Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе. Слитное, дефисное написание сложных существительных с первой частью пол - (половина).
Автор: Горбанёва Эвелина Владимировна, учитель русского языка и литературы Место работы: ГБОУ города Москвы гимназия № 1748 «Вертикаль», корпус № 5
Анонс
Предлагаю конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Слитное, дефисное написание сложных существительных с первой частью пол - (половина)». Данный материал будет полезен и интересен учителям русского языка и литературы в 5 – 9 классах. На этом уроке учащиеся самостоятельно учатся добывать учебный материал по заданной теме, формируя навыки исследовательской работы во всей полноте. Учатся работать в группах. Учатся мастерству творческого пересказа учебно-научных текстов, сохраняя структуру исходного текста и языковые средства выразительности. А элементы драматизации на уроке максимально раскрывают творческие возможности учащихся 6 класса, гармонизируют процессы роста в подростковый период, активизируют познавательные интересы, что позволит в дальнейшем применять полученные знания на практике.
Тема урока: «Слитное, дефисное написание сложных существительных с первой частью пол - (половина).
Форма урока: урок - исследование с элементами драматизации.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
УМК: «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010»
Цель:
- организация и реализация поисково-исследовательской, творческой деятельности учащихся на основе изучения нового материала.
Задачи урока:
Обучающие:

- диагностика сформированности умения написания сложных существительных с первой частью пол-(половина);
-формирование умения конструирования, исследования учебного материала через подготовку наглядного пособия на заданную тему;
-формирование навыков написания сложных существительных с первой частью пол-(половина).
Развивающие:
-употребление в речи сложных существительных (фразеологизмы и пословицы); устная речь (сообщения); обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование интеллектуальных умений через работу с текстуальными источниками (лингвистические словари, справочный материал, учебник, дополнительный материал);
- развитие творческих способностей детей через драматизацию (самопознание и самораскрытие ребёнка, максимальное раскрытие его творческих возможностей, гармонизация процессов роста, активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания).
Воспитывающие:
-уважение к родному языку и слову, истории страны (старинные русские меры; русские пословицы) через ознакомление с новыми сведениями о сложных существительных с первой частью пол-(половина);
- способствование формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплочённости в коллективе, а также формирование эмоционально-ценностного восприятия мира учащимися.
Технологические особенности:
мультимедийная установка, компьютер.
Оборудование урока:
магнитная доска, выставочный стенд с творческими заданиями группы филологов;
раздаточный материал для урока (карточки-подсказки, таблицы, тексты, творческие задания); словари, учебники;
декорацииации к сказке «Полусказка о Ване Половинкине»;

Подготовительная работа:
- опережающее задание: подготовка учащимися наглядного пособия на тему: «Слитное, дефисное написание сложных существительных с первой частью пол-(половина)».
Представление учебного материала:
Содержательность, доступность, иллюстративность (примеры) исследуемого материала по схеме:

Форма изложения материала:
- таблица, рисунок, схема;
- сказка, рассказ, стихотворение, театральная мини-зарисовка;
- лингвистический портрет.
Форма работы:
- по группам, индивидуально.
Учебная ситуация:
По предварительному опросу учителя произошло деление на четыре группы:
I. Филологи

(5 учеников, приготовивших опережающее задание, они же выступают в роли ведущих в сообщении нового материала).
II. Актёры театрального кружка
(3 ученика сочинили и подготовили инсценирование сказки «Полусказка», они же выступают в роли ведущих урока).
III. Участники (остальные ученики класса)
IV. Экспертная комиссия (2 ученика, которые оценивают работу трёх групп)
Демонстрация оценочной шкалы баллов через проектор. (См. Приложение1).
Урок,по усмотрению учителя,рассчитан на 2 учебных часа.
Ход урока
В начале урока учитель сообщает учащимся тему и цели урока, фиксирует тему урока на доске, учащиеся в тетради. Учащиеся знакомятся с группой ведущих ребят, с работой экспертной комиссии. Ход урока прокомментирован учителем.
Выступление группы актёров:
Волшебница
Мудрец
Ваня Половинкин
Фонограмма:«Где водятся волшебники». Автор, музыка: Ю. Энтин, Марк Минков.
Исполнитель: дуэт Николай Добрынин, Олеся Железняк.
Мудрец: Жил-был мальчик. Звали его Ваня Половинкин. И всё он всегда делал наполовину. Задавали домашнее задание - выполнял только полработы. Готовили еду - он кушал только ползавтрака, пол-обеда или пол-ужина. Ему говорили: «Поспи часок!» А он назло спал только полчаса. И даже собаку он умудрялся выгулять наполовину: не успевал бедный пёсик выйти, как Половинкин уже тащил его домой. Так он и жил, пока не прознала о Ване Волшебница. Как-то в полночь , когда Ваня полуспал на половине кровати, Волшебница околдовала его и перенесла в страну Половинию.
Проснувшись утром, Половинкин встал с постели, умыл пол-лица, скушал ползавтрака.
Огляделся по сторонам, видит – всё, как будто разрезано пополам.
Полхолодильника, полстола, полплиты. Выглянул в полуокно, а там полудеревья, полуклумбы, полудороги, полулюди, полуживотные. Посмотрел наверх и увидел половину неба, половину солнца, полтучи, половину радуги. Испугался Ваня, заплакал.
Ваня Половинкин: Что произошло со мной такое? Я сплю? А может меня околдовали? Все вещи как будто разрезаны пополам, а может они потеряли свои половинки? Может это я попал в такую страну, где всё наполовину, даже люди? Что делать?
Мудрец: Но тут прилетела Волшебница.
Волшебница: Видишь, Ваня, как трудно живётся людям в стране Половинии. Они всё видят наполовину. Ведь это твоих рук дело.
Ваня Половинкин: Простите, я больше никогда не буду так делать! Верните всё на свои места!- заплакал Половинкин.
Волшебница: Филологи, мои помощники, объяснят новый материал, проведут опрос, проверят ваши знания, находчивость, смекалку, вы покажите свои творческие способности. Преодолевая успешно путь, вы будете видеть изменения окружающего мира. Доброго пути, Ваня Половинкин!
Мудрец: Молвила магическое слово Волшебница и исчезла.
Ваня Половинкин: Итак, за работу!
Мудрец: Ребята, давайте поможем Ванечке вернуть всё на свои места.
Выступление группы филологов:
Демонстрация материала через проектор:

Рубрика «В мире слова»
Филолог 1:
Прочитайте значение слов в толковом словаре С.И. Ожегова:
Ученики:
Половина- 1.Одна из двух равных частей, вместе составляющих целое. П.яблока. П.дела.
2.Середина какого-нибудь расстояния, промежутка времени. В половине шестого.
3. Отдельная часть помещения. Половина дома.
Пол-1.Первая часть сложных слов, второй частью которых является род.п. существительных, употребляемая в значении «половина» и принимающая обычно в косвенных падежах форму «полу». Полчаса, в получасе ходьбы.
Первая часть сложных слов, второй частью которых является род.падеж порядкового числительного, употребляемая при указании получаса в значении «половина». Полвторого.
Филолог 1: Исследуем теоретический материал, автором которого является
Д.Э. Розенталь и запишем по одному слову разных частей речи с первой частью слова пол-.
Карточка-подсказка.
Ученик: Числительное пол- , имеющее значение “половина”, в современном литературном языке не употребляется в качестве самостоятельного слова.
В составе сложных слов числительное пол- с существительными в родительном падеже, в косвенных надежах (кроме винительного) принимает форму полу-.
Например: полчаса, за полчаса, в получасе ходьбы, полгода, в течение полугода.
В именительном и винительном падежах числительное пол- в составе сложных слов согласуется с прилагательным во множественном числе.
Например: каждые полгода, в первые полчаса, трудные полпути, за последние полстолетия (“за последнее полстолетие” -- ненормативное употребление);
Со сказуемым-глаголом или кратким причастием согласуется в форме множественного числа или среднего рода.
Например: отмерено полвека - отмерены полвека, прошло полчаса - прошли полчаса.
В вариантных формах родительного падежа не хватает получаса - не хватает полчаса последний вариант является разговорным.
Варианты полсапожки, полпорция при наличии нормативных полусапожки, полупорция относятся к просторечным. (Д.Э.Розенталь).
! (Учитель обобщает материал, обращая внимание учащихся на то, что слово пол- Д.Э. Розенталем определяется как имя числительное, но другими учёными-лингвистами определяется как часть слова половина ( имя существительное).
Рубрика «Лингвистический портрет»
Филолог 2:
Составим лингвистический портрет первой части слова сложного существительного пол- (половина) и запишем примеры в тетрадь.
Работа со словарём Ушакова Д.Н. «Толковый словарь русского языка».
Карточка-подсказка

1. Первая часть составных слов. Употребляется в значении «половина» в словах, второй частью которых является род.п. ед.ч. существительного: полведра, полжизни. Такие формы употребления в им.п. и в.п.
2. В косвенных падежах и мн.ч. полу-: получаса, получасу.
3.В значении « середина» употребляется в словах: полдень, полночь.
4. Употребляется в слитных написаниях указаний получаса.
Работа со словарём Академии Наук СССР Институт русского языка «Словарь русского языка».
Карточка-подсказка

1.Для выражения количества в частях употребляется слово половина, которое сочетается с названием целого числа в качестве его второго компонента: два с половиной, шесть с половиной, (1500) тысяча с половиной – полтысячи, полвторого.
Дробное числительное (1/2) имеет синоним «половина», которое использовалось в прошлом и как единицы измерения веса, длины: половина фунта, пол-аршина.
При определении времени в часах и минутах сначала называется целое число в форме порядкового числительного, затем дробное: время- половина шестого, полчаса.
! Для вас любознательных о числительных:
(Комментирование материала учителем)
Учитель:
Среди дробных числительных есть совсем уж странное – полтора. Вы, конечно, знаете, что оно означает «один и половина второго». На это, кстати, указывает его происхождение из числительного полвтора (мы и сейчас говорим полвторого, когда часы показывают1.1/2).
Близко к числительному полтора и слово полтораста. Оно относится к числительным, обозначающим целые числа (полтораста = 150).
Мудрец: Каким способом образованы слова пол-аршина, пол-лимона, полчаса?
Ваня Половинкин: Слова пол-аршина, пол-лимона, полчаса образованы сложением слов пол, имеющее значение “половина и существительных в родительном падеже.
Учитель:Ребята, обратимся к материалу учебника «Возьмите на заметку» на стр. 57. Примеры из учебника выписаны на доске. Записываем примеры в тетрадь.
Ученики: Слова, образованные с помощью корня пол- (половина), пишутся через дефис, если вторая часть слова начинается:
-с гласной буквы: пол-окна, пол-яблока;
-с прописной буквы: пол-Европы, пол-Москвы;
- с буквы л: пол-лимона, пол-литра, пол-листа.
В остальных случаях слова с корнем пол- пишутся слитно: полметра, полдома, полкило, полсотни.
Слова, которые начинаются с полу- пишутся слитно: полуправда, полуботинки, полуавтомат.
3. Рубрика «Проверьте себя»
Филолог 3:
Закрепление материала мы проведём в тестовой форме (задания с выбором одного правильного ответа составлены по методике доктора педагогических наук В.С.Аванесова).
1.Не образует сложные слова часть речи, с первой частью слова пол-
1) глагол
2) союз
3) имя существительное
4) имя прилагательное
5) имя числительное
2. Первая часть сложных слов, второй частью которых является род.п. существительных, употребляемая в значении «половина» и принимающая обычно в косвенных( кроме винительного ) падежах форму.
1) пол
2) полу
3) полтора
4) полтораста
5) половина
3. Неверное утверждение : слова, образованные с помощью корня пол- (половина), пишутся через дефис, если …
1) вторая часть слова начинается с гласной буквы.
2) с прописной буквы
3) с буквы л:
4) исключение : поллитровка
5) вторая часть начинается с согласной
4.Слитное написание слов
1) пол(ложки), пол(Москвы), пол(метра)
2) полу(тень), полу(сапожки), пол(яблока)
3) полу(маска), пол(день), полу(шёпот)
4) пол(листа), пол(экадрона), пол(России)
5)полу(остров), полу(прозрачный), пол(игры)
5. Дефисное написание слов
1) пол(часа), пол(города), пол(метра)
2) полу(тень), полу(подвал), пол(ямы)
3) пол(оборота), пол(ночь), пол(школы)
4) пол(листа), пол(окна), пол(Саратова)
5) полу(остров), полу(шоколад), пол(игры)
(Учащимся предлагается зафиксировать ответы в таблице, подсчитать баллы).

4. Рубрика «Живое слово»
Филолог 4: Народная мудрость пословиц обогатит ваш словарный запас, сделает вашу речь образной, яркой. Пословицы поучительны, опыт народов служит лучшими уроками в жизни.
Помощники-словари: 1. «Толковый словарь великорусского языка». В.И. Даль
2. «Школьный фразеологический словарь русского языка». В.П.Жуков, А.В. Жуков.
3. «Толковый словарь русского языка». Ушакова Д.Н.
Лингвистические игры:
1.Игра-соревнование «Кто больше»
Задание: Найдите пословицы, фразеологизмы на изучаемую тему в предлагаемых словарях.
2. Игра-задачка
Задание: Соедините пословицы, дописывая вместо точек слова с первой частью пол-
1. Кто в лес, кто по дрова; кто рубль, ….
2. Щеголь Матрешка: ... .
3. У нас с ним ...
4. Тесть за зятя давал рубль, а после давал и ....
5. Один ум – пол-ума; ... ; два ума – ум (русская).
Вторая часть пословиц: рубля застежка; кто рубль, кто ... . [т.е. полный разброд]; чтобы свели со двора; три ума – ... ума;… разговора [т.е. каждый говорит о своем].
3.Игра-задачка
Задание:Перед вами слоговица-
Постарайтесь ухитриться
Слоговицу разгадать
И пословицу назвать.

Ответ: Знает кум да кума, да людей полсела.
4. Игра-иллюстрирование слова
Задание:Как вы понимаете эту пословицу?
Наложите мысленно рисунки, вы отгадаете пословицу.

Ответ: Где недра золота полны, оно идет за полцены.
5.Игра-задачка
Задание: Перед вами адреса двух домов, расселите жильцов по адресам.
Дом1 улица Слитное написание
Дом 2 улица Дефисное написание
Жильцы:
(Пол) огорода, (пол) города, (пол) литра, (пол) века, (пол) дома, (пол) метра, (пол) арбуза, (пол) банана, (пол) огурца, ( полу) годовой, (пол) восьмого, на (пол) дороге, (пол) Азии, (пол) одиннадцатого, (пол) сотни, (полу) обморок, (пол)ананаса, (пол) лавки, (пол)юрты .
6. Игра-задачка
Задание: Напишите слитно или через дефис.
Слова, которые пишутся через дефис, отметьте на рисунке точками, а слова, которые пишутся слитно не отмечаете, в результате у вас должна получиться оценка за это задание.
Слова:
1.(пол)лимона
2.(пол)лица
3.(пол)Парижа
3.(пол)Парижа
4.(пол)ананаса
5.(полу)живой
6.(пол)торта
7.(пол)ольхи
8.(пол)этажерки)
9.(пол)ясеня
10.(пол)луковицы
11.(пол)лилии
12.(пол)Антарктиды

Рубрика 5 «Пофантазируем»
Задание: Сочинить четверостишия со словами половина, пол-.
Выступление группы актёров:
( по работам группы филологов)
Фонограмма: Сборник инструментальной музыки. Исполнитель: Кристалл. Год: 2014 Жанр: Instrumental.
Зарисовка 1. «Мой полунепослушный кот»
Мой кот любит много кушать.
И любит никого не слушать.
На полузавтрак он пьёт полбутылки молока.
Не слишком много для кота.
После полузавтрака идёт гулять.
А возвращается полугрязный опять.
И полугрязного кота
Я отмываю полчаса.
Потом он просит есть.
Я даю ему полукошачью смесь.
Он за полминуты съедает полукорм весь.
И ложится полуспать,
Чтобы завтра погулять.
Зарисовка 2. «Голова»
Ох, как разболелась моя
Голова!
Вся, вся заболела,
А если б не вся.
Болело бы пол-уха,
Полноса, полщеки.
Могла заболеть половина
Руки!
А будь у меня четыре ноги,
Болело бы две,
Хоть криком кричи.
Но всё обошлось, голова-то одна.
Болела вся и вся разом прошла.
Зарисовка 3. « Шуточное стихотворение»
В полумраке спит фонарь,
На стене часы, как встарь,
Полумесяц смотрит в пол,
В клетке сидя спит щегол.
В полудрёме бродит сон,
Вот полшага сделал он,
Чтобы сны пришли ко мне
В полуночной тишине.
Мне приснится полусон
И зелёный скорпион.
Полумышка, полукот,
Синий лев и бегемот.
В полвосьмого в полусне
Просыпаться надо мне.
Разбежались все звери.
Мне пора вставать с постели.
Зарисовка 4. «Берег»
Полдома стояло на полберегу,
Полморя плескалось по полберегу.
На полкорабле до него не дойти.
Полдома дострою когда-нибудь я.
Потом я дострою полкорабля.
В полдня я полморя на нём проплыву
И в полночь причалю к тому берегу.
Зарисовка 5. « Задание»
Нам задание задали
Полуофицальное:
Полушутку написать
Супергениальную,
Полустих,
Полурассказ,
Полусочинение.
На меня напало к ночи
Полувдохновение.
Полусидя,
Полуспя,
Делаю уроки.
Никому не пожелаю я
Этакой мороки!

Итоги работы:
1. Вопросы учителя:
1.Какие упражнения дополнили информацию по новой теме?
2.Какой материал легче усваивается и запоминается : иллюстрированные примеры, таблица, схема, тесты, драматизация, лекция.
-Оцените работу филологов (см. приложение).
-Оцените работу актёров (см. приложение).
-Оцените работу экспертной комиссии (см. приложение).
-оцените работу учащихся (см. приложение).
2. Обобщение по уроку:
Учитель: Проделанная работа на уроке группами и индивидуально расширила диапазон изучения учебного материала.
Обобщение по уроку можно представить в следующей таблице.

3. Анализ проделанной работы учащимися:
Волшебница: Вы успешно справились со всеми заданиями, помогли Ване Половинкину преодолеть путь, узнали много нового, фантазировали, сочиняя свои стихи.
Кроме знаний о словах половина, пол- вы извлекли ещё один важный урок. Какой?
Ваня Половинкин:В жизни нужно делать всё до конца. Ведь не зря гласит пословица: «Сделал дело, гуляй смело». Учить уроки, помогать взрослым, любить , дружить, защищать свой дом- всё это дела, в которых нельзя останавливаться на половине.
Мудрец: Наш мир удивительный, красивый , но есть такие, как Половинкин, который этот мир видят только наполовину , а значит и свой мир создают не целый , не настоящий.
Надо не лениться, трудиться, путешествовать, узнавать новое, тогда только можно достичь гармонии и единства с нашим миром.
Волшебница: Я верну всем вещам их половинки, расколдую Ваню, ведь он нам дал обещание всё всегда доделывать до конца.
Предполагаемые ответы учеников:
Ученики: Сегодня на уроке мы узнали о стране Половинии, куда попадают мальчики и девочки, которые «живут на половину». Группа филологов и группа актёров ознакомила нас с новым материалом в доступной, интересной, увлекательной форме. Урок прошёл весело, интересно, в игровой форме. Спасибо.
Домашнее задание: привести примеры употребления слова пол- с другими частями речи, пользуясь словарём В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Сценарий Дня учителя
Опубликовано: 3707 дней назад (30 октября 2014)
Просмотров: 8966
+2
Голосов: 2
Галина Васильевна Егорова # 30 октября 2014 в 04:57 0
Здравствуйте! Прочитала ваш конспект урока. Материал направлен на развитие самостоятельности детей, их исследовательской деятельности. Но у меня есть к вам несколько советов. Во-первых, прописать задачи в форме глаголов(у вас они все в форме существительных). Во-вторых, при оформлении текста вы использовали жирный шрифт в большом объеме: и названия рубрики, и сам текст рубрики, и дальше до конца всего материала. Так не очень удобно читать. Ищешь глазами, где начало, где конец. Думаю, само название рубрики можно оставить выделенным жирно, а сами задания курсивом. В целом содержание урока насыщено и разнообразно. Голосую +1
Марина Петровна Шило # 30 октября 2014 в 14:23 0
Добрый день!Полезный материал для педагогов!Разнообразие различных форм работы на уроке!Используются игровые методы,что очень интересно!Многообразие упражнений!
Фахриева Ляйля Анасовна # 31 октября 2014 в 16:32 0
Занятие переплетается с игрой, это очень интересно. И детям не надоест, и скучно не будет.
Елена Викторовна Шарун # 12 ноября 2014 в 06:32 0
Очень понравился урок. Спасибо. Вами проделана колоссальная работа при подготовке. Содержание урока насыщено и разнообразно. Голос!