Классный час «Характер», 8 класс

Разработка классного часа для 8 класса. Тема: Знакомый незнакомец (характер)

Цели: познакомить с типами характера, упражнять в определении разных типов характера и особенностей их проявления; развить умение свободно высказывать свое мнение.

Оборудование:

1) на доске высказывание К. Д. Ушинского: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу»;

2) карточки со словесными иллюстрациями различных типов характера.

Ход классного часа

1. Дискуссия.

Дискуссия на тему: «Как вы понимаете высказывание К. Д. Ушинского?».

2. Ознакомление с понятием характер.

Классный руководитель знакомит с понятием «характер».

Характер - слово греческое, в переводе на русский язык означает «черта», «признак», «примета», «печать».

Характер накладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека. Зная характер человека, можно предвидеть его поведение в разных ситуациях. Но в зависимости от развития волевых черт выделяют характеры сильные и слабые.

Различают гиперактивные, застревающие, психастенические, циклоидные, аутистические, демонстративные, конформные, лабильные, неустойчивые и другие характеры.

3. Анализ поведенческих ситуаций. Работа в группах.

Классный руководитель отмечает, что все люди разные. Поэтому, чтобы избежать конфликтов, необходимо уметь распознавать характер другого человека, знать свои особенности и учитывать их в общении.

Класс разбивается на группы по четыре человека. Каждая группа анализирует карточки, в которых приведены примеры поведения людей с определенным характером. Группа отвечает на два вопроса:

- Какой тип характера проявился в данном примере?

- В чем нуждается человек с таким характером?

Примеры карточек для анализа.

Карточка 1

Володя всегда в приподнятом настроении, весел, разговорчив. В хороших отношениях со всеми. Полон замыслов и идей, с ним интересно. Но он не очень надежен. Может пообещать и забыть, запустить дела, учебу. Когда на него как следует «надавят», быстро все нагоняет, не особенно заботясь о качестве работы. Многое ему прощается за веселый нрав. Он ищет перемену мест, все новых и новых друзей. Самооценка у Володи несколько завышена, он некритичен к себе. Свою вину обычно сваливает на других. Вместе с тем легко прощает недостатки других, ни на кого не держит зла.

Карточка 2

Вера сначала понравилась всем ребятам. Очень следит за собой, за тем впечатлением, которое производит на окружающих. На уроках выступает серьезно, аргументированно. Ее выбрали в Совет гимназии. Все дела у нее в порядке. Волевая, целеустремленная, она хочет, чтобы у нее все было лучше, чем у других. Новое воспринимает с трудом, никогда не забывает обид и никому ничего не прощает, любит «свести счеты». Если кто-то начинает противоречить, может резко оборвать, показать, кто здесь главный. Потом будет страдать.

Карточка 3

Алла вся в эмоциях. Постоянно чем-то воодушевлена или взволнована. То влюблена, то ненавидит. В течение дня настроение меняется несколько раз. И не успеваешь уследить. Только что была грустна, на лице тоска и скорбь, вдруг начинаются бурная радость и веселье. Любое событие ее ранит, тревожит, волнует.

Карточка 4

Сергей немного бесшабашный тип, чересчур живой, общительный, не прочь прогулять уроки. Учится неровно. Своего мнения обычно не имеет и смотрит «куда ветер подует». Будучи предоставлен самому себе, начинает скучать, метаться, искать группу, к которой можно было бы примкнуть. Им охотно руководят другие, он не самолюбив, привязчив, хороший, внимательный друг. Сергей очень неохотно меняет людей, с которыми привык общаться.

4. Опросник «Какой у меня характер?».

Ознакомившись с таким разнообразием характеров, ребята могут захотеть узнать, какой же у них характер. Для этого классный руководитель предлагает им ответить на три группы вопросов (методика М. И. Щиловой). Ответы следует распределить в три столбика: первый обозначить буквой А, второй - Б, третий - В. Отвечать нужно однозначно: «да» или «нет».

Опросник «Узнай свой характер».

A.

1. Употребляете ли вы грубые слова, разговаривая с людьми, которым это неприятно?

2. Любите ли вы похвастаться накануне экзамена, что все отлично знаете?

3. Бывает ли у вас желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

4. Доставляет ли вам удовольствие высмеивать мнение друзей?

5. Имеете ли вы обыкновение читать нотации, делать замечания?

Б.

1. Предпочитаете ли вы профессии артиста, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

2. Чувствуете ли вы себя непринужденно в обществе малознакомых людей?

3. Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом, вместо того чтобы посидеть дома спокойно за книгой?

4. Способны ли вы хранить секреты?

5. Любите ли вы праздничную атмосферу?

B.

1. Строго ли соблюдаете в письмах правила пунктуации?

2. Готовитесь ли заранее к воскресным развлечениям?

3. Можете ли точно отчитаться в своих покупках и расходах?

4. Любите наводить порядок?

5. Свойственна ли вам мнительность?

Обработка ответов.

Необходимо подсчитать количество «да» и «нет» отдельно в каждом столбике. Если количество «да» в первом столбике больше двух, запишите внизу столбика букву А. Если больше двух количество «нет», то запишите букву О. Соответственно запишите Б или О во втором столбике; В или О в третьем. У вас получится сочетание из трех букв.

Предположительно вы обладаете следующими чертами характера:

(ООО). Вас привлекает все новое, у вас пылкое воображение, однообразие вам в тягость. Но мало кто хорошо знает ваш характер. Вас считают человеком спокойным, тихим и довольным своей судьбой, тогда как в действительности вы стремитесь к жизни, наполненной яркими событиями.

(АОО). Вы склонны высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения, даже друзья вас не всегда понимают. Но вас это мало волнует.

(АБО). Оказывается, вы большой оригинал и любите удивлять друзей. Если кто-нибудь дает совет, вы сделаете наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. То, что забавляет вас, других может раздражать. Только самые близкие друзья знают, что вы не столь самоуверенны, как это кажется.

(АБВ). Вы энергичны, всюду чувствуете себя на своем месте, всегда владеете собой. Вы общительны, но похоже, что вы любите общество друзей только при условии, если играете в нем главную роль. В ваших суждениях всегда есть большая доля здравого смысла, но тем не менее ваше стремление вечно поучать утомляет.

(ОБВ). Вы сдержанны, но не робки, веселы, в меру общительны, вежливы со всеми. Вы привыкли, что вас часто хвалят. Вы хотели бы, чтобы вас любили без всяких усилий с вашей стороны. Без общества людей вам не по себе. Вам приятно делать людям добро. Но вас можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

(ОБО). Вы очень общительны, любите встречаться с людьми. Вам трудно быть одному. В вас силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как делают другие. Иногда вы поддаетесь порыву, но большей частью сдерживаетесь.

(ООВ). Скорее всего, вы человек застенчивый. Это видно, когда вам приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой вы бываете только в кругу семьи или близких друзей. В присутствии посторонних вы чувствуете себя скованно, но стараетесь это скрыть. Вы добросовестны, трудолюбивы, у вас есть много хороших замыслов, но из-за своей скромности вы нередко остаетесь в тени.

(АОВ). Характер у вас довольно трудный. Вы крайне неуступчивы. У вас недостаточно развито чувство юмора, вы стараетесь заставить других поступать на свой лад, а если вам не подчиняются, начинаете злиться. Поэтому у вас мало друзей.

5. Итог занятия.

Классный руководитель дает рекомендации учащимся заняться корректировкой своего характера и самовоспитанием на основании этих данных.

Автор-составитель: Ольга Анатольевна Ещеркина

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс

Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность

Классный час, 8 класс. Признание отличий между людьми

Классный час «Темперамент», 8 класс

Классный час «Учимся разрешать конфликты», 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!