Цели: познакомить с типами темпераментов, определить ведущие типы и особенности их проявления; выработать правильное восприятие и понимание людей с разными темпераментами.
Оборудование:
1. Таблица с кратким описанием темперамента.
2. Вопросники для определения типа темперамента.
1. Разминка в виде игрового тренинга «Интервью».
Цель разминки - установить доверительную атмосферу.
Условия проведения: у каждого обучающегося все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера:
• Любишь ли ты стихи?
• Твой любимый цвет.
• Твое любимое изречение.
• Если бы тебе предложили в фильме «Три мушкетера» сыграть роль, кого бы ты выбрал?
• Есть ли у тебя хобби?
• Какое твое любимое имя?
• Чего ты больше всего боишься?
• Что ты больше всего ценишь в людях? И т. д.
Каждому следует задавать не более 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности: с полной откровенностью, с частичной, а можно вообще в «маске» - «будто не про себя, а про другого». Важно помнить, что это условие обязательно, так как оно снимает психологический барьер у участников встречи. Интервьюировать можно по 3-4 человека.
2. Ознакомление с понятием темперамент.
После разминки классный руководитель знакомит с понятием «темперамент» и дает психологическую характеристику его типов.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. В зависимости от силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Холерик отличается высокой реактивностью и активностью. Он способен отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Имеет затруднения в переключении внимания.
Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события, легко переживает неудачи и неприятности. У него живая мимика, выразительные движения. Быстро сосредоточивает внимание. Очень энергичен и работоспособен, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.
Флегматик - малоэмоционален, невозмутим, со слабым внешним выражением душевных состояний. Отличается работоспособностью, выдержкой, терпеливостью, самообладанием. Медленный темп движений и речи. Находчив, медленно сосредоточивает внимание, с трудом сходится с новыми людьми.
Меланхолик - отличается повышенной чувствительностью. Он склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее, обладает легко отвлекаемым и неустойчивым вниманием. Неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его «опускать руки».
После характеристики типов темперамента учитель разъясняет, что «чистых» типов, как правило, почти не бывает, чаще встречаются сочетания признаков двух, трех, а то и всех четырех типов, что все их особенности применительно к общению имеют свои плюсы и минусы. Это ставит перед каждым человеком задачу, как лучше использовать данные природой плюсы и как компенсировать минусы.
Затем учащимся демонстрируется таблица с кратким описанием характеристик разных типов темпераментов.
Тип |
Положительные характеристики |
Отрицательные |
Холерик |
Энергичность, увлеченность, трудоспособность, целеустремленность |
Горячность, невыдержанность, нетерпеливость |
Сангвиник |
Мобильность, оптимизм, трудоспособность |
Изменчивость настроения, легкомыслие, поверхностность |
Флегматик |
Устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность |
Медлительность, некоммуникативность |
Меланхолик |
Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность |
Неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания |
3. Определение типа темперамента учащимися у самих себя.
Самым интересным для учащихся является определение преобладающего типа темперамента у самих себя.
Подросткам раздаются вопросники с показателями темпераментов. Рядом необходимо проставить «+» или «-» в зависимости от наличия или отсутствия данного показателя.
1) Вы спокойны и хладнокровны?
2) Последовательны и обстоятельны в делах?
3) Осторожны и рассудительны?
4) Вы умеете ждать?
5) Молчаливы и не любите болтать попусту?
6) Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?
7) Вы сдержанны и терпеливы?
8) Доводите ли вы начатое дело до конца?
9) Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это?
10) Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?
11) Легко ли сдерживаете порывы?
12) Насколько восприимчивы к одобрению и порицанию?
13) Можно ли утверждать, что вы незлобливы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?
14) Вы постоянны в своих отношениях и интересах?
15) Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?
16) Ровны ли вы в отношениях со всеми?
17) Любите ли аккуратность и порядок во всем?
18) Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?
19) Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?
20) Обладаете ли вы выдержкой?
21) Вы веселы и жизнерадостны?
22) Энергичны и деловиты?
23) Как часто вы не доводите начатое дело до конца?
24) Способны ли вы быстро схватывать новое?
25) Ваши интересы и склонности неустойчивы?
26) Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?
27) Легко ли вы приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?
28) Склонны ли вы переоценивать себя?
29) С увлечением ли вы беретесь за новое дело?
30) Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?
31) Вы быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую?
32) Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?
33) Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. Так ли это?
34) Вы выносливы и работоспособны?
35) Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?
36) Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситуациях?
37) У вас всегда бодрое настроение?
38) Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?
39) Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях?
40) Склонны ли вы отвлекаться?
41) Вы неусидчивы, суетливы?
42) Невыдержанны, вспыльчивы?
43) Нетерпеливы?
44) Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?
45) Решительны и инициативны?
46) Упрямы?
47) Находчивы ли вы в споре?
48) Вы работаете урывками?
49) Склонны ли вы к риску?
50) Вы незлопамятны и необидчивы?
51) Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью?
52) Вы неуравновешенны и склонны к горячности?
53) Можно ли вас назвать агрессивным забиякой?
54) Нетерпимы ли вы к недостаткам?
55) Обладаете ли вы выразительной мимикой?
56) Способны вы быстро действовать и решать?
57) Стремитесь ли вы неустанно к новому?
58) Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?
59) Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?
60) Вы склонны к резким сменам настроения?
61) Вы стеснительны и застенчивы?
62) Теряетесь ли вы в новой обстановке?
63) Затрудняетесь ли вы устанавливать контакт с незнакомыми людьми?
64) Вы не верите в свои силы?
65) Вы легко переносите одиночество?
66) Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при неудачах?
67) Склонны ли вы уходить в себя?
68) Быстро ли вы утомляетесь?
69) У вас тихая, неторопливая речь?
70) Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?
71) Вы впечатлительны до слезливости?
72) Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?
73) Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим?
74) Склонны ли вы к мнительности?
75) Вы болезненно чувствительны, легко ранимы?
76) Чрезмерно обидчивы?
77) Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?
78) Малоактивны и робки?
79) Безропотны и покорны?
80) Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих?
Чтобы определить наличие холерического темперамента, нужно число плюсов в ответах 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
Для определения сангвинического темперамента число плюсов на вопросы 21-40 также нужно разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
Для определения флегматического темперамента число плюсов в вопросах 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
Для определения меланхолического темперамента плюсы на вопросы 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30-40% - достаточно яркая, при 20-29% - средняя, при 10-19% - малая.
4. Обмен мнениями.
Заканчивается занятие обменом мнениями о прошедшей встрече.
Автор-составитель: Ольга Анатольевна Ещеркина
Классный час «Учимся разрешать конфликты», 8 класс
Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс
Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность
Нет комментариев. Ваш будет первым!