Конспект урока литературы в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой.
Автор: Ибраева Зинаида Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования» п. Новый Торъял Республики Марий Эл.
Описание материала: предлагаю конспект урока литературы для учащихся 5 класса, в нём вы найдёте нестандартный подход к анализу произведения, способствующий творческому развитию детей.
Тема урока: «Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» – сказка о волшебной силе искусства».
Цели: Образовательные: способствовать полноценному восприятию художественного произведения; формировать систему читательских умений, уделив внимание видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в нём.
Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа текста, художественного пересказа фрагментов сказки;
Воспитательные: воспитать такие нравственные качества, как доброта, сопереживание.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся; фонограмма восточной мелодии, пения соловья; диск со сказкой «Соловей», DVD проигрыватель.
Опережающее домашнее задание: прочитать сказку, нарисовать дворец императора, подготовить инсценировку отрывка из сказки «Соловей у императора»
Форма: индивидуально-коллективная.
Метод: словесный, наглядно-иллюстративный.
Ход урока.
На фоне восточной мелодии слова учителя.(Приложение 1)
-Ребята, сейчас мы перенесёмся в таинственную и чудесную страну Данию. Благодаря замечательному сказочнику Гансу Христиану Андерсену, мы окажемся в загадочном, волшебном мире сказок.
Сначала заглянем в «Бюро литературных находок».
В бюро находок обычно возвращают забытые, потерянные вещи, но в нашем бюро оказались утерянные вещи из сказок Андерсена.
В какую сказку нужно вернуть эти вещи?
Бусы из ракушек (слайд 1). Книжка с картинками (слайд 2).Маленький красивый мешочек (слайд 3).Длинный острый нож (слайд 4).Бумажный кораблик (слайд 5).Чудесный музыкальный горшочек (слайд 6).Чашка с речным песком (слайд 7).Скорлупка ореха (слайд 8)
-Молодцы! Всем героям сказок помогли найти потерянные вещи. А ещё помогите прочитать интересную записку.
Нарисованы буквы, из них сложить слово (ЙОЛЕОСВ—соловей).
Учитель:
- По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, то сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. И сегодня к нам на урок она прилетит на крыльях маленькой птички. Давайте же с вами перенесемся в мир сказки, которая так и называется «Соловей» (текст сказки дети читали дома). Узнаем, что особенно ценил известный писатель, а что презирал.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Анализ произведения.
1. В какой стране происходит действие в сказке?
2. Почему датский писатель описывает в сказке именно Китай?
(ученик делает сообщение о Китае, материал взят из книги « Всё обо всём»)
3. Что было главной достопримечательностью страны, описанной в сказке? (Дворец)
-Мы сейчас познакомимся с этим великолепным сооружением, совершив небольшую заочную экскурсию.
Рассказ экскурсовода:
В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского: он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться. В саду росли чудеснейшие цветы: к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики.
Учитель:
- А вот таким изобразили дворец императора вы. У каждого юного художника он свой. (Выставка рисунков)
Чей рисунок больше похож на императорский дворец?
Учитель:
-В сказке «Соловей» Андерсен использовал литературный приём антитезу (работа со словарём). Антитеза – противопоставление.
Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?
Опишите лес, где живёт соловей?
Монолог императора:
- Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моём государстве и даже в моём собственном саду живёт такая удивительная птица, а я ни разу не слыхал о ней! Пришлось вычитать только из книг! Я хочу слышать соловья! Он должен быть здесь сегодня же вечером.
Что случилось во дворце после приказа императора? Перескажите этот эпизод.
Какое впечатление произвело пение соловья во дворце?
О чём говорят слёзы, выступившие на глазах императора?
Учитель:
-Однажды императору доставлен большой пакет, где в ящике лежал искусственный соловей. Он был похож на настоящий, поэтому при дворе решили, что птицы должны петь дуэтом. Но дело не пошло на лад. Почему?
(Птицы совершенно разные)
Демонстрация мультфильма по сказке « Соловей»( Приложение 2)
Рассмотрим, какие различия между двумя соловьями.
Сопоставительный анализ сказки. На доске вместе с учениками составляется таблица.
Живой соловей Искусственный соловей
Маленькая серенькая птичка (простая наружность) Осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами
Душа Механизм
Поёт по-своему Поёт как заведённая шарманка
Слёзы Золотая туфля
Нельзя заранее знать, что споёт. Всё известно наперёд
Нельзя заставить петь Заводят 34 раза
Чудесным пением радует людей Сломался
Сделайте вывод из этой сравнительной характеристики?
Вывод: восторжествовало настоящее искусство
Учитель:
- Прошло 6 лет, изгнанный из дворца соловей прилетел к умирающему императору.
Инсценировка сказки.
Действующие лица: автор, соловей, император. Используются элементы костюмов.
Автор.
- Вдруг за окном раздалось чудное пение. (Запись пения соловья) (Приложение 3). Вдруг Смерь охватила такая тоска, что она свилась в белый холодный туман и вылетела в окно.
Император.
- Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! Я помню тебя. Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнала от моей постели саму Смерть! Чем мне вознаградить тебя?
Соловей.
- Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слёзы на твоих глазах, этого не забуду никогда! Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца.
Вывод.
Что, по-мнению Андерсена, может победить смерть?
(Чудесное пение, музыка природы, искусство).
Учитель:
- Значит, искусство сильнее смерти. Соловей снова отказывается жить во дворце и не принимает вознаграждения. Почему? (Певец не может жить в неволе).
Учитель:
- Мы пришли к выводу, что искусство должно быть свободным и бескорыстным. Прочитайте, о чём соловей будет петь императору каждый вечер? Как вы думаете, надо ли петь о счастливых и о несчастных, о добре и о зле? (Надо всё знать о настоящей жизни, чтобы помочь несчастным, делать добро тем, кто в нем нуждается).
Учитель:
- Как вы поняли, в чём же заключается волшебная сила искусства?
На экране словосочетания, которые помогут вам ответить на вопрос.
Искусство, побеждающее смерть. Механическое подражание. Почести и награды. Красивая внешность. Бескорыстная помощь и сопереживание. Преклонение перед механизмом. Добрая душа.
Учитель:
- Какова, на ваш взгляд, идея сказки « Соловей».
(Отвечая на вопрос, ученики используют словосочетания).
Итог. Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о настоящей живой жизни. 1.Понравилась ли вам сказка и почему?2. Чему хотел научить нас автор?
Домашнее задание: 1.Ответить письменно. Как вы понимаете смысл пословицы: «Соловья за песни кормят»?
2.Написать письмо Г.Х. Андерсену. За что я люблю ваши сказки?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы в 5 классе. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Похожие статьи:
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной