Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии для 6 класса. Клеточное строение листьев

Разработка урока по биологии в 6 классе
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями

Тема урока: «Клеточное строение листьев».
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с клеточным строением и тканями листа, научить различать ткани листа под микроскопом,
и определять их функции.
Развивающие:
• развивать понятия о клеточном строении и тканях, образующих живые организмы, различать ткани;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе; развивать умения слушать и слышать других.
Задачи урока: создать условия для развития:
1. предметных компетенций: посредством раскрытия связи между особенностями строения клеток, тканей и выполняемые ими функции.
2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных: через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных: посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных: посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых: посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования: через проведение личностной рефлексии в рамках индивидуальной работы.

Тип урока:
изучение нового материала.
лабораторная работа.
Ведущая педагогическая идея:
реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, цифровой микроскоп, световые микроскопы, готовые микропрепараты: «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», инструктивные карточки.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: лабораторный практикум; метод исследования, умение использовать цифровой и световой микроскопы.
Используемый УМК:
•И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Учеб. для общеобразовательных учебных учреждений.
•И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Методическое пособие.
• Примерная программа основного общего образования по биологии.

Ход урока
Организационный момент Постановка темы и цели урока.
Организация рабочих мест, приветствие, Личностные: настрой на урок
Актуализация знаний Повторение темы о строении и значении клеток растений.
Ученики совместно с учителем вспоминают особенности строения и функцию растительной клетки; виды пластид, хлоропласты; фотосинтез; автотрофное питание. Вместе с учителем вспоминают строение и функций растительной клетки. Познавательные: Логические: анализ классификация объектов
Целеполагание
Учитель: Тема нашего урока
„ Клеточное строение листьев ”.
Объявление цели урока: при выполнении лабораторной работы, мы с вами узнаем особенности клеточного строения и ткани, образующие лист, и выполняемые ими функции.. Учащиеся записывают тему урокаформулируют цель урока Личностные:
настрой на урок Регулятивные: целеполагание
Изучение новой темы Объяснение темы: Клеточное строение листьев.
Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:
«Эпидермис листа герани»
На препарате видно, что верхняя и нижняя поверхность листа покрыты бесцветной кожицей.
Вопросы:
1) Как соединены клетки(плотно или рыхло )?
2) Какую функцию выполняет кожица листа?
Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:
«Лист камелии».
В мякоти листа раз¬личают плотно расположенные столбчатые клетки вытянутой формы – столбчатая ткань и более округлые рыхло расположенные клетки губчатой ткани. Клетки мякоти содержат хлоропласты. Число хлоропластов различно. Их больше в столбчатой ткани и в клетках, окружающих жилки листа.
Вопросы:
3) Какую функцию выполняют столбчатая и губчатая ткани?
Межклетники листа имеют непосредственную связь с устьицами в нижнем эпи¬дермисе. Напротив устьичной щели расположены воздушные полости. Устьица-замыкающие клетки со щелью.
Вопросы:
4) Какую функцию выполняют устьица?
На срезе видно строение проводящих пучков. Ближе к верхней стороне расположены проводящие сосуды, ниже ситовидные трубки.
Вопросы:
5) Какую функцию выполняют проводящие сосуды и ситовидные трубочки?
Механические ткани проводящего пучка представлены волокнами. Сосудисто-волокнистый пучок окрашен в корич¬невый цвет.
Вопросы:
6) Какую функцию выполняют механические волокна? Просмотр на экране (мп) микропрепарат«Эпидермис листа герани»,
Высказывают предположе-ния, вместе с учителем определяют правильные ответы:
1) Клетки соединены плотно
2) Кожица листавыполняет функциюзащиты, пропускает солнечный свет.
Просмотр на экране (мп)
«Лист камелии»,
3) Функция столбчатой и губчатой ткани -фотосинтез.
4)Через устьица происходит газообмен и испарение воды.
5) Проводящие сосуды проводят вещества и воду к листьям, а ситовидные трубочки проводят продукты фотосинтеза и воду из листьев.
6) Механические волокна предохраняют лист от разрыва, придают ему эластичность и прочность. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: мотивация и интерес к уроку.
Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.
Лабораторная работа Самостоятельная работа учащихся с микроскопами по инструктивным карточкам, при этом изображение с большого экрана убрано.
Инструктивная карточка для учащихся.
(приложение№1) Используя инструктивные карточки, учащиеся самостоятельно выполняют лабораторную работу.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно

Закрепление изученного материала и подведение итогов Закрепление знаний о клеточном строении листа: проверочный тест
(приложение№2) Выполняют тест
Оценивают себя
Выполняют индивидуальные задания.
Проверяют работы друг друга, выставляют оценки за тест Познавательные: логические: анализ и синтез информации Регулятивные: оценка – выделение и осозна-ние учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.
Домашнее задание 1. Учебник §18, стр. 66-68, задание №3 в тетради
Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию.
Познавательные: общеучебные: самос-тоятельная работа с учебником, смысловое чтение, умение струк-турировать знания в письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Этап урока
Приложение №1
Инструктивная карточка для учащихся
1) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Эпидермис листа герани»
при увеличении в 56 раз (окуляр 7х, объектив 8х), а затем
при увеличении в 300 раз (окуляр 15х объектив 20х).
2) Рассмотрите бесцветные клетки покровной ткани.
3) Найдите и рассмотрите устьица.
4) Из предложенных терминов на рисунке (1) определите и подпишите типы клеток эпидермиса листа герани:
• волоски
• замыкающие клетки устьица
• устьичная щель
• бесцветные клетки покровной ткани

Соответствующие термины
1
2
3
4

5) Рассмотрите микропрепарат «Поперечный срез листа камелии»: найдите между верхней и нижней кожицей клетки мякоти или основной ткани. В основной ткани листа можно различать два вида клеток. Одни расположены под верхней кожицей листа, другие ближе к нижней кожице листа.
6) Рассмотрите под верхней кожицей плотно прилегающие друг к другу клетки цилиндрической формы — это столбчатая ткань.
7) Рассмотрите клетки, которые расположены ближе к нижней кожице листа - клетки неправильной формы губчатой тка¬ни
8) Рассмотрите крупный проводящий пучок в центре листа.
В его верхней части располагаются проводящие сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами.
Ниже находятся ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ.
Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку и узкий просвет
в центре.
9) Из предложенных терминов на рисунке (2) определите и подпишите ткани мякоти листа:
• столбчатая ткань
• губчатая ткань
• ситовидные трубки
• устьице
• проводящие сосуды
• основная ткань
• межклетники
• устьичная щель
• верхняя кожица
• нижняя кожица
К каждой надписи укажите соответствующие цифры.

Соответствующие термины
Приложение №2
Вариант 1
Выберите правильные утверждения.
1. Клетки верхней кожицы:
1. Пропускают свет
2. Задерживают сет
3. Содержат хлорофилл
4. Бесцветные
2. Нижняя кожица:
1. Имеются устьица
2. Устьица отсутствуют
3. Через устьица происходит:
1. Газообмен
2. Испарение воды
3. Поглощение воды
4. Мякоть листа образована тканью:
1. Эпидермиса
2. Столбчатой ткани
3. Губчатой ткани
5. Жилки листа образованы тканями:
1. Покровной
2. Основной
3. Механической
4. Проводящей

Вариант 2
Определите соответствие.
Определите соответствие между тканями мякоти листа и их особенностями строения.
Ткани листа
Особенности строении.
А кожица
Б. мякоть
В. жилки
Г. Устьица
1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество.
3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты.
4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами
5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий.
6. Осуществляет процесс фотосинтез
7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ.
8. Обеспечивает газообмен и испарение воды.


Ответы:
Вариант 1 Вариант 2
1) 1,4 А. 2,5
2) 1 Б. 3, 6
3) 1,2 В. 4,7
4) 2,3 Г. 1,8
5) 3,4
Самоанализ

Критерии Самоанализ
1 Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них Достигнуто в полной мере.
2 Замысел занятия реализован Достигнуто в полной мере.
3 Содержание урока оптимально (научно, доступно) Достигнуто в полной мере.
4 Проблемный характер изложения учебного материала Достигнуто почти в полной мере
Сложности вызвала работа, связанная с определением и сравнением тканей листа
5 Обучающиеся имеливозможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов Достигнуто в малой степени, т.к. они работали по инструктивным карточкам, с заранее подготовленными учителем образцами ткани листа.
6 Были созданы условия дляактуализации опытаобучающихся, их личностного общения Достигнуто полной мере, т.к. на уроке была организована работа в парах, совместное обсуждение полученных результатов
7 Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:
в предметной области Достигнуто почти в полной мере, т.к. учащиеся познакомились с клеточным строением листа, научились различать ткани листа под микроскопом и определять их функции.
в области информационных технологий Достигнуто почти в полной мере, т.к. работа проводилась с использованием цифровым оборудованием; компьютер, проектор, цифровой микроскоп.
в проектно-аналитической и исследовательской деятельности Достигнуто почти в полной мере,
Учащиеся показали владение логическими операциями
(анализ, сравнение, обобщение)
в плане продолжения образования и эффективного самообразования Достигнуто почти в полной мере,
Занятие способствовало повышению познавательного интереса к предмету.
8 Занятие способствовало развитию качеств личности:
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов Достигнуто почти в полной мере, Урок способствовал формированию умению диалогической речи через организацию работы в группах.
критическое мышление Достигнуто почти в полной мере.
креативность,
установка на творчество, самостоятельность, ответственность Достигнуто почти в полной мере.
Занятие содержало элементы, направленные на вовлечение школьников в самостоятельную работу частично поискового и исследовательского характера.
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу Достигнуто почти в полной мере. Учащиеся получили возможность самостоятельно проверить свой результат освоения материалом, посредством итоговых тестов.
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям Достигнуто почти в полной мере. Урок развивал умение слушать и слышать других
9
Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора
Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении Достигнуто почти в полной мере.
Учащиеся получили возможность для развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
1011 Обучающиеся получили помощь в
решении значимых для них проблем Достигнуто в высокой степени, т.к учитель помогал на всех этапах урока.
12 Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией Достигнуто в высокой степени.
13 Комфортность образовательной среды:материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест Достигнуто в высокой степени.
14 Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся Достигнуто в высокой степени
15 Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) Достигнуто в высокой степени

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии для 6 класса Внеклассное мероприятие по биологи. Сценарий для 6 класса Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии, 6 класс Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс

Похожие статьи:

Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Фотосинтез»

Конспект урока биологии по теме «Плоды» 6 класс

Игра по биологии, 6 класс

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Конспект урока биологии, 6 класс. Почва и растения

Конспект урока технологии, 6 класс. Производство ткани
Опубликовано: 2970 дней назад (5 ноября 2016)
Просмотров: 3562
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Анна Владимировна Давлетгараева # 5 ноября 2016 в 15:32 +1
Отличный материал для работы педагогов, Очень интересный, познавательный, насыщенный разнообразными приемами и формами, развивают познавательную сферу ребятишек и обобщают знания! Возьму на заметку! Чудесный демонстрационный материал дополняет Вашу разработку на все 100%!
Светлана Викторовна # 5 ноября 2016 в 21:03 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Людмила Васильевна Гоголева # 6 ноября 2016 в 17:19 +1
Юлия Владимировна,здравствуйте. Познакомилась с конспектом урока, все расписано подробно, разнообразные приемы учебной деятельности, самостоятельная работа, наглядность, взаимопроверка, проделан самоанализ, все это говорит о том, что урок продуман и просмотрены результаты.Мне понравился урок. Приглашайте в гости. С уважением, Людмила Васильевна.Голос.
Ольга Владимировна Перковская # 25 ноября 2016 в 13:16 0
Юлия Владимировна! Посетила материал Вашего урока. Проследила все этапы. Практическая направленность урока высокая. В течение всего урока учитель работает на конечный результат. Лабораторная работа, задания для проверки знаний, всё это способствует лучшему усвоению материала. Урок современный с использованием ИКТ. Спасибо за самоанализ. Удачи!