Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Почемучки. Почему у зайца уши большие …. и на что они похожи?»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель:
- закрепление и расширение знаний детей о диких и домашних животных на примере зайцев.
Задачи:
Образовательные:
- повышать речевую активность детей; обогащать словарный запас;
- уточнить представление детей об обитателях леса;
Развивающие:
- развивать внимание, память детей, логическое мышление, наблюдательность;
- развивать фантазию и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;
Методы и приемы:
1. Практические (составление картины из пазл, физкультминутка);
2. Наглядные ( демонстрация картин, иллюстраций, презентации);
3. Словесные (рассказы, беседы, загадки).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В.Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е.Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк». Чтение рассказа Л.Толстого «Зайцы».
Материалы и оборудование:
компьютер, проектор, экран, картины с изображением зайца и домашних кроликов, «волшебный» чемоданчик; цветные картинки с изображением диких животных, презентация «Почему у зайца уши длинные?».
Словарная работа: травоядное животное (растительноядное), разнообразная окраска, приспособлены, лопоухий, зрячими, рупор, вертикально.
Ход занятия
1. Открытый вход в деятельность. Игровая мотивация.
Психологический настрой «Цепочка дружбы»
Дети стоят по кругу.
Воспитатель: (обращается к детям) «Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!»
2. Вводно-организационный. Вводная беседа.
Воспитатель:
Дети, сегодня у нас в гостях наш любимый Почемучка. Вы знаете, что он любит задавать вопросы. А за правильные ответы что-то дарит. Мы все любим подарки, поэтому постараемся ответить на все его вопросы.
(Входит Почемучка. У него в руках чемоданчик.)
3. Мотивация на деятельность. Создание проблемной ситуации, Почемучка: Здравствуйте , ребята! Сегодня я принес вам подарок. Это картина из пазл. Но подарю его за правильные ответы на мои вопросы. За каждый ваш правильный ответ – одна частичка картины(1 пазл.) Все готовы? Начинаем!
4. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний. Активизация самостоятельно мышления.
Вопрос: О ком пойдет речь, догадайтесь:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
Вопрос: Составьте рассказ о зайце, заканчивая предложения.
- Заяц живет в лесу в …(ямке).
- Летом заяц ….(серый), а зимой ….(белый).
- У зайца длинные ….(уши).
- Круглая …(голова).
- Передние лапки короче ….(задних)
- Задние лапы приспособлены для ….(прыгания)
- Хвостик ….(маленький).
- В гору заяц …..(бегом), а с горы ….(кувырком).
- У зайца теплая, легкая …..(шубка).
- Заяц боится …(лисы, волка, собаки, людей).
- Заяц любит есть ….(капусту, морковь, репу, траву, кору деревьев).
- Заяц быстро ….(бегает), ловко …..(скачет), но не умеет …..(плавать и лазать по деревьям).
- У зайчихи летом рождаются ….(зайчата).
Вопрос: Зайцы – травоядные животные. Что это значит?
Дети:
Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие.
Вопрос: Что вы можете сказать о заячьих зубах?
Дети:
Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения.
Вопрос: Как в сказках обычно называют зайца?
Дети: Зайка-трусишка.
Воспитатель:
Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».
5. Динамическая пауза. Игровые приемы.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!
(Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.)
Физминутка:
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать
(ходьба на месте)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах
(приседание)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
(прыжки на месте)
Замер зайчик средь травы,
А теперь замрем и мы!
(дети садятся на свои места)
Вопрос:
В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох, и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали его…
Дети: Кролик.
Вопрос: Расскажите про кролика (показ картинки)
Дети: Кролики это совсем другое животное – домашнее. Имеют сходство с зайцем. Тело покрыто шерстью. Имеют длинные уши, короткие хвосты, передвигаются прыжками. У них очень острые и длинные передние зубы.
Воспитатель: Я помогу. И кролики, и зайцы являются растительноядные. Кроме различных растений, любят обгрызать кору с деревьев.
Домашние кролики уже давно живут возле человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти зимой, как заяц.
Вопрос : Расскажите, какие различия есть у зайцев и кроликов.
Дети:
Заяц летом серый, а зимой белый. Он не копает нор и долго не может жить на одном месте. Зайцы крупнее, и у них длиннее лапы и уши. Зайчата рождаются зрячими, покрытыми шерстью.
Кролики имеют разнообразную окраску. Кролик норы копает, постоянно их достраивает. Уши и передние лапы короче, чем у зайца. Крольчата рождаются голыми и слепыми, мать ухаживает за ними.
Почемучка: У меня в чемоданчике еще что-то есть. Это рупор. А зачем он? С начала ответьте на вопрос.
Вопрос: Почему у зайца уши большие?
Дети: У зайца наилучший слух. Заяц прижимается к земле, поднимает уши вертикально и, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг.
Воспитатель: Но если идет дождь, приходиться складывать уши, сгибать, чтобы в них не попадала вода и чтобы не заболеть. Так что в дождь ему приходится высовывать голову для выяснения обстановки, что крайне опасно для жизни зайца. Уши у зайца обладают еще одной замечательной особенностью - это своеобразный холодильник. В сильную жару они спасают зайца от перегрева - через тонкие большие уши заяц теряет треть своего тепла, и ему не надо высовывать язык, как это делает собака
ушей есть и другое предназначение., что помогает зайцу избавляться от лишнего тепла в организме и не допускать перегревания во время длительной погони. А зимой в холода он прижимает уши к спине, чтобы наоборот, не допустить потери тепла.
Вопрос: Что общего между зайцем и рупором?
Дети: Уши зайца похожи на рупор. Чем больше уши, тем лучше слышно.
Воспитатель: Длинные, чтобы не мешали на бегу. Заяц забрасывает их назад. Давайте посмотрим презентацию «Почему у зайца уши длинные?».
Показ презентации «Почему у зайца уши длинные?»
Почемучка: Ребята, мне понравились ваши интересные рассказы. Мы узнали много нового и интересного. Говорю вам спасибо, до свидания.
До новых встреч!
6. Открытый выход из деятельности. Обсуждение результатов
Воспитатель:
- Дети, а что вам понравилось на занятии?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Ребята, если вам понравилось наше занятие, то возьмите красный шарик, если не понравилось, то возьмите синий шарик.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Наши помощники
Конспект ООД по конструктивно-модельной деятельности для детей старшей группы
Конспект занятия в старшей группе на тему "Улица родного города"
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей старшей группы
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей группе детского сада. Царство трех минералов
Занятие «Снежная Королева» в старшей группе