Беседа с детьми 4-5 лет: "Проблема и ее решение"
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна - воспитатель
Описание: Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных организаций и родителей.
Назначение работы: Материал направлен на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков, на развитие навыков анализа своего поведения.
Цель: формирование у детей навыков выявлять проблему и умения решать ее.
Задачи:
1. создавать педагогические условия для развития у детей анализа своего поведения;
2. активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста;
3. формировать умения отвечать на вопросы;
4. развивать навыки использования приобретенных знаний в повседневной жизни ребенка.
Предисловие: Особое место в системе различных методов проблемного обучения детей старшего дошкольного возраста занимает эвристическая беседа. Её создатель Сократ.
Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, когда педагог вместо сообщения воспитанникам готовых знаний заставляет их самостоятельно придти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путём правильно поставленных вопросов со стороны педагога и активизация воспитанниками своего личного жизненного опыта, имеющихся знаний и наблюдений.
Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию. Педагогу необходимо использовать серию взаимосвязанных вопросов.
Пример: Проблема агрессивного поведения ребенка в группе.
Ход индивидуальной беседы
Воспитатель: Егор, как ты думаешь, можно бить детей?
Егор: Можно
Воспитатель: Егор подумай и скажи, а тебе бы хотелось, чтоб тебя били?
Егор: Нет
Воспитатель: А почему ты не хочешь, чтоб тебя били?
Егор: Мне будет больно.
Воспитатель: Вспомни, пожалуйста, что сегодня произошло во время игры?
Егор: Я не помню.
Воспитатель: Сегодня ты ударил Мишу по спине. Ты это помнишь?
Егор: Помню.
Воспитатель: Мише, наверное, было больно?
Егор: Ну и что, так ему и надо.
Воспитатель: Ты помнишь, за что ты ударил мальчика?
Егор: Я хотел играть в машинку, а он мне не давал.
Воспитатель: Скажи, а как ты просил у Миши машину?
Егор: Я сказал ему, дай мне.
Воспитатель: А ты вспомни, кто первым взял машину?
Егор: Миша.
Воспитатель: Как ты думаешь, почему он не захотел давать тебе игрушку?
Егор: Он жадный и плохой мальчик.
Воспитатель: А ты хороший и добрый мальчик?
Егор: Да я хороший мальчик.
Воспитатель: А хороший и добрый мальчик может бить других детей?
Егор: Нет.
Воспитатель: Ну, вот видишь, ты сам сказал, что бить детей нельзя.
Подумай, как можно исправить возникшую ситуацию?
Егор: Больше не бить Мишу и других детей.
Воспитатель: Егор ты, наверное, знаешь какие слова нужно говорить человеку, если хочешь у него что-то взять?
Егор: Дай мне, пожалуйста!
Воспитатель: Вспомни, когда ты просил машинку у Миши, ты сказал ему вежливые слова?
Егор: Нет, я их не говорил.
Воспитатель: Почему же ты не сказал вежливые слова?
Егор: Я забыл.
Воспитатель: Теперь подумай, ты понял, почему Миша не захотел с тобой делиться машинкой?
Егор: Наверное, он сам хотел в нее играть.
Воспитатель: Как ты думаешь, Егор, если бы ты попросил Мишу по-хорошему, он бы поделился с тобой машиной?
Егор: Да
Воспитатель: Ты знаешь, как нужно сейчас поступить?
Егор: Нужно извиниться перед Мишей?
Воспитатель: А какие слова ты скажешь Мише?
Егор: Прости меня, пожалуйста! Я больше драться не буду.
Итог беседы: Егор подходит к Мише и просит у него прощения. Миша его прощает, и они вместе играют в машину, по очереди катая ее по дороге.
Воспитательная цель беседы: Егор сам нашел выход из проблемной ситуации, путем наводящих вопросов со стороны воспитателя, он сам находит правильный ответ и исправляет свои ошибки.
Стихотворение: Скрытые силы.
Автор: Дворецкая Т.Н.
Вам расскажу я историю одну
Как сложно бывает свою признать вину.
Чтоб правду сказать тебе вдруг захотелось,
Храбрость нужна в этом деле и смелость.
Не надо скандалить, не надо ругаться.
Ведь так без друзей можно остаться.
Ни в чём, никогда, никого не вини.
Слово простое есть, извини.
Скрытые силы нужно найти,
Чтобы сказать кому-то прости.
Скажешь его, на душе полегчает.
Былая обида, как льдинка, растает.
Рядом с тобой кто-то вдруг улыбнется
И в ту же минуту, покой к тебе вернется!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»
Конспект занятия в средней группе на тему «Загадки»