Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ на тему: Органы чувств
Конспект открытого интегрированного занятия с использованием ИКТ на тему: «Органы чувств». Старший дошкольный возраст
Автор: Кузьменко Юлия Константиновна, воспитатель МБДОУ №303 город Нижний Новгород. Назначение: для воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Используемая образовательная программа: Основная образовательная программа дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Задачи: Физическое развитие.
Формировать представления об органах чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания, нос – орган обоняния.
Формировать представления о правилах ухода за органами чувств, при соблюдении которых органы чувств будут здоровы. Познавательное развитие.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.
Развивать внимание, мышление, сенсорные способности. Речевое развитие.
Развивать умение поддерживать беседу.
Обогащать словарный запас: органы чувств, глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания, нос – орган обоняния. Художественно-эстетическое развитие.
Формировать умение делать кулон из контейнера (из киндер сюрприза) и шнура, прочно соединять части.
Развивать умение доводить начатое до конца. Социально-коммуникативное развитие.
Формировать умение выполнять правила игры.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. Предварительная работа: беседы об органах человека; заучивание пословиц о здоровье; настольные развивающие игры – валеология или здоровый малыш (зубы, зрение, слух; кожа, питание, сон); дидактические игры: «Что изменилось», «Угадай по голосу», «Чудесный мешочек». Дидактическое обеспечение:
Мяч, волчок-юла со стрелкой, дидактические игры: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», презентация «Органы чувств», контейнеры из киндер сюрпризов с дырочками по бокам, лук, чеснок, шнуры.
Ход занятия.
Воспитатель.
Ребята, отгадайте загадку.
Что дороже денег? (Здоровье)
Давайте вспомним пословицы о здоровье.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Здоровью цены нет.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
Ешь правильно - и лекарств не надобно.
Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
Репка, яблоко, морковка - зубкам нашим тренировка.
Обед без овощей, что праздник без музыки.
Чеснок да лук от семи недуг.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Здоровье дороже богатства.
Лучшего средства от хвори нет,
Делай зарядку до старости лет.
Дети говорят пословицы, передавая мяч друг другу – у кого мяч, тот и отвечает. Воспитатель.
Какого человека называют здоровым? (Ответы детей)
У здорового человека все органы здоровы. Ребята, какие органы помогают всем людям познавать окружающий мир? (Органы чувств) Показ презентации. 2 слайд.Воспитатель. Назовите органы чувств. (Глаза, уши, язык, кожа, нос) 3 слайд. Воспитатель загадывает загадку:
На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (Глаза) 4 слайд.Воспитатель. Глаза – орган зрения. 5,6,7,8 слайды.Воспитатель. Что мы видим. (Цвет, форма, местоположение, расстояние, направление, размер, части предмета, опасность, материал, из которого сделан предмет) 9 слайд.Воспитатель. Ребята, какие правила надо соблюдать, чтобы глаза были здоровыми? (Нельзя лежа читать, рисовать; распылять жидкости, тыкать острыми предметами в глаза; близко и долго смотреть телевизор, сидеть за компьютером. Нужно есть овощи и фрукты – в них витамины для глаз; делать гимнастику для глаз)
Ребята, сейчас мы с вами будем играть. А чтобы ваши глаза отдохнули и лучше видели,
сделаем гимнастику для глаз.
Бабочку мы в руки взяли, с ней немного поиграли.
Близко к носу поднесли, ты, на бабочку смотри.
Бабочка влево полетела - глазки влево посмотрели.
Бабочка вправо полетела - глазки вправо посмотрели.
Бабочка вверх полетела – глазки вверх посмотрели.
Бабочка вниз полетела – глазки вниз посмотрели.
Бабочки порхают, глазоньки моргают. 10,11,12,13,14,15 слайды.Дидактическая игра «Что изменилось?» Детям предлагается две картинки с одинаковыми предметами. Сначала дети рассматривают одну картинку и запоминают расположение предметов. Затем предлагается вторая картинка, где месторасположение предметов изменено. Нужно угадать, что изменилось. 16 слайд. Воспитатель загадывает загадку:
Назовите орган слуха, дружно, хором! Это - … (Ухо) 17 слайд.Воспитатель. Уши – это орган слуха. 18 слайд.Воспитатель. Что мы слышим. (Речь, голоса животных, пение птиц, музыку, шумы, шорохи) 19 слайд.Воспитатель. Ребята, какие правила надо соблюдать, чтобы уши были здоровыми? (Нельзя громко слушать музыку и разговаривать; ковырять в ушах острыми предметами; засовывать в уши посторонние предметы. Нужно мыть уши каждый день; чистить уши ватными палочками; при купании стараться, чтобы вода не попадала в уши; в холодное время года носить теплую шапку)
А сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши ушки. Поиграем в игру «Угадай по голосу». Все встают в круг, водящий ребёнок – в центре (его выбирают с помощью юлы – ее раскручивают, на кого покажет стрелка, тот и водит). Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Саша, ты стоишь в кругу, мы зовём тебя: «Ау!».
Глазки, Саша, закрывай, кто позвал тебя, узнай.
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Если водящий угадывает, кто его позвал, то тот, кто его позвал, становится водящим. Если не угадывает, водит, пока не угадает. 20 слайд. Воспитатель загадывает загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) 21 слайд.Воспитатель. Язык – это орган вкуса. Что чувствует язык? (Вкус) Чем он чувствует вкус? (Вкусовыми сосочками) Какой вкус определяет язык? (Основание – горький, кончик – сладкий, края – соленое и кислое) Поиграем в игру «Угадай на вкус». У кого на груди синий круг, вставайте, закрывайте глаза. Вам нужно будет определить вкус предмета с закрытыми глазами. 22 слайд.Воспитатель. Как беречь орган вкуса? (Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык; нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки; чистить язык зубной щеткой, чтобы избежать попадания инфекции в организм) 23 слайд. Воспитатель загадывает загадку:
Мы в ней зимой и летом с головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем, потому что это… (Кожа) 24 слайд.Воспитатель. Кожа – орган осязания. 25 слайд.Воспитатель. Что чувствует кожа. (Прикосновение, боль, температуру, свойства предметов)
Сейчас вы попробуете определить предметы с помощью рук. Игра «Чудесный мешочек».Нужно опустить руки в мешочек, ощупать предмет, не смотря на него, назвать предмет. А чтобы руки работали хорошо, сделаем зарядку для пальчиков.
Я хочу построить дом, - Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём, - Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, - Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла, - Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял, - Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял, - Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было, - Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, - «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл. - Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
У кого на груди оранжевый круг, угадывают предмет. 26 слайд.Воспитатель. Как сохранить кожу здоровой? (При повреждении обрабатывать специальными средствами – йод, зеленка; мыться – содержать кожу в чистоте; стричь ногти; не загорать на открытом солнце, носить панаму) 27 слайд. Воспитатель загадывает загадку:
Вот гора, а у горы - две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (Нос) 28 слайд.Воспитатель. Нос – орган обоняния. 29 слайд.Воспитатель. Что чувствует нос? (Запахи: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый, запах гари) 30 слайд.Воспитатель. Правила здорового носа: не простужайся; одевайся по погоде; соблюдай гигиену носа; не засовывай в нос посторонние предметы; делай дыхательную гимнастику. Сделаем дыхательную гимнастику: «Каша шипит».
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях, кисти рук у плеч.
Руки в стороны – вдох через нос, рот закрыт.
Руки к плечам – выдох, на выдохе произносить ш-ш-ш.
Воспитатель. Нос хорошо дышит? (Да) Значит вы без труда определите по запаху, что лежит в контейнерах (из киндер сюрпризов). Предлагаю вам пройти за столы, понюхать и определить, что там. (Лук, чеснок)
Ребята, сейчас осень (весна). В это время года часто болеют гриппом, простудой. Давайте из этих контейнеров сделаем кулончики, которые будут нас защищать от микробов. Ведь недаром народная мудрость гласит, что чеснок и лук от семи недуг. Изготовление кулонов: снимаем верхнюю часть; вынимаем лук или чеснок; надеваем верхнюю часть на шнурок; нижнюю часть на шнурок; закладываем лук или чесок в нижнюю часть; закрываем; делаем узелок; надеваем. Воспитатель. Ребята, вставайте в круг. Скажите, какие органы помогают нам познавать окружающий мир. (Органы чувств) Назовите их еще раз. (Глаза, уши, язык, кожа, нос) Нам нужно беречь их и выполнять все правила, о которых мы сегодня говорили, чтобы органы чувств были здоровы.
А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье, мы здоровья пожелаем! Будьте здоровы!