Классный час «Темперамент», 8 класс

Конспект классного часа в 8 класса. Тема: Знакомый незнакомец (Темперамент)

Цели: познакомить с типами темпераментов, определить ведущие типы и особенности их проявления; выработать правильное восприятие и понимание людей с разными темпераментами.

Оборудование:

1. Таблица с кратким описанием темперамента.

2. Вопросники для определения типа темперамента.

Ход классного часа

1. Разминка в виде игрового тренинга «Интервью».

Цель разминки - установить доверительную атмосферу.

Условия проведения: у каждого обучающегося все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера:

• Любишь ли ты стихи?

• Твой любимый цвет.

• Твое любимое изречение.

• Если бы тебе предложили в фильме «Три мушкетера» сыграть роль, кого бы ты выбрал?

• Есть ли у тебя хобби?

• Какое твое любимое имя?

• Чего ты больше всего боишься?

• Что ты больше всего ценишь в людях? И т. д.

Каждому следует задавать не более 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности: с полной откровенностью, с частичной, а можно вообще в «маске» - «будто не про себя, а про другого». Важно помнить, что это условие обязательно, так как оно снимает психологический барьер у участников встречи. Интервьюировать можно по 3-4 человека.

2. Ознакомление с понятием темперамент.

После разминки классный руководитель знакомит с понятием «темперамент» и дает психологическую характеристику его типов.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения.

Свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. В зависимости от силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерик отличается высокой реактивностью и активностью. Он способен отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Имеет затруднения в переключении внимания.

Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события, легко переживает неудачи и неприятности. У него живая мимика, выразительные движения. Быстро сосредоточивает внимание. Очень энергичен и работоспособен, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Флегматик - малоэмоционален, невозмутим, со слабым внешним выражением душевных состояний. Отличается работоспособностью, выдержкой, терпеливостью, самообладанием. Медленный темп движений и речи. Находчив, медленно сосредоточивает внимание, с трудом сходится с новыми людьми.

Меланхолик - отличается повышенной чувствительностью. Он склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее, обладает легко отвлекаемым и неустойчивым вниманием. Неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его «опускать руки».

После характеристики типов темперамента учитель разъясняет, что «чистых» типов, как правило, почти не бывает, чаще встречаются сочетания признаков двух, трех, а то и всех четырех типов, что все их особенности применительно к общению имеют свои плюсы и минусы. Это ставит перед каждым человеком задачу, как лучше использовать данные природой плюсы и как компенсировать минусы.

Затем учащимся демонстрируется таблица с кратким описанием характеристик разных типов темпераментов.

Тип темперамента

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики

Холерик

Энергичность, увлеченность, трудоспособность, целеустремленность

Горячность, невыдержанность, нетерпеливость

Сангвиник

Мобильность, оптимизм, трудоспособность

Изменчивость настроения, легкомыслие, поверхностность

Флегматик

Устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность

Медлительность, некоммуникативность

Меланхолик

Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность

Неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания

3. Определение типа темперамента учащимися у самих себя.

Самым интересным для учащихся является определение преобладающего типа темперамента у самих себя.

Подросткам раздаются вопросники с показателями темпераментов. Рядом необходимо проставить «+» или «-» в зависимости от наличия или отсутствия данного показателя.

1) Вы спокойны и хладнокровны?

2) Последовательны и обстоятельны в делах?

3) Осторожны и рассудительны?

4) Вы умеете ждать?

5) Молчаливы и не любите болтать попусту?

6) Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?

7) Вы сдержанны и терпеливы?

8) Доводите ли вы начатое дело до конца?

9) Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это?

10) Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?

11) Легко ли сдерживаете порывы?

12) Насколько восприимчивы к одобрению и порицанию?

13) Можно ли утверждать, что вы незлобливы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?

14) Вы постоянны в своих отношениях и интересах?

15) Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?

16) Ровны ли вы в отношениях со всеми?

17) Любите ли аккуратность и порядок во всем?

18) Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

19) Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?

20) Обладаете ли вы выдержкой?

21) Вы веселы и жизнерадостны?

22) Энергичны и деловиты?

23) Как часто вы не доводите начатое дело до конца?

24) Способны ли вы быстро схватывать новое?

25) Ваши интересы и склонности неустойчивы?

26) Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?

27) Легко ли вы приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

28) Склонны ли вы переоценивать себя?

29) С увлечением ли вы беретесь за новое дело?

30) Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?

31) Вы быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую?

32) Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?

33) Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. Так ли это?

34) Вы выносливы и работоспособны?

35) Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?

36) Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситуациях?

37) У вас всегда бодрое настроение?

38) Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?

39) Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях?

40) Склонны ли вы отвлекаться?

41) Вы неусидчивы, суетливы?

42) Невыдержанны, вспыльчивы?

43) Нетерпеливы?

44) Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?

45) Решительны и инициативны?

46) Упрямы?

47) Находчивы ли вы в споре?

48) Вы работаете урывками?

49) Склонны ли вы к риску?

50) Вы незлопамятны и необидчивы?

51) Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью?

52) Вы неуравновешенны и склонны к горячности?

53) Можно ли вас назвать агрессивным забиякой?

54) Нетерпимы ли вы к недостаткам?

55) Обладаете ли вы выразительной мимикой?

56) Способны вы быстро действовать и решать?

57) Стремитесь ли вы неустанно к новому?

58) Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?

59) Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?

60) Вы склонны к резким сменам настроения?

61) Вы стеснительны и застенчивы?

62) Теряетесь ли вы в новой обстановке?

63) Затрудняетесь ли вы устанавливать контакт с незнакомыми людьми?

64) Вы не верите в свои силы?

65) Вы легко переносите одиночество?

66) Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при неудачах?

67) Склонны ли вы уходить в себя?

68) Быстро ли вы утомляетесь?

69) У вас тихая, неторопливая речь?

70) Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

71) Вы впечатлительны до слезливости?

72) Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?

73) Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим?

74) Склонны ли вы к мнительности?

75) Вы болезненно чувствительны, легко ранимы?

76) Чрезмерно обидчивы?

77) Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?

78) Малоактивны и робки?

79) Безропотны и покорны?

80) Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих?

Чтобы определить наличие холерического темперамента, нужно число плюсов в ответах 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

Для определения сангвинического темперамента число плюсов на вопросы 21-40 также нужно разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

Для определения флегматического темперамента число плюсов в вопросах 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

Для определения меланхолического темперамента плюсы на вопросы 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30-40% - достаточно яркая, при 20-29% - средняя, при 10-19% - малая.

4. Обмен мнениями.

Заканчивается занятие обменом мнениями о прошедшей встрече.

Автор-составитель: Ольга Анатольевна Ещеркина

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс

Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность

Классный час, 8 класс. Признание отличий между людьми

Классный час «Учимся разрешать конфликты», 8 класс

Классный час «Характер», 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!