Игровые упражнения в развитии речи детей 5-6 лет
Автор:Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед,МАДОУ д/с "Буратино",районный центр Кыра
Процесс активизации словаря детей дошкольного возраста,явление сложное и многостороннее. Развитие словаря понимается как длительный процесс накопления слов.Очень важно развивать восприятие у детей, обучать их умению видеть и называть предмет, его свойства и качества.Целесообразно рассматривать с детьми иллюстрации, картины, обращать внимание на детали и объекты, которые можно использовать в процессе работы,задавать вопросы о тех или иных качествах предмета. На основе рассматривания,исследования,сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется, развивается словарный запас.
Предлагаю рассмотреть игру
"Подбери по смыслу",которая будет полезна педагогам,родителям в работе с детьми.
Цель игры:расширение объёма словаря
Задачи:
- учить работать по зрительным образцам;
- учить устанавливать логические связи;
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, интеллектуальные способности;
Оборудование:предметные картинки
Описание игры:
Предложите ребёнку рассмотреть картинки,назвать и объединить их в пары,объясняя свой выбор. Лучше начинать эту игру с логически связанных пар. Через небольшой промежуток времени, после того как ребёнок назовёт все пары, следует назвать одно слово из пары, а ребёнок должен добавить второе.
Первый вариант игры
Рассмотрим картинки
-Шапка,ваза,кошелёк,роза,деньги,шарф
Логически связанные слова:
-Шапка-шарф
-Ваза-роза
-Кошелёк-деньги
Можно предложить составить предложения для запоминания слов,например:
-Мама купила тёплую шапку и красный шарф.
-Я увидела в хрустальной вазе,красивую розу.
-В кошельке хранятся деньги.
Второй вариант игры
Рассмотрим картинки
-Тетрадь,корзина,машина,ягоды,колесо,шариковая ручка
Логически связанные слова:
-Тетрадь-шариковая ручка
-Корзина-ягоды
-Машина-колесо
Третий вариант игры
Рассмотрим картинки
-Картина,собака,барабан,будка,барабанные палочки,кисточка
Логически связанные слова:
-Картина-кисточка
-Собака-будка
-Барабан-барабанные палочки
Четвёртый вариант игры
Рассмотрим картинки
- Белка, дерево, кошка, яблоки, котёнок, шишки
Логически связанные слова:
- Белка-шишки
- Дерево-яблоки
- Кошка-котёнок
Пятый вариант игры
Рассмотрим картинки
-Осень,зима,пальто,снеговик,пуговица,листья
Логически связанные слова:
-Осень-листья
-Зима-снеговик
-Пальто-пуговица
Таким образом, систематическое использование перечисленных упражнений способствует повышению речевой активности, концентрации внимания, развитию памяти, логического мышления, создаёт благоприятный эмоциональный фон.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников
Логопедические игры для детского сада
Логопедическая игра для дошкольников «Жужжалочка»
Логопедическая дидактическая игра. Старшая группа
Похожие статьи:
Логопедическая игра для дошкольников
Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»
Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»
Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет
Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»