайкой. Замахнулась Пурга на детей, но мать прикрыла крыльями сына и дочку, не дала Пурге дотронуться до них. А Пурга рассвирепела. Снежный вихрь подхватил, понёс в небо, далеко от чума. Бросились следом Ятто и Тэюне. Но разве догнать им Пургу.
- Это ты виноват! – закричала Тэюне.
- Нет, ты! – отвечал Ятто. Да что толку спорить. Просидели они всю ночь у погасшего очага. А утром Ятто взял лук со стрелами и сказал сестре:
- Пойдём, Тэюне, маму искать.
А Пурга принесла чайку в свой ледяной чум.

3 этап « Пурга и чайка»
Первый участник команды – Пурга. Он должен всех членов команды, которые стали чайками, перевести бегом за руку к стулу.

Ударила Пурга посохом, и птица стала женщиной. Приказала ей Пурга сшить новый балахон вместо старого, прожжённого искрой. У матери стыли пальцы от снежного полотна, от ледяной иглы. А мысли её летели к родному чуму, к детям. Как они там? Но Ятто и Тэюне уже далеко ушли от своего чума. Путь им указало само Солнце.
— Пурга живёт в ледяных горах, — сказало оно. — Труден и опасен путь туда. Возьмите мои стрелы, они помогут вам, если случится беда. Две сверкающие стрелы упали к ногам мальчика. Завернул Ятто солнечные стрелы в олений мех, спрятал на груди… Скрылось Солнце. Опустилась на тундру полярная ночь. Но Ятто с сестрой продолжали свой путь. Вдруг из тьмы выскочил оленёнок. За ним гнался волк. Выхватил Ятто свою стрелу и пустил в сторону волка.

4 этап «Стрелки из лука»
На небольшом расстоянии от каждой из команд ложится мяч (волк). Каждый член команды должен из лука (можно использовать пистолеты с пульками в форме стрел или маленькие мячики) попасть в мяч.

Пришлось тому отказаться от добычи. Волк убежал прочь, а олененка дети взяли с собой: ведь он тоже потерял свою маму. А Пурга не отступала. Она послала навстречу детям Дрёму-Лежебоку, чтобы усыпил их. Но дети знали, что в пургу нельзя в тундре поддаваться сну. Стоит только человеку задремать под вой ветра, он услышит необыкновенные голоса, увидит неописуемые картины и уснёт навсегда — замерзнет. Начал было Дрёма-Лежебока играть на своём волшебном рожке, но Тэюне схитрила: выманила у него рожок, заиграла на нём, и Дрёма сам навечно заснул в тундре.

5 этап «Колыбельная для Дрёмы»
На стульчиках лежат мягкие игрушки (Дрёмы). Надо добежать до стульчика, похлопать 2 раза игрушку и при этом сказать «бай-бай».

Собрались все трое дальше в путь. Видят — бежит к ним важенка. Она нашла своего олененка! Посадила важенка его спасателей к себе на спину и быстрее мысли помчалась по тундре.

6 этап «Важенка и пассажир»
Участники превращаются в важенок, а игрушка «Дрёма» в пассажира. Каждый из участников должен на четвереньках доползти до стула с пассажиром на спине. Обратно бегут с игрушкой в руке.

Так добрались дети до самых ледяных гор. Высоко забрались Ятто и Тэюне. Там за толстыми ледяными стенами — мама. Но перед чумом Пурги — бездонная пропасть! Что делать? Тогда отрезала Тэюне свои длинные косы, красивей которых не было ни у кого в тундре, свила из кос верёвку. А Ятто сделал петлю и бросил аркан через пропасть. Петля затянулась на остром выступе ледяной скалы. Только хотели дети ступить на верёвку, как вдруг непроглядная тьма, посланная Пургой, опустилась на скалы. Достал Ятто из-за пазухи огненную стрелу и пустил в чёрное небо. Тут появились богатыри-Сполохи, братья Солнца. И тьма отступила. Перебрались дети по верёвке через пропасть.

7 этап «Пропасть»
Для этого этапа от команды до стула надо нарисовать черту или протянуть верёвку. Дети должны пройти по ней до стула, вернуться бегом.
– Убирайтесь, пока целы! — кричит им Пурга. Но Ятто достал вторую стрелу Солнца. Вонзилась она в Пургу, — и та растаяла. Навстречу детям выбежала мать.
– Ты стал настоящим мужчиной, сынок! — сказала она. — А где твои косы, доченька?
– Ничего, мама, другие вырастут, — улыбнулась Тэюне.
Они пошли искать свой чум. И жили в нём долго, во всём помогая друг другу.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе «В мире сказок» Игра-путешествие по сказочному острову для 2-4 класса Сценарий театрализованного представления по сказкам для младших школьников Внеклассное мероприятие в начальной школе. Путешествие по сказкам

Похожие статьи:

Сказка в стихах для детей 6-9 лет. Сценарий

Классный час в начальной школе «Путешествие по сказкам Андерсена»

Игра путешествие по сказкам для 1-2 класса

Конкурс сказок в начальной школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Книги Ирины Токмаковой

Участник №190 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Литературная игра-викторина с ответами по сказке: Снежная королева, 4-5 класс | Литературная игра по сказкам для детей 3-5 классов
Опубликовано: 3585 дней назад (28 февраля 2015)
Просмотров: 4338
+6
Голосов: 6
Татьяна Николаевна Бурцева # 5 марта 2015 в 19:51 +1
Татьяна Александровна, здорово Вы придумали. Не просто послушать сказку, но поучаствовать в ней. Необычно получается. Голосую
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 10 марта 2015 в 12:31 +1
Сказки народов севера очень реалистичны и поучительны. Когда - то их издавали большими тиражами: и книжки - ширмы, и книжки - малышки. Инсценировки шли по всесоюзному радио. Запомнилась сказка "Айога". В своей работе вы интересно сочетаете текст с игрой.
Татьяна Александровна Толстикова # 10 марта 2015 в 12:50 +2
Спасибо, Алла Абдулмеджидовна! Согласна, сказки народов севера многому учат наших детей. Дети с удовольствием их читают, смотрят мультфильмы и диафильмы по этим сказкам. Нашим северным детям понятно, о чём в них речь, им знаком быт, природа, промыслы, и поэтому они вдвойне им интересны. А форму эстафеты я использую для знакомства и с другими сказками или через эстафету проживаем сюжеты знакомых произведений. Детям нравится. С уважением, Т.А.
Ермакова Наталья Александровна # 19 ноября 2015 в 23:16 +1
Татьяна Александровна,здравствуйте! Очень интересный метод изучения сказок, сказка-и игра, и эстафета-это так необычно, ново и интересно! БРАВО! Голосую!