Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: «Суффикс»
Описание материала: Вашему вниманию предлагается конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: «Суффикс». Данный конспект урока написан в рамках гуманно – личностной педагогики Ш.А. Амонашвили, цель которой: создание условий для развития и воспитания в Ребёнке Благородного Человека путём раскрытия его личностных качеств.
Этот материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, студентов педагогических вузов, классному руководителю.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) у учащихся 2 «Б» класса
в предметной области «русский язык» по теме: «Суффикс»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
•развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
•формирование умения слушать и слышать;
•развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах;
•формирование доброго и уважительного отношения друг к другу при общении;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
•формирование представления учащихся о суффиксе как значимой части слова;
•научиться контролировать свою речь и соблюдать правила общения, оценивать результат своей деятельности;
•учиться формулировать грамотно предложения, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•формирование умения взаимодействовать в статичных парах;
•формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов;
•показать единообразное написание одного и того же суффикса;
•развивать умение определять значения суффиксов в словах;
•выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.
Содержание взаимодействия учителя и обучающихся:
План урока(на доске)
1. «Урок № ___, будь сегодня…»
2. Минутка чистописания
3. Наши мысли. Свободный выбор между добром и злом.
4. Закрепляя пройденное, познаём новое. Мы – исследователи, философы…
5. Подведение итогов работы.
6. Итог урока. «Урок, спасибо тебе за...»
7. Рефлексируем.
8. Домашнее задание.
I.«Урок № ___, будь сегодня…» (Организационный момент)
Учитель: Начинаем, ребята, наш с вами урок русского языка. Посмотрите на доску. Ознакомьтесь с планом нашего урока. Продолжите первый пункт плана.
Ребята: «Урок № 960, будь сегодня…».
Учитель: Каким будет наш 960 урок?
Ребята: спокойным, светлым, внимательным, добрым, мудрым, размышляющим, сложным.
II.Минутка чистописания
а. на проекторе: ребята просматривают и вспоминают правильное написание буквы К;
б. на доске: боjоеоjолоjоьоjокоjоиоjо
III. Наши мысли. Свободный выбор между добром и злом.
Учитель: Ребята, какое слово зашифровано на доске? Кто уже догадался, тот шепнёт мне на ушко, даст возможность подумать другим.
(приём
«шептание на ушко»)
Ребята: Здесь зашифровано слово БЕЛЬКИ.
Учитель: Как вы думаете, что обозначает это слово?
(предположения ребят)
- Бельки – детёныши гренландского тюленя. Неслучайно я зашифровала вам это слово. Дело в том, что сегодня, 15 марта – международный день защиты бельков. Подробнее об этом нам расскажет мой помощник ___________.
(выступление специально подготовленного ученика)
Помощник учителя:
Международный день защиты бельков отмечается 15 марта во многих странах мира, он был установлен по инициативе Международного Фонда Защиты Животных IFAW.
Бельки – детеныши гренландского тюленя – являются объектом охоты уже многие десятилетия из-за своего прекрасного меха. Именно спрос на этот мех толкает человека на уничтожение этих зверьков в огромном количестве. Еще несколько лет назад его можно было легально продать в Европе, России, Китае и многих других странах.
Гренландские тюлени водятся в Северной Атлантике, Белом, Баренцевом, Карском и Гренландском морях. Одиннадцать месяцев тюлениха вынашивает детеныша, а весной взрослые самки и самцы на несколько недель поднимаются на лед из моря, чтобы там появилось их потомство – очаровательные и беззащитные бельки. Около двух недель после рождения, пока самка кормит молоком, мех белька остается белоснежным. Именно из-за этого меха ежегодно десятки тысяч бельков и гибнут, причем их убийство происходит весьма жестоко: их забивают насмерть железными дубинами. По жестокости, варварству и количеству убийств, данному промыслу нет равных. А к концу 20 века коммерческая охота на детенышей гренландского тюленя поставила этот вид животных на грань исчезновения.
Учитель: Ребята, как вы думаете, от кого зависит жизнь бельков? А можем ли мы с вами им помочь? Как?
Ребята: Не надо покупать мех; не будет спроса – не будет предложения.
Учитель: А есть, ребята, другой выход. Можно принять участие в сборе подписей на специальном сайте для петиции с требованием остановить истребление гренландского тюленя и соблюдения ФЗ «О защите животных от жестокого обращения». Поэтому поводу древнегреческий философ Эсхил сказал: «Если сила соединится со справедливостью, ничто не может быть сильнее этого союза»
- Ребята, запишите это высказывание древнегреческого драматурга, философа к себе в тетрадь. Как вы его понимаете?
Ребята: Если мы едины, то мы непобедимы.
IV. Закрепляя пройденное, познаём новое. Мы – исследователи, философы…
Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжим работать над темой «Суффикс». Делать мы это будем в группах. У нас 3 группы: исследователи, философы, творцы. Каждая группа получает задание, которое она должна выполнить. Время на выполнение: 10 минут.
(работа в группах)
V. Подведение итогов работы. Выступление представителей от каждой группы.
Исследователи:
Задание:
Прочитай сказку. Понаблюдай за работой суффикса – чик. Для чего он служит? Какой оттенок значения он придаёт словам? Какое правило ты вынес из рассказа?
Ласковый и добрый
–чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и другие подобные им слова.
Но вот появился суффикс
– чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса
– чик была ещё одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного
колокола получался чудно звенящий
колокольчик. Даже большой зелёный
огурец превращался в изящный
огурчик.
С годами суффикс
– чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня
лет суффикс
–чик образовал слово
лётчик, из слова
переплёт-переплётчик.
Сейчас суффикс
– чик уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует названия профессий. Вот какой труженик этот –
чик
А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –чик всегда стоит в словах, - буквами
т,ж,д,з,с. «Как же нам запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения:
Ты
Же
Должен
Знать
Суффикс –
чик!»
Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.
Ребята: Суффикс –
чик – уменьшает предметы, делает их добрыми, ласковыми, образует названия профессий. Суффикс –
чик –стоит после букв
т,ж,д,з,с (лётчик, переводчик, резчик, счастливчик)
Философы:
Задание: Прочитай притчу «Белыш и Черныш».
Белыш и Черныш
Родились во дворе у мамы-собаки два щенка. Увидев их, дети стали думать, как бы их назвать. У одного щенка была бе¬лая мордочка, и ему дали кличку Белыш, а второго назвали Чернышом, потому что у него вся шерсть, кроме белого кончика хвоста, а была совершенно черной.
Белышу нравилось играть с детьми. Он ласкался, за всеми бегал, а если его брали на руки, то мог даже лизнуть лицо. Всей детворе нравилось с ним возиться. Его принимали в свои игры, гладили, сле¬дили, чтобы он не выбегал на дорогу, и каждый старался вынести из дому что-ни¬будь вкусное и угостить его. Некоторые дети даже не доедали дома свои котле¬ты и сосиски, чтобы осталось Белышу.
А Чернышу больше нравилось рычать и тявкать на людей. Играть с ним было неинтересно, потому что он все время, рыча, вырывался из рук и даже слегка цапнуть мог, если его начинали гладить. Из-за этого Черныша совсем перестали гладить и ласкать, а некоторые дети ста¬рались даже позлить и подразнить его.
Через полгода Белыш и Черныш вы¬росли. Белыш стал очень добрым псом, каждого человека он считал своим дру¬гом. И даже, видя во дворе незнакомого человека, он подбегал к нему, начинал ра¬достно вилять хвостом, высовывал язык и по–доброму смотрел человеку в глаза.
А Черныш за это время только еще злее стал. Во дворе он на всех подряд лаял, рычал, к себе не подпускал, а всех чужих людей своими врагами считал и старался к ним сзади подбежать и за ногу укусить.
Когда однажды Черныш покусал одну незнакомую женщину, кто-то из взрослых вызвал службу по отлову собак. Приеха¬ли незнакомые люди на машине во двор, а Черныш тут как тут. Лаем заливается, на чужаков бросается и каждого укусить норовит. Растянули люди большую сеть, поймали Черныша, посадили в клетку и увезли куда-то. С тех пор о Черныше ник¬то ничего не слышал, да и совсем не тос¬ковали о нем дети, своими злыми выход¬ками и громким лаем он успел всем здо¬рово надоесть.
А Белыш до сих пор играет с детьми, всюду бегает за ними. Он, став любим¬цем всего двора, остался таким же лас¬ковым, общительным и дружелюбным.
Подумай и ответь на следующие вопросы:
– Кто виноват в том, что Черныш вырос злым?
– Почему у Черныша жизнь закончилась так плохо?
– Человек сам выбирает зло или его заставляют это делать другие?
Ребята: Сам Черныш виноват в том, что вырос злым, так как выбрал вместо добра зло. У Черныша жизнь закончилась так плохо, потому что зло, излучённое им, к нему же и вернулось. У человека есть свобода выбора, за который он и должен отвечать.
Творцы:З
Задание:
От каждого слова образуй новое слово с помощью одного из данных суффиксов.
Слова:
путь, слово, звезда, любимый, родной, журавль, мама, дочь, сын.
Суффиксы:
-ник,-очк, -н, -ек, -ок, -еньк, -ушк, -ящ, -очк, -ечк.
Ребята: путь - путник, звезда - звёздочка, любимый - любящий, родной – родненький, журавль - журавушка, мама – мамочка, дочь – дочечка, сын – сынок.
VI. Подведение итогов:
Учитель:
- Какой праздник отмечается 15 марта?
- Для чего служит суффикс?
- Какие суффиксы вы запомнили?
- Какой оттенок значения они придают словам?
- Сможем ли мы с помощью них сделать добро окружающим? Как именно?
VII. Рефлексируем
Ребята:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
Домашнее задание: Если у кого есть желание, тот может подготовить рисунок ко Дню защиты бельков, а также поподробнее узнать об акции, проводимой для защиты бельков. Дома попробуйте составить для своих родителей послание, используя для этого слова с изученными суффиксами.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса