Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подготовка к итоговой аттестации учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

В помощь учителям технологии " Подготовка к итоговой аттестации учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида".
Автор: Цыганкова Элла Владимировна, учитель технологии, муниципального общеобразовательного учреждения "Средней образовательной школы №3 г. Буденновска и Буденновского района".
Описание материала: этот доклад в помощь учителям работающим с детьми 8 вида. В нем описывается пошаговая - пооперационная подготовка учащихся к сдаче экзаменов по "Швейному делу". Сдача экзаменов включающих в себя теоретические и практические задания.
Решая важнейшие задачи социальной реабилитации умственно отсталых учащихся, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в школах.
Эффективность трудовой подготовки учащихся этих школ к работе в народном хозяйстве страны во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Наиболее существенную и сложную часть такой организации составляет методика обучения, включающая вопросы использования в практике обучения основных дидактических и построения на их основе системы занятий, вопросы проведения отдельных занятий, производственной практики, осуществления дифференцированного подхода к учащимся и т. д.
Вследствие специфичности задач методика трудового обучения и воспитания в специальных коррекционных классах во многом отличается от методики, сложившейся в массовой образовательной школе.
Хорошо известно, что трудовое обучение и воспитание ребёнка, тем более имеющего существенные нарушения умственной деятельности, представляет собой сложный процесс, управление которым происходит тем успешнее, чем глубже педагогические знания учителя.
Общая задача школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения.
Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Однако опыт работы многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития учащихся, но и в деле формирования у них готовности производительному труду на современных промышленных предприятиях.
На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских и во время производственной практики.
В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков,
присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на уроках труда объясняется прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.
Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.
Таким образом, трудовое обучение школьников - это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Это накладывает особую ответственность на руководителей школ и учителей технологии в организации и осуществлении трудовой подготовки учащихся.
Анализ данных по трудоустройству выпускников показывает, что они работают, выполняя различные профессиональные обязанности на промышленных предприятиях, в сфере бытового обслуживания и в сельскохозяйственном производстве. Однако эти же данные говорят о том, что выпускникам доступны лишь специальности, не предъявляющие к работникам высоких интеллектуальных требований. Как правило, они не могут овладеть такими сложными рабочими профессиями, как например, наладчик автоматических линий станков, оператор пульта управления, испытатель двигателей и т.п.
Профессионально-трудовое обучение строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства.
Программа «Швейного дела» предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. И что бы окончательно закрепить тему ученицы изготавливают прихватки. При пошиве прихваток у них закрепляются навыки: ставить в начале и конце строчки закрепку и обрабатывать срезы прихватки руликом.
После этого они приступают к изготовлению машинных швов, все машинные швы оформляют в альбом. И только после машинных швов, мы приступаем к обработке фартука с нагрудником: снимаем измерения с фигуры человека, узнаём что такое моделирование, конструирование, строим чертежи в М1:4 и в М1:1, учимся раскраивать детали изделия на ткани, обрабатываем фартук. Чтобы отвлечь детей от сложной и трудоёмкой работы, и сильно не перегружать, я разрешила на карманах вышить какой нибудь рисунок - это не на долго отвлекло их от швейного дела, В конце 5 класса, мы решили изготовить самую простую модель ночной сорочки, т.к. времени оставалось мало, а более сложное изделие требует намного больше сил и времени.
В 6-8классахпродолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена швейной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7,8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива лёгкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
В 6 классе учащиеся изготавливают комплект постельного белья, т.е. простынь, наволочку и пододеяльник. Не у всех родителей есть возможность купить ткань на пошив комплекта постельного белья, поэтому я не стала настаивать и продолжила обучение изготовлением юбки «шестиклинки».
Программа 9класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но по пошиву другой продукции, что даёт возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу 9 класса.
В программе не указано количество часов, отведённых на той или иной темы. Учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся, сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.
Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения. Около школы, три года назад работало ателье «Снежинка», и мы ходили к ним на экскурсию. В цеху ателье нам разрешали смотреть производственные машины 1022 класса, машинку для вымётывания и прорезания петель, краеобмёточную машинку – оверлок, на детей это производило огромное впечатление.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику, у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Это моя выпускница Маша Хапсирокова, она окончила школу 3 года назад и на выпускной шила себе платье и болеро из гипюра.
В конце 9 класса сдаётся государственная итоговая аттестация. Перед сдачей аттестации учащиеся должны пройти производственную практику, которая начинается после окончания обучения. Приблизительно она начинается 25, 26 мая и длится 20 дней. Учитель должен иметь календарно – тематическое планирование на все прохождение практики – это 80часов по 4 часа в день. Так же у учителя должен быть журнал с оценками учащегося, полученными во время практики.
Государственная итоговая аттестация состоит из двух частей – это теоретическая часть и практическая.
В чём же заключается теоретическая часть?
До сдачи аттестации, приблизительно в январе, выдаются 15 билетов, в каждом билете по три вопроса, по которым учащиеся должны подготовиться.
Вопросы на различные темы – начиная от техники безопасности заканчивая изготовлением машинного шва, т. е. вопрос, может содержать как теоретическое задание, так и практическое.
Все билеты складываются в конверт и заклеиваются. Директор ставит печать и расписывается. В день сдачи аттестации при учащихся, конверт распечатывается, и все билеты раскладываются на столе. Учащемуся даётся 30 минут на подготовку, после он отвечает.
В чём же заключается практическая часть?
Учитель должен подготовить кабинет для выполнения практической части: швейную машину, швейные принадлежности, утюжильную доску и заранее раскроенные детали изделия, которое он должен обработать. Практическая часть длится 4 часа.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Похожие статьи:

Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией

Классный час по профилактике правонарушений

Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе

Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса

Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

КВН по технологии для девочек с презентацией, 5 класс
Опубликовано: 2978 дней назад (1 февраля 2016)
Просмотров: 5340
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!