Сценарий экологического праздника «В гости к царю Берендею»
Автор: Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А.М. Городнянского г. Смоленска
Описание: предлагаю вашему вниманию сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По возможности проводится на пришкольном участке, на открытом воздухе.
Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи:
- в игровой форме знакомить детей с растениями родного края;
- формировать бережное отношение к природе;
- развивать смекалку, память, внимание, наблюдательность.
Действующие лица:
Два посланца Берендея
Баба-Яга
Доктор Айболит
Цветик-Семицветик
Царь Берендей
Объявление.
«Всем моим слугам верным, всем, кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили птицы и звери, да букашки малые, чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон и моё приглашение на праздник веселья к царю лесному.
Берендей».
Посланцы лесного царя:
Добры молодцы и красны девицы! Не по прихоти своей мы собрали вас, а затем, чтобы слово молвить, да зачитать вам указ о празднике лесном. Прослышал про вас царь лесной – Берендей и прислал нас за вами. Ждет он вас на праздник, но попасть на него непросто – нужны знания. К Берендею ведут нелегкие пути-дорожки. На дорожках тех козни, каверзы да трудности разные! Дорожку первую к Бабе-Яге мы вам укажем, а дальше уж сами добирайтесь!
Баба-Яга:
Слышу, слышу, русским духом пахнет. Вижу, вижу, сколько вас ко мне набежало! Непросто к царю Берендею попасть. Вот отгадайте вы мои лесные загадки, тогда укажу путь-дорожку к нему.
Весной одевается,
А осенью раздевается.
(Дерево).
Сам мал, незаметно хожу
А ношу больше себя ношу.
(Муравей).
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек.
(Береза).
Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят,
Ваню – земляникой, Толю – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.
(Лес).
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка).
Белые овечки сидят на свечке. (Верба)
На больших столбах подряд
Лампы белые висят,
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной.
(Ландыш).
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа).
Баба-Яга:
Ишь, какие вы знающие на все вопросы ответили, все загадки отгадали. А я вам еще задание дам. Веник я связала, чтобы старые косточки попарить, а из веточек каких деревьев, забыла. Вот вы и разберите мне его по веточке, назовите деревья, помогите бабушке!
(в венике веточки березы, рябины, осины и др.)
Баба-Яга:
Вот молодцы ребята, спасибо! Порадовали старушку – Бабушку-Ягушку! А теперь я покажу вам путь дорожку до лечебницы доктора Айболита. Вон на дереве надпись висит, видите? Туда и идите!
На дереве надпись:
Всех я травами лечу,
Исцелить я всех хочу.
Приходите ко мне лечиться
И корова и волчица.
Выходит Доктор Айболит.
Доктор Айболит:
Здравствуйте, ребята! Вовремя вы ко мне пришли.Я как раз травы собирал.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
Доктор Айболит:
А теперь отгадайте и мои загадки.
Что это за растения, и от каких болезней они помогают?
Загадки Доктора Айболита.
Ты растения не тронь,
Жжется больно как огонь.
(Крапива. Отваром моют голову. Останавливает кровь).
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы. От желудочных болезней).
Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш. Делают капли от сердечной боли, успокаивающие).
Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашка. Полоскают горло при ангине, ополаскивают голову).
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
(Репей. Репейным маслом смазывают голову).
Какое лекарственное растение любят кошки? (Валериану).
Соком какого растения сводят бородавки? (Чистотела).
Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды.
(Малина, клюква, липовый цвет, мать-и-мачеха, мята.)
Горел в траве росистой, потом померк, потух, и превратился в пух.
(Одуванчик. Готовят салат, возбуждает аппетит).
Дикой розой называют, как лекарство применяют.
(Шиповник. Сироп из шиповника богат витамином С).
Доктор Айболит:
Молодцы, ребята! Вижу, что можете вы свое здоровье поправить и без таб-леток, а помощью трав. Только условие одно! Не вырывайте растение с корнем, а собирайте их бережно, осторожно!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
А теперь попробуйте мое снадобье и узнайте, из чего оно приготовлено. Если угадаете, из чего оно, сил прибавится, а не угадаете – долго блуждать будете по лесу, (предлагает морс из клюквы, компот из смородины, яблочный сок и т.п.)
Доктор Айболит: А теперь ваш путь лежит на цветочную поляну к Цветику-Семицветику!
Выходит Цветик-Семицветик с загадками на лепестках вокруг шеи.
Цветик-Семицветик:
Здравствуйте, ребята! Долог был ваш путь, утомились вы, устали, но уж отгадайте и мои загадки, Цветика-Семицветика:
Мой брат зовет всех на уроки,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.
(Колокольчик).
Называют "ноготки"
Цвета желтого цветки,
Как еще нас называют,
Для чего нас применяют?
(Календула)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Одуванчик).
Я расту в садах, лесах,
У болот и на прудах,
Я цвету почти все лето,
А зовусь я как конфета.
(Ирис).
Колосится в поле рожь...
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож.
(Василек).
Что привез своей младшей дочери купец в сказке Аксакова?
(Аленький цветочек).
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка,
И зернышки в коробочке
У этого цветка. (Мак).
Выходит лесной царь Берендей.
Берендей:
Ну вот, ребята, и добрались вы до меня, молодцы! Порадовали вы лесного царя своими знаниями. Вижу, что любите вы родную природу. А теперь можно и хоровод поводить, песенку спеть.
(поют песню “Хоровод в лесу”, слова Н.Найденова, музыка М.Иорданского)
Мы пойдем, пойдем, пойдем
Землянику мы найдем.
Земляника-ягода,
Руку нам давай!
Земляника-ягода,
В хоровод вставай!
Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Ежевику мы найдем.
Ежевика-ягода,
Руку нам давай.
Ежевика-ягода,
В хоровод вставай!
Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Подосиновик найдем.
Красный подосиновик,
Руку нам давай,
Красный подосиновик,
В хоровод вставай!
В завершение праздника можно поиграть в игру «Звери, птицы, цветы и де-ревья». Все встают в круг, ведущий в центре. Он кидает мяч игроку, говоря, на-пример, “Птица!” нужно быстро сказать название какой-либо птицы и вернуть мяч ведущему. Игрок, не поймавший мяч или на назвавший птицу, выходит из круга или отдает фант.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы
Экологическая игра для 4 класса
Экологическая акция для младших школьников
Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения