Конспект занятия для дошкольников "Волшебница вода"
Цель:
1. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы.
2. Закрепить и расширить знания учащихся о свойствах воды.
3. Сформировать у детей представление о круговороте воды и превращениях воды (переходе из одного состояния в другое как важнейших явлениях природы).
4. Формировать знания об экологической целостности природы.
Ход:
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
Чтобы узнать тему занятия предлагаю отгадать кроссворд. (Слайд Кроссворда)
Послушайте сказку «Как люди речку обидели»
В одном далеком краю жила река. Начиналась она с большого прозрачного родника, который прятался среди высоких елей и белоствольных берез. Наша река очень любила путешествовать, много повидала она на своем пути, многих птиц и зверей напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей не знакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом городе не хватало воды, ее приходилось привозить издалека, поэтому каждая капля ценилась на вес золота. Конечно же, горожане обрадовались Реке и попросили ее остаться. Река всегда всем помогала и поэтому согласилась. По глади ее воды поплыли пароходы и лодки, в жаркую погоду купались люди. А главное – Река напоила весь город. Никто теперь не боялся остаться без воды.
Случилось так, что люди быстро привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а просто делали все что им вздумается. Рядом с ней построили большой завод. Из больших труб потекли грязные стоки. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки.В ней мыли машины. И никто из горожан не подумал, что Река – тоже живая. А она очень переживала: «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя в жаркие дни.
Шло время. Люди не прекращали загрезнять Реку, аона все ждала, когда же они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке прошел танкер. Он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Заболела Река: «Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она всех жителей своих, собрались и рыбы, и утки, и звери – и очистили Реку, вылечили ее. Побежала она в край своего детства. Туда, где стояли ели и березы, где человек – редкий гость.
А жители города обнаружили, что остались без Реки…
Обсуждение сказки.
Как люди относились к Реке? Правильно они себя вели?
22 марта объявлен Международным днем воды. Этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем?
(показ глобуса)
А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь пол стакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите сколько пресной воды.
Вы видите, что вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. Ни в одной другой стране мира нет такого количества рек, как у нас. Красоту воды мы видим и в глубине озер и морей. Озёра называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал. Самое глубокое озеро в мире. Байкал-это хранилище пресной воды. Посмотрите какая чистая вода в этом озере. Даже видно рыбу, как она плавает. (Демонстрация слайдов)
На земле большую часть занимают водные пространства - океаны. (Демонстрация слайдов)
Тучи, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. (Демонстрация слайдов)
Вода бывает очень разной, Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодной льдинкой или горячим паром. (Демонстрация слайдов)
Вода - удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.
Игра
«Вода – не вода»
Если названо что содержит воду – встать. Если предметы или явления что связано с водой – поднять руки. Если не относится к воде – хлопнуть в ладоши.
( океан, водоросли, лужа, велосипед, рыбы, море, лягушка, камень, карандаш, ручей, водопад, щука, кораблик, ветер, дельфин, огонь, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, книга, чай, ручка, снег)
Вода может переходить из одного состояния в другое, но почему количество воды на земле не иссякает?
Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. «Испарение» - это переход воды из жидкого состояния в газообразное. Воду испаряют все растения, водяные пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вместе с теплыми потоками воздуха пар устремляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим и ливневым дождем.
В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая — 40—50 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.
Зимой в северных и умеренных областях Земли ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец, вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.
Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.
Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
Чудо - ВОДА!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы
Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство»
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе