Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования. Изделия из кожи

Программа дополнительного образования для школьников
Пояснительная записка
Автор: Ибрагимова Эльвира Илачитдиновна, педагог дополнительного образования МАУ ДО Центр детского творчества"Надежда", г.Салехард.
Дополнительная общеразвивающая программа «Изделия из кожи» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- САНПИН 2.4.4.3172-14 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Министерством образования и науки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО ДПО «Открытое образование», Москва 2015 г.;
- Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844);
- Устав МАУ ДО ЦДТ «Надежда» от 16.04.2015.
Дополнительная образовательная программа «Изделия из кожи» художественной направленности предназначена обучающимся 7 - 12 лет. Программа рассчитана на 2 год обучения, объем программы 72 часа. Данная образовательная программа может быть предназначена и для индивидуального обучения одного – двух обучающихся.
Новизна – Программа синтезирует два направления: освоение языка художественной выразительности создание художественных композиций из кожи, а также изобразительное искусства.
Актуальность – Творческая деятельность обучающихся по работе с кожей создает своеобразно эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов, в которых осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях декоративно-прикладного творчества.
Результативность – При освоении данной программы у обучающихся формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность. Художественная деятельность детей находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Цель программы состоит в том, чтобы дать обучающимся возможность проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного творчества в процессе постижения мастерства художественной работы с кожей.
В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи:
Обучающие:
• познакомить с историей народных кожевенных промыслов;
• обучить основным приёмам и навыкам работы с кожей;
• обучить основным принципам построения декоративной композиции и основам цветоведения;
• научить самостоятельному совершенствованию и применению полученных знаний и умений в практической деятельности;
• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
Развивающие:
• развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в декоративно-прикладном творчестве;
• развитие творческого потенциала личности воспитанника;
• развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
• развитие умения контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
• развитие стремления к творческой самореализации средствами декоративно-прикладного творчества (работа с кожей);
• развитие художественного вкуса;
• развитие толерантного мышления;
Воспитывающие:
• формирование и развитие коммуникативных навыков
• формирование уважительного отношения к чужому труду;
• воспитание социально–психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;
• воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
В целом занятия творческого объединения должны способствовать разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Кожа – очень доступный и податливый материал, работу с которым может освоить каждый, ведь сегодня кожаные изделия, сотворенные своими руками, будут очень кстати в нашем обиходе.
Натуральная кожа – это прочный, долговечный и пластичный материал. Программа научит детей тому, как старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве. Дети смогут сделать много интересных полезных вещей, а их подарки, сделанные своими руками, будут нести радость и тепло близким и друзьям. Работа с кожей может стать самым любимым хобби!
Объединение могут посещать дети независимо от способностей, т.к. обучение происходит постепенно от простого к сложному, и даже дети младшего школьного возраста успешно осваивают данный материал. На этом этапе работы также используются наглядные пособия: эскизы, книги, иллюстрации, фотографии, видеопрезентации и т.д. Бывает такое, что ребенок, увидев красивую картинку, или работу приходит на занятие с желанием воплотить эту работу в жизнь. Здесь моя задача как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку разработать эскиз предполагаемой работы, подобрать материал, выбрать технику выполнения, оформить готовую работу. Получая положительный результат при выполнении той или иной работы, у ребенка появляется стремление выполнить работу более сложную, появляется некая заинтересованность в получении новых знаний, освоении более сложных умений и навыков. Соответственно качество образования возрастает. На занятиях дети учатся пользоваться свойствами кожи, меха, осваивают приемы и методы их обработки.
На занятиях уделяется внимание здоровье сберегающим приемам: проводится физкультминутка, гимнастика для рук,«пальминг» для глаз, работа проводится под музыку.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное ис¬кусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются сред-ства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Большое значение в работе объединения придается выполнению общественно-полезной работы: различных изделий для выставочного и методического фонда школы, сувениров и т.д. Выполнение этих изделий производится на специально отведенных занятиях, которые можно рассматривать как контрольные срезы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в объединении.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у обучающихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Формы и режим занятий
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа с перерывами в 10 минут Продолжительность учебного часа равна 40 мин.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются различные темы по изучению основ рисунка, цветоведения, композиции, технология изготовления изделий из кожи, знакомятся со специальной литературой, изучают историю кожевенного производства.
Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению изделий из кожи.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс, викторина, выставки и др. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их интереса, следует организовать экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрировать фотографии изделий дизайна и т. д.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Групповые занятия позволяют педагогу подавать самый разнообразный материал, и являются традиционными для ребенка воспринимать информацию в системе «учитель-ученик».
Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого и т.п.), а с другой стороны, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.
Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников.
Ожидаемые результаты
После первого года обучения дети:
знают основы техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
знают историю кожевенного производства;
знают основные приемы создания изделий из кожи, правила их декорирования.
Умеют:
• работать с инструментами, рационально организовывать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу, оформлять готовое изделие.
• выполнять эскизы, шаблоны, лекала;
• пользоваться графическими средствами;
• изготавливать полуобъемные изделия из кожи.
• различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
• различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
У обучающихся будут закреплены и развиты личностные качества:
• терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;
• умение работать в коллективе;
• отзывчивость и ответственность.
• знание техники безопасности, правила безопасной работы с огнем;
• знание технологии изготовления изделий из натуральной и искусственной кожи;
• умение самостоятельно составлять объемные композиции, панно,
• умение самостоятельно выбирать виды и способы оформления изделий;
• владение профессиональной терминологией, соблюдая логичность и систематичность.
Получат дальнейшее развитие следующие личностные качества:
• отзывчивость, умение помогать друг другу в процессе работы;
• личная потребность в проявлении художественного вкуса;
• интерес к творческому познанию и самовыражению.
Конечным результатом работы по программе “Изделия из кожи ” следует считать привитие обучающихся эстетического вкуса, приобретение практических навыков, выработку умений работать с различными материалами. Работа в кружке способствует расширению технического кругозора, развитию умственных способностей. В практической деятельности у детей воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, стремление как можно лучше и качественней выполнить свою работу.
Общие сведения об учебной группе и режиме организации занятий
Программа ориентирована на обучающихся 1-4 классов.
Программа рассчитана на 72 часов, продолжительностью 2 часа в неделю, занятия проводятся на базе школ.
Организация аттестации.
Аттестация может быть текущая, промежуточная и итоговая.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, по темное оценивание результатов их учебы.
Текущая аттестация обучающихся в течение учебного года осуществляется без фиксации их достижений в журнале объединения.
Форму текущей аттестации определяет педагог с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится 2 раза в учебном году: в 1 полугодии - в сентябре, во 2 полугодии – в апреле, мае.
По окончании полного курса обучения может проводиться итоговая аттестация.
График и программа итоговой и промежуточной аттестации утверждаются руководителем учреждения.
Формы проведения аттестации: контрольные и итоговые занятия, тестирование, защита творческих работ, конкурс, итоговая выставка,
В течение учебного года осуществляется комплексная диагностика знаний, умений и навыков, полученных обучающимися; контроль осуществляется на конец первого полугодия и конец учебного года.
Учебно-тематический план на 1 год обучения

п/п Раздел программы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Введение
Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения на год. Инструктаж по ТБ. 2 2 0
2. Чудо кожа – вторая жизнь. 22 5 17
3. Изделия из кожи для украшения интерьера. 46 3 43
4. Итоговое занятие 2 1 1
В нижней части таблицы часы суммируются
ИТОГО: 72 11 61
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.
2. Чудо кожа – вторая жизнь (22 часов)
Теория: Как подготовить старую кожу для поделок. Подбор инструментов и принадлежность.
Теория: Техника обработки кожи на свече, на электроплите или сковороде.
Теория: Перевод и изготовление трафаретов.
Теория: Обработки кожи в технике «жмурка».
Практика: Техника обработки кожи на свече, на электроплите или сковороде.
Практика: Выполнение простого цветка.
Практика: Обработки кожи в технике «жмурка».
Практика: Брошь – цветок.
Практика: Брелок для ключа.
3. Изделия из кожи для украшения интерьера (46 часов)
Теория: Выполнение панно «Волшебные хризантемы».
Теория: Выполнение поделки из кожи «Земляничка».
Теория: Выполнение панно «Вальс цветов».
Практика: Выполнение панно «Полевой букет».
Практика: Выполнение панно «Ночные кошки».
Практика: Выполнение панно «Волшебные хризантемы».
Практика: Выполнение поделки из кожи «Земляничка».
Практика: Выполнение панно «Морское дно».
Практика: Выполнение панно «Виноград».
Практика: Выполнение панно «Лунная ночь».
Практика: Выполнение панно «Парусник».
Практика: Оформление фоторамки.
Практика: Выполнение панно «Вальс цветов».
Практика: Выполнение аппликации «Цветик – семицветик».
4. Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов работы за год. Награждение активных обучающихся. Оформление творческих работ обучающихся.
Календарно-тематический план на 1 год обучения

п/п Название разделов, тем Всего часов Из них
тео
рия Из них
прак
тика Форма занятия Информационно- методическое обеспечение, оборудование Дата проведения Коррекция
даты

1. Введение 2 2 0
1.1. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности 2 2 0 Беседа, тестирование Инструкция по ТБ, тест
2. Чудо кожа – вторая жизнь. 18 5 13
2.1. Как подготовить старую кожу для поделок. Подбор инструментов и принадлежность 2 2 0 Беседа Инструменты: ножницы, пинцет, резак.
Материалы: кожа, клей, картон, свеча
Дополнительные материалы: булавка
Презентации: «Обработки кожи в технике «жмурка»;
«Брошь»; «Брелок для ключа»;
2.2 Техника обработки кожи на свече, на электроплите или сковороде. 2 1 1 Беседа,
Практическая работа
2.3 Перевод и изготовление трафаретов.
Выполнение простого цветка. 2 1 1 Беседа,
Практическая работа
2.4 Техника выполнение «Листья» 2 0 2 Практическая работа
2.5 Обработки кожи в технике «жмурка» 2 1 1 Беседа,
Практическая работа
2.6 Брошь - цветок 4 0 4 Практическая работа
2.7 Брелок для ключа 4 0 4 Практическая работа
2.8 Подсолнух - цветок солнца 4 0 4 Практическая работа
3. Изделия из кожи для украшения интерьера 46 3 43
3.1 Выполнение панно «Полевой букет» 4 0 4 Практическая работа Инструменты: ножницы, пинцет, резак.
Материалы: кожа, клей, картон, мешковина, свеча
Презентации:
«Ночные кошки»;
«Земляничка»;
«Виноград»;
«Цветик – семицветик»;
«Волшебные хризантемы»;
«Полевой букет»;
«В царстве подводном мире»
3.2 Выполнение панно «Ночные кошки» 4 0 4 Практическая работа
3.3
Выполнение панно «Волшебные хризантемы» 4 1 3 Беседа,
Практическая работа
3.4 Выполнение поделки из кожи «Земляничка» 6 1 5 Беседа,
Практическая работа
3.5 Выполнение панно «Морское дно» 4 0 4 Практическая работа
3.6 Выполнение панно «Виноград» 6 0 6 Практическая работа
3.7 Выполнение панно «Лунная ночь» 4 0 4 Практическая работа
3.8 Выполнение панно «Ворона» 4 0 4 Практическая работа
3.9 Оформление фоторамки. 4 0 4 Практическая работа
3.10 Выполнение панно «Вальс цветов» 4 1 3 Беседа,
Практическая работа
3.11 Выполнение аппликации «Цветик – семицветик» 2 0 2 Практическая работа
4. Итоговое занятие. 2 1 1
4.1 Подведение итогов работы за год. Оформление творческих работ обучающихся. Награждение. 2 1 1 Тестирование,
Тесты. Анкеты. Выставка. Грамоты.
Учебно-тематический план на 2 год обучения

п/п Раздел программы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Введение
Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения на год. Инструктаж по ТБ. 2 2 0
2. Изделия из кожи для украшения интерьера 36 4 32
3. Мир полон украшений. 32 1 31
4. Итоговое занятие 2 1 1
В нижней части таблицы часы суммируются
ИТОГО: 72 8 34

Календарно-тематический план 2год обучения, "Изделия из кожи"

п/п Название разделов, тем Всего часов Из них
тео
рия Из них
прак
тика Форма занятия Информационно- методическое обеспечение, оборудование Дата проведения Коррекция
даты

1. Введение 2 2 0
1.1. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности 2 2 0 Беседа, тестирование Инструкция по ТБ, тест
2. Изделия из кожи для украшения интерьера 36 4 32
2.1. Как подготовить старую кожу для поделок. Подбор инструментов и принадлежность 2 2 0 Беседа Инструменты: ножницы, пинцет, резак.
Материалы: кожа, клей, картон, свеча
Дополнительные материалы: булавка
Презентации: «Обработки кожи в технике «жмурка»;
«Брошь»; «Полевой букет»;

2.2 Техника обработки кожи на свече, на электроплите или сковороде. 2 1 1 Беседа,
Практическая работа
2.3 Перевод и изготовление трафаретов.
Выполнение простого цветка. 2 1 1 Беседа,
Практическая работа
2.4 Техника выполнение листья и цветка. 2 0 2 Практическая работа
2.5 Выполнение панно "Полнолуние" 4 0 4 Беседа,
Практическая работа
2.6 Брошь - цветок 4 0 4 Практическая работа
2.7 Выполнение панно "Кленовый лис" 4 0 4 Практическая работа
2.8 Подсолнух - цветок солнца 4 0 4 Практическая работа
Выполнение панно "Вдохновение" 4 0 4
3.1 Выполнение панно «Полевой Цветы» 4 0 4 Практическая работа
3.2 Выполнение панно «Ягоды рябины» 4 0 4 Практическая работа
3.
Мир полон украшений. 32 1 31 Беседа,
Практическая работа Инструменты: ножницы, пинцет, резак.
Материалы: кожа, клей, картон, мешковина, свеча
Презентации:
«Волшебные хризантемы»;

3.4 Бижутерия "Хризантема" 6 1 5 Беседа,
Практическая работа
3.5 Брошь "Роза" 4 0 4 Практическая работа
3.6 Плетение из кожи браслета. 4 0 4 Практическая работа
3.7 Бижутерия "Морская волна" 4 0 4 Практическая работа
3.8 Бижутерия "Ромашка" 4 0 4 Практическая работа
3.9 Брошь "Белая ночь" 4 0 4 Практическая работа
3.10 Изготовление из кожи заколки "Лилии" 4 4 Беседа,
Практическая работа
3.11 Бижутерия "Перья"" 2 0 2 Практическая работа
4. Итоговое занятие. 2 1 1
4.1 Подведение итогов работы за год. Оформление творческих работ обучающихся. Награждение. 2 1 1 Тестирование,
Тесты.. Выставка.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо в первую очередь специально оборудованное помещение, т. к. эффективность занятий в объединении зависит от наличия специальной мебели и оборудования, пособий и материалов, способствующих развитию их творческой деятельности. Прежде всего, это различные столы общего и функционального назначения, шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; палитры, ванночки для красок и воды.
Большое значение для занятий по изделия из кожи имеет дневное освещение. Целесообразно систему освещения для самостоятельной деятельности детей дополнить зональным освещением. Помещение так же должно быть хорошо проветриваемо.
- иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы “зигзаг”, карандаши, линейки, клей Момент ”, ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки кожи, бутылки разных форм, баночки, краски для кожи, штрих, гуашь, масляные краски, рамки, лак, электровыжигатель, свечи, спички, пинцеты, шило, пробойники, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина (бортовка, ткань), лак для волос, блестки, тетрадь для записей.
Работа также связана с огнем. Пламя свечи помогает быстро придавать кусочкам кожи объем, но оно может безжалостно сжечь или обуглить часть уже готового элемента изделия. Кроме того, специфический запах кожи, подтвержденной термообработке, запах специального клея могут вызвать головную боль. Поэтому никогда не стоит начинать работу в помещении без вентиляции или вытяжки.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. «Аппликация» - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009
2. Голубинцева,Е. «Подарки из кожи» Санкт-Петербург «Валери СПД», М.: «ЭКСМО», 2002
3. Жемчугова П.П. «Изобразительное искусство» - СПб.: «Литера», 2006
4. Жукова.О. «Кожа в умелых руках», М.: «Знание», 1997
5. Коростина Е.А.«Поурочные планы по учебнику. Кузин В.С, Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» - Волгоград.: «Учитель – АСТ». 2002
6. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» 1-2 классы, 1часть – М.: «Дрофа», 1997
7. Масимова О. «Как рисовать пастелью» - М.: «Астрель». 2003
8. Новикова,И.В. Базулина.Л.В. «Сто поделок из кожи» Ярославль «Академия развития», «Академия, К°» 1999
9. Островский Г. «Рассказ о русской живописи» М.: «Изобразительное искусство», 1989
10. Пушкина.В. «Кожа (практическое руководство)» М.: Культура и традиции. 1999
11. Синеглазова.М. «1000 мелочей из кожи» Профиздат, М.: 2002
12. Тюрина.Н, «Чудо кожа», М.: АСП, Пресс, 1998
Скачать Программа дополнительного образования. Изделия из кожи

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Конспект внеурочного занятия на тему: Весна, 3 класс
Опубликовано: 2959 дней назад (15 ноября 2016)
Просмотров: 5441
Рубрика: Программа
0
Голосов: 0
Жанна Валентиновна Бурыкина # 17 ноября 2016 в 09:57 0
С удовольствием применю эту работу в своей личной жизни