Цели: помочь учащимся усвоить правила разрешения конфликтов; развивать умения анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Подготовительная работа.
Классный руководитель предлагает подросткам описать на отдельных листках бумаги конфликты, которые происходили когда-либо с их участием. Подписывать листки нс следует. Эти конфликтные ситуации предлагается коллективно проанализировать в ходе практикума. Учащиеся попытаются совместно найти способы оптимального решения описанных конфликтов в процессе обсуждения и анализа.
Первая часть практикума - беседа.
В беседе с классным руководителем подростки актуализируют знания о правилах поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликтов; что такое конфликт, конфликтная ситуация и инцидент.
Классный руководитель предлагает учащимся ознакомиться с правилами разрешения конфликта.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участия конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
Правила разрешения конфликта
1. Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):
• Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)?
• Что является главным противоречием, в чем рассогласование?
• Какова цель вашего оппонента?
• Какие положительные черты характерны для вашего оппонента?
• Каковы, на ваш взгляд, его негативные черты?
• Какова ваша цель в конфликте?
• Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас)?
• Определите для себя ценностную альтернативу: что важнее - выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем- либо другом?
• Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента.
Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов.
• Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
2. Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами).
Правила разрешения конфликта:
• Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу.
• Используйте «Я-сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
• Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
• В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
• Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
• Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
• Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана.)
Вторая часть практикума - анализ конфликтных ситуаций (работа по микрогруппам).
После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения конфликтов педагог предлагает подросткам проанализировать конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники.
Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут подростки коллективно в микрогруппах анализируют ситуации в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагаю!' путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.
Подведение итогов.
Педагог напоминает подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные ситуации, сделаны выводы о пользе применения правил «беспроигрышного» разрешения конфликтов, осуществлена рефлексивная деятельность (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта и т. д.).
Автор: Ольга Анатольевна Ещеркина
Классный час «Темперамент», 8 класс
Классный час «Характер», 8 класс
Классный час, 8 класс. Признание отличий между людьми
Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс
Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность
Нет комментариев. Ваш будет первым!