Занятие в старшей группе ДОУ для детей с ОНР на тему: «Звук и буква Ы». Конспект и презентация
НОД в старшей группе ДОУ для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Тема: «Звук и буква Ы»
Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами занятием, которое использовала на открытом показе для родителей в доу. Презентация к данному материалу помогает лучше усвоить тему и создаёт игровую ситуацию, которая интересна для детей. НОД, думаю заинтересует логопедов и педагогов в коррекционных доу и школах. Задачи:
• Уточнение правильной артикуляции и произношения звука «Ы».
• Дифференциация понятий «звук - буква».
• Уточнение понятия «гласный звук», «согласный звук»
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие звукового синтеза.
• Развитие слухового и зрительного внимания.
• Упражнение в чтении.
• Составление звуковых схем. Оборудование:
Мультимедийная доска, картинки на гласные буквы: У,А,О,И; Буквы М,Н,П,Т,К,Х и А,У,И,О,Ы; цветные карандаши, схемы «место звука в слове», наборы для составления звуковых схем, ноутбуки (игровые), печатная буква Ы по количеству детей.
Ход занятия
Дети проходят на занятие. Становятся возле своих мест за стульчиками. Логопед:
С добрым утром!
Начат день.
Срочно прогоняем лень!
На занятье не зевать,
Всем работать, отвечать.
Говорить стараться
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Разбудим наш язычок. Приготовится к прогулке. (Слайд №1)
Артикуляционная гимнастика «СНЕГОВИК» (Слайд №2)
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком. (Слайд №3)
Посмотрел язык в окно (рот широко открыт, упражнение «Иголочка» узкий длинный язык)
А на улице бело!
Справа-снег,
Слева-сугроб (упражнение «Часики» кончик языка двигается вправо-влево)
А вокруг метёт снежок (упражнение «Вкусное варенье», облизываем губки по кругу) (Слайд №4)
Взял лопату язычок (упражнение «Лопата», широкий язык высунуть и положить на нижнюю губку)
И пошёл кидать снежок (упражнение «Качели» язык вверх-вниз) (Слайд №5)
По дорожке поскакал (упражнение «Лошадка», следим, чтобы нижняя челюсть не двигалась) (Слайд №6)
И на горку забежал (упражнение «Горка» кончик языка упирается за нижними зубами) (Слайд №7)
Стал на саночках кататься (упражнение «Расчёска» кончик языка остался за нижними зубами, а верхними зубами проводим по языку)
Веселился (упражнение «Улыбочка», с показам зубов «Заборчик»)
Улыбался (упражнение «Улыбка»,растягиваем губки к ушкам) (Слайд №8)
А потом лепил снежки (Кончик языка упирается в правую-левую щёки)
Превратил снежки в комки (надуть щёки)
Друг на друга положил (сначала надуваем правую щёку, удерживаем несколько секунд, затем воздух переходит в левую щёку, удерживаем несколько секунд) (Слайд№9)
Получился Снеговик!
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами миг (зажмурить глазки) (Слайд №10)
- «Ты, не тай, мой Снеговик!» (указательным пальцем правой руки качаем из стороны в сторону)
Логопед:
Друзья, обратите внимание на свою картинку (картинки-слова разложены на столах). Возьмите картинку в руки и шёпотом произнесите что нарисовано. Выполните задание. (Дети проговаривают)
А сейчас сядут только те дети, у которых название картинки начинается на звук А (Садятся дети с названием следующих картинок: Ананас, Арбуз, Аист, Аквариум, Автобус…)
Логопед контролирует правильность выполнения. Можно задать вопрос: Почему ты сел? (Ребёнок: «У меня картинка на звук А - Аист»)
А сейчас дети, у которых картинки начинаются на звук У.. (Утюг, Улитка, Ухо, Ужи)
Затем дети с картинками на звук И, и затем на звук О.
Логопед: Молодцы ребята.
А как называются все эти звуки? Дети: Это гласные звуки. Логопед: Почему мы относим их к гласным звукам? Дети: Мы их поём, не встречают преграды при произнесении и образуются с помощью голоса. Логопед:
Правильно. Давайте поиграем с гласными буквами. (на доске слева размещены гласные: А,О,У,И и согласные: М,Н,П,Т,К,Х (эти буквы раннее были изучены детьми)
Нужно выбрать букву о которой я буду говорить и разместить в правой стороне доски. (Дети по очереди выполняют задание у доски)
А - пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У - надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О – округлив большие губы,
приоткрыл немного зубы,
И - улыбка, весельчак
он смеётся звонко так
Логопед: Молодцы. Справо у нас гласные буквы. А слева? (Согласные) Почему они называются согласные? (Мы не можем их петь и тянуть. При произнесении они встречают преграду, и образуются при помощи шума. Бываю твёрдые и мягкие, глухие и звонкие) Логопед (продолжает): Сегодня, ребята мы отправляемся за новым звуком и нас приглашает в гости волшебный гном. (Слайд №11)
Гному очень нравилось учить первых людей произносить звуки. И, вот, однажды Гном проснулся, очень сладко-сладко потянулся и произнёс: ЫЫЫ, так он делал всегда и считал, что если этого не делать по утрам, то никакие дела не будут получаться в течение дня. (Слайд №12)
Рано утром пошел гулять и случайно заглянул к людям. Люди крепко спали. Но, вот один из них стал просыпаться и тогда, (Слайд №13)
Гном слегка коснулся его своим волшебным фонариком, и вдруг, человек стал тянуться руками вверх и при этом произносить ЫЫЫЫ -----, так сладко-сладко.
Гном пошел дальше своей дорогой, он был уверен, что у человека теперь тоже будут получаться все дневные дела. (Слайд №14)
А первый человек разбудил всех и стал показывать, как он может сладко тянуться ЫЫЫ---- Все люди вслед за ним стали также повторять ЫЫЫ---
Вот так, в речи людей появился звук [Ы]- «потянушка».
Давайте и мы поиграем в «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы.
Если мы его долго можем тянуть, то это какой звук? (Гласный)
Логопед(продолжает):
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
• [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
• МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
• Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка
Наш гном принёс нам картинки и просит выбрать лишнюю. (Слайд №15) (дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, петух, дом, кот, панамы, тюльпаны) и проводит игры с картинками:
«Что пропало?» (Слайды №16, 17, 18, 19, 20, 21)
Логопед: Пора познакомить вас с буквой, обозначающей звук Ы (Слайд №22) Логопед: - Напишите букву Ы в воздухе. А теперь на спинах друг друга.
Я хочу рассказать вам секрет буквы Ы
Как видите, Буква Ы ходит с палочкой увы.
Как старенькая бабушка, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
Вот давайте проверим. Для этого нам нужны помощники улитки. (Дети раскладывают перед собой пособие «Место звука в слове» или другое по выбору логопеда)
Определяем место звука Ы в словах на слайде. (Слайд №23)
Дети называют по порядку слова, определяют место звука Ы в слове и показывают соответствующую схему.
Какую вы улитку не разу не подняли? (Улитку, которая ползёт в начале дорожки) Логопед:
Ы на вид
Весьма сурова!
Но нисколько не строга.
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но ни я, ни ты, не мы,
Не обходимся без Ы.
И вот ещё один секрет звука [Ы]. Сейчас вам его расскажу, слушайте внимательно: звук [Ы] любит все увеличивать, например: (Слайд №24)
Вот один стол. А много это? (СтолЫ)
Вот Один шар, а много это ? (ШарЫ)
Вот один гриб, а много это (ГрибЫ)
Физминутка (выполняют движения по тексту)
Ы-Ы-Ы –гудит наш пылесос (разводят руки в стороны)
Пыль сосет он через нос(пылесосят)
Хочет, чтоб мы жили
В чистоте, без пыли (стряхивают с себя воображаемую пыль)
Логопед: И конечно, друзья, мы должны узнать где же живёт наш новый звук Ы и буква Ы
Открываем ноутбук (можно использовать разрезные кассы для 1 класса) Приготовились к работе.
Нашли букву Ы глазками. Все увидели? Молодцы!
Пусть она познакомится со своими сестричками гласными. Ловим (дети подставляют ладошки)
Логопед «бросает» А.
Собираем слог и печатаем: (Дети печатают на ноутбуке слог и читают его)
Логопед: Какой слог у нас получился? (АЫ)
Давайте составим звуковую схему к слогу АЫ
Молодцы. Почему 2 квадратика красного цвета? (2 гласных звука) (Работа с гласными: У,О,И проходит по тому же принципу.)
А чтобы побыстрее научиться читать мы должны познакомить наш звук Ы и с согласными звуками.
Ловите буквы и составляем слоги: М Ы. (дети читают МЫ, составляют звуковую схему, объясняя правильность выбора квадратиков по цвету. Потом КЫ, ПЫ, НЫ, ТЫ, ХЫ. И наоборот ЫМ, ЫК, ЫХ,ЫТ,ЫН.) Логопед: Какой квадратик нам не понадобился? (Зелёный)
Правильно. Вывод: Все согласные с гласным Ы – твёрдые.
Логопед: Молодцы. Могу назвать вас сегодня умниками и умницами.
Вот мы и подружились с буквой Ы.
И конечно поселим её в наш домик гласных звуков.
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросони. Логопед размещает букву Ы к гласным на доске.
Логопед: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какое задание было для вас трудным? (Ответы детей)
Нам буква Ы приготовила подарок - свою фотографию и попросила подобрать ей костюмчик. (Дети на листиках разрисовывают букву Ы по своему желанию)
Логопед:
Ребята, спасибо вам за старание,
Занятие закончено. До свидания.
Артикуляционная гимнастика: «Зимняя прогулка с язычком». Презентация
Добрый вечер. Случайно заглянула в ваш конспект, и очень этому рада. Конспект занятия меня очень заинтересовал. Читала буквально «на одном дыхании», как захватывающую книгу. Материал только выложен, и презентация еще не добавлена. С ней будет еще интереснее, обязательно загляну еще раз. Но мне кажется вы пропустили Цель: в начале конспекта. Но задачи выполнены все. Хороший конспект, интересный. Будет очень полезен не только логопедам, но и простым воспитателям.