Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока внеклассного чтения по литературе для 6 класса по творчеству Тютчева в игровой форме

Конспект урока внеклассного чтения по литературе для 6 класса по творчеству Ф.И.Тютчева.
Автор:Перепелкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МБОУ «Иванчиковская СОШ» Льговского района Курской области

Данная разработка может заинтересовать учителей литературы. Я проводила урок внеклассного чтения в 6 классе, но форма урока – игра «Умники и умницы» дает возможность провести по данному сценарию внеклассное мероприятие для 5-7 классов. Данная разработка дает возможность заинтересовать детей поэзией, совершенствовать их умение работать с поэтическим текстом, обращает внимание на слово, его изобразительные возможности.

Цели: используя игровую форму, активизирующую учебную деятельность
обучающихся, раскрыть смысловую нагрузку и изобразительные возможности слова в поэзии Ф.И.Тютчева; пробудить интерес к изучению поэзии, к творчеству Ф.И.Тютчева; способствовать развитию эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.

Задачи:
прочитать стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид», «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Есть в осени первоначальной…», «Листья»;
повторить сведения об изобразительных средствах языка (сравнение, эпитет, метафора и др.);
продолжить формирование навыков работы с поэтическим текстом;
повысить уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст через работу над выразительным чтением;
развивать элементы воображения;
систематизировать знания о творчестве Ф.Тютчева.

Урок внеклассного чтения проводится в форме известной телевизионной игры «Умники и умницы».

Оборудование: все задания оформляются на карточках, заранее готовятся ордена (не менее 8).
Для проведения игры можно привлечь жюри, которое принимает решение о присуждении ордена за правильный ответ ( это решение может принимать учитель). Вести игру помогает ведущая: она вручает ордена. Костюм ведущей соответствует моде 19 века.
Ход урока-игры
1. Слово учителя: Ребята, на прошлых уроках мы знакомились с творчеством русского поэта Ф.И.Тютчева. Вы читали стихотворения поэта, учили их наизусть, обращали внимание на особенности поэзии Федора Ивановича. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству поэта, который, я надеюсь, поможет вам не только еще больше узнать о поэзии, о творчестве Ф.И.Тютчева, но и раскрыть свои способности. Наш урок пройдет в форме игры «Умники и умницы», которую вы все смотрели по телевизору. Наша игра начнется с викторины. Ваша задача – заработать ордена, дав правильные ответы на вопросы. В финал выйдут три участника, для которых игра продолжится на дорожках. Но если финалист не знает ответа, то в игре принимают участие зрители, которым за правильные ответы будут выдаваться ордена.
Викторина
(за каждый правильный ответ участник получает орден)
1. Годы жизни Ф.И.Тютчева 1803-1873. Назовите знаменитого современника поэта.
( А.С.Пушкин)
2. Вспомните известные строки поэта о России.
(Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить)

3.Мы знаем, что эпитет помогает более выразительно изобразить картину жизни. Из какого стихотворения эпитеты: в небе голубом, раскаты молодые, перлы дождевые.
(«Весенняя гроза»)
4.Угадайте стихотворение по рифмам:
злится - стучится
вон - трезвон
хлопочет - хохочет
злая - убегая.
(«Зима недаром злится,,,»)
5.Что в стихотворении Ф.Тютчева сравнивается
с иглами ежа (иглы сосны и ели, «Листья»)
с легким племенем (листья, «Листья»),
6.Вспомните слово из стихотворных строк:
Лишь … тонкий волос
Блестит на праздной полосе ( паутины, «Есть в осени первоначальной…»)

Весь опутан, весь окован
Легкой … пуховой (цепью)

7. Что такое зеницы?
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою (глаза)

8. Что такое зефиры?
Лучи побледнели,
Зефиры ушли (легкий ветер)

По итогам викторины определяются финалисты, которым предлагается выполнить два задания:

1.Исправьте ошибки в тексте (проверяется орфографическая грамотность участника)
«Зима недаром злиться
Прошла ее пора.
Весна в окно стучиться
И гонит содвора»
Правильный вариант:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

2.Попробуйте дать определение «Поэт – это…» (проверяется умение участника строить связное высказывание)

Финалисты получают дополнительные очки. К финалу допускаются три игрока, набравшие большее количество очков. Они выбирают себе игровую дорожку. Напоминаем, что на красной дорожке два хода (нельзя ошибаться), на желтой – три (можно допустить ошибку), на зеленой – четыре (можно ошибиться два раза).
Перед игрой на дорожках игроки получают атрибуты (цилиндры и «плащи поэтов»).

Задания для игроков на дорожках.
Каждый участник выбирает тему и отвечает на вопрос, в случае затруднения помогают зрители.
Красная дорожка
1 Выбираем: осень, зима, весна (финалист выбирает одну из тем).
Осень
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

Почему Тютчев решил написать об осени? О чем это стихотворение? (Осень- удивительно красивое время года, которое не может не тронуть душу поэта. Но это стихотворение и о человеческой жизни. Осень – врем подведения итогов.)
Зима
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Лес же околдован. Что за чудная жизнь, которой он живет? ( Возможный ответ: Лес околдован, кажется неподвижным, заснувшим, но на самом деле в зимнем лесу можно встретиться с чудной жизнью: увидеть деревья, похожие на сказочные существа, следы невидимых зверей, услышать шорох осыпавшегося снега…)
Весна

Гремят раскаты молодые
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Перлы дождевые. Что это такое? (жемчужины, капельки дождя как жемчужины)
Если участник ответил на выбранный вопрос, он становится победителем.

Желтая дорожка
2.Природа, ведьма, земля.
Природа
Как откликнулась природа на приближение весны в одном из стихотворений поэта?
(И ей невольно улыбнулась.
«Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...» ).

Ведьма
«Ведьма злая», что это за образ? Что сделала ведьма злая?
( Ведьма злая –зима в стихотворении «Зима недаром злится»
«Взбесилась ведьма злая
И снегу захватя,
Пустила, убегая,..»)

Земля
Что сделала земля, услышав гром? (Принахмурилась.
«Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля» ).

Зеленая дорожка
3. Сравнение, эпитет, метафора, иное средство
Сравнение
Что в стихотворении Ф.Тютчева сравнивается с тонким волосом? (Паутина.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.)

Эпитет
Объясните значение эпитета в словосочетании хрустальный день.( Прозрачный)

Метафора
Какая метафора используется в стихотворении:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась?
(Природа не проснулась, послышала, улыбнулась)
Иное средство
Какое изобразительное средство используется в четверостишии:
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!?
(Обращение «буйные ветры», повтор «Скорее, скорей…)
Подводятся итоги игры. Победителем является игрок, первым прошедший свою дорожку. Оценки выставляются и финалистам, и зрителям, заработавшим ордена.

Тексты стихотворений Ф.Тютчева взяты из сборника
Тютчев Ф.И. Стихотворения, -Хабаровск, Кн. Изд., 1982.-256с.
Приложение
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.

Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
***
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сияньи потонула
Вся смятенная земля.

Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
***
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

Участник №134 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Конспект урока по русскому языку для 6 класса с презентацией. Написание гласной в суффиксах существительных –ЕК –ИК-
Опубликовано: 3022 дня назад (14 августа 2016)
Просмотров: 2805
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 16 августа 2016 в 04:57 0
Разработка, действительно универсальная, но можно было предложить заданий побольше, благо материал к этому располагает. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на формулировку цели, которую лучше начинать с имени существительного (активизация, пробуждение, развитие). Советую также четко структурировать задачи урока и включать в такого типа мероприятия динамические паузы. Успехов в работе!
Татьяна Ивановна Перепелкина # 19 августа 2016 в 19:16 0
Спасибо за советы и за отклик.