Как правильно организовать работу над исследованием в начальной школе
Автор: Манушина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МОУ Инзенская НОШ, г.Инза, Ульяновская область.
В статье даются рекомендации для учителей начальных классов по организации исследовательской работы в начальной школе, уточняется главное отличие проекта от исследования.
Современное общество предъявляет новые требования к выпускнику начальной школы. Одна из главных задач современной школы – создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. Уже в начальных школе акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и творческих идей. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Ведь именно в начальных классах должен закладываться фундамент активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов оценки результатов своей деятельности.
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При этом каждый учитель должен быть настолько компетентным в вопросах исследовательской деятельности, чтобы правильно и умело вести детей в этом направлении.
С чего начинается эта работа?
Во-первых, одной из главных задач работы школы на учебный год должно быть обозначено такое направление работы, как исследовательская деятельность учащихся.
Для реализации данной задачи вся методическая работа включает в себя данное направление деятельности. Так, оно включается в тематику педагогических советов, совещаний при директоре, методического объединения учителей начальных классов, внутришкольный контроль, темы самообразования учителей.
Во-вторых, важно понять самим педагогам принципиальное отличие проекта от исследования.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта.
Результата проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Исследовательский метод – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, предполагает проведение эксперимента, опыта, результат которого заранее неизвестен.
Кроме того, одним из важных этапов работы над исследованием является выдвижение гипотезы. И при этом в конце исследования гипотеза может подтвердиться, а может и не подтвердиться! Вот оно – главное отличие от проекта! Ведь, работая над проектом, мы заранее знаем, что получим в результате. Отрицательный результат исследования – это тоже результат. Деликатная помощь учителя здесь просто необходима для того, чтобы убедить ребёнка не разочароваться и продолжать исследование.
Итогом исследовательской работы, и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя является представление работы. Главное для учителя на данном этапе – создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Если говорить о том, как выбрать тему исследования, необходимо понимать, что тема может быть любая, но, самое главное, чтобы она была интересна самому ребёнку! Вот здесь и заключается мудрость педагога, внимательное отношение к интересам каждого ребёнка в классе, к вопросам, которые он задаёт, ведь доверительное отношение к своему классному руководителю – это особенность возраста ученика начальных классов. Они готовы рассказывать своему учителю всё, что интересует его во внеучебной жизни, высказывать своё мнение и отношение к различным областям человеческой жизни. Если учитель заинтересован жизнью каждого учащегося своего класса, он обязательно из их уст услышит что-то интересное, ещё им неизведанное, что умело можно превратить в тему очередного исследования. Нужно услышать в этом проблему, которую можно развить и превратить в гипотезу исследования, отсюда и появляется интересное для ребёнка исследование.
Прекрасной возможностью для представления своих исследовательских работ учащимися начальных классов являются конкурсы исследований младших школьников. Но всё должно быть продумано организаторами настолько интересно для ребёнка, чтобы для него было большим удовольствием принять в нём участие. Ведь дети (при правильном подходе к этому учителя-руководителя исследования) гордятся тем, что они могут научить других (своих ровесников, взрослых, сопровождающих их, членов жюри) тому, чего сами узнали во время работы над исследованием. Очень правильный элемент таких конкурсов – это вручение сертификатов каждому участнику, независимо от результата выступления.
Ну и самое главное, чтобы такая работа в начальных классах была не эпизодическая, а систематическая, осознанная учителями, а, соответственно, и учащимися.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность во 2 классе
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Похожие статьи:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира
Формы исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков