Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: "Неизвестный предмет? Задавай вопросы, получишь ответ!"
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна - воспитатель
Описание: Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных организаций и родителей.
Назначение работы: Материал направлен на актуализацию речевой деятельности детей.
Цель: формирование у детей желания и потребности в получении нового знания.
Задачи: 1. создавать педагогические условия для развития у детей познавательного интереса;
2. активизировать речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста;
3. формировать умения задавать вопросы;
4. развивать навыки использования приобретенных знаний в повседневной жизни ребенка.
Предисловие: Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.
Грамотно построенная беседа может активизировать развитие ребенка, его психических процессов и функций мозга (мышление, память, воображение, речь, мышление).
Стихотворение: Беседа – это диалог.
Автор: Дворецкая Татьяна
Беседа – это диалог.
Знает каждый педагог.
Беседа с ребенком
Тонкая нить.
Что-то понять,
И чего-то достичь!
Выявить знания
На первом этапе,
Поможет беседа
О маме и папе.
О доме родном,
И о близкой подружке.
Рассказ о любимой
С детства игрушке.
Задача педагога,
Вопросы задавать.
Чтоб маленький ребенок
Смог больше рассказать.
И в дружеской беседе
По-новому раскрылся.
Легко, непринужденно
Общаться научился!
Вывод: Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.
Пример беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Ребята, сейчас я Вам покажу один предмет. Чтобы узнать, что это такое, Вам нужно задать мне как можно больше вопросов.
Воспитатель демонстрирует флягу (емкость для хранения воды) и выставляет ее на стол (в дальнейшей работе детям может быть представлен любой другой мало знакомый предмет)
Рекомендации: Дети в группе по-разному проявляют речевую активность, более эффективной будет работа с подгруппой. Педагог ведёт запись всех вопросов детей. Разрешается любое количество вопросов. Так же приветствуется, если дети сами пытаются ответить на вопрос сверстника. (В нашем случае во время беседы активно проявил себя мальчик Макар)
Вопрос 1.
Маша: Как это штука называется?
Вопрос 2.
Рома: Для чего нужна эта штука?
Вопрос 3.
Макар: Для чего нужна сверху крышка?
Вопрос 4.
Вика: В ней носят воду?
Вопрос 5.
Рита: Почему она такая маленькая?
Вопрос 6.
Дима: Зачем сбоку полосатые полоски?
Ответ Макара: Это для красоты.
Вопрос 7.
Саша: Что это такое черное?
Вопрос 8.
Зачем нужна эта крепежка?
Ответ Макара: Что бы крышку держать.
Вопрос 9.
Маша: Почему эта штука такая крепкая и прочная?
Вопрос 10.
Рома: Почему у неё гладкий низ?
Вопрос 11.
Макар: Почему она стучит?
Подведение итогов беседы
Воспитатель: Ребята, сколько интересных вопросов Вы сегодня мне задали, чтобы узнать как можно больше об этом предмете. Вы совершенно верно подметили, что предмет этот прочный и крепкий. Вика абсолютна права, когда предположила, что в этот предмет наливают воду. Пришло время ответить на все ваши вопросы.
Ответ 1. Этот предмет называется – фляга.
Ответ 2. Фляга нужна, чтобы переносить воду.
Ответ 3. Крышка нужна, чтобы открыть флягу, налить в неё воду, и снова плотно закрыть флягу. Вода не прольется.
Ответ 4. Во фляге можно переносить воду на любые расстояния.
Ответ 5. Фляга имеет такой маленький размер неспроста. Если бы фляга была большого размера, она была бы тяжелой, нести ее было бы неудобно и утомительно. Именно поэтому фляга имеет небольшой размер, в нее можно налить, немного воды, только для того чтобы утомить жажду.
Ответ 6. Полоски с боку у фляги сделаны для красоты, как сказал Макар. Но не только. Эти полоски помогают фляге не выскользнуть и рук.
Ответ 7. Фляга изготовлена из железа. Черная кожа по середине фляги – помогает рукам не скользить.
Ответ 8. Крепеж действительно держит крышку. Макар совершенно прав. Для того чтобы крышка в момент открывания не потерялась.
Ответ 9. Фляга железная, прочная и крепкая. Такую флягу можно уронить, и она не разобьется, не разольется.
Ответ 10. Гладкий низ у фляги гладкий, нужен для того чтобы флягу можно было ставить на стол.
Ответ 11. Если постучать по пустой фляге, мы услышим звук.
Воспитатель: Сейчас предлагаю Вам постучать по пустой фляге.
А теперь, давайте нальем во флягу воду. Теперь фляга полная. Попробуйте постучать. Звук совсем другой – приглушенный.
Вот ребята, сколько нового и интересного Вы сегодня узнали о фляге.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экологии. Старшая группа
Конспект беседы о рыбах для детей старшей группы
Беседа с детьми подготовительной группы на тему "Цветение луга"
Беседа с детьми старшей группы на тему: Посуда
Похожие статьи:
Беседа об овощах для детей в старшей группе
Беседа на тему «Фрукты» в старшей – подготовительной группе
Конспект беседы в старшей группе «Добро не умрет, а зло пропадет»
Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы
Беседа для детей «Ложь человека не красит». Старшая группа