Конкурсы

Классный час «Музыка в нашей жизни», 8 класс

Беседа для учащихся 8 класса на тему «Значение музыки в жизни человека»

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Музыка и здоровье человека

В настоящее время очень много говорится и пишется о влиянии музыки на здоровье людей и животных. Как это воспринимать: как научные исследования или псевдонауку? В скандинавских странах якобы установлено, что музыка Гайдна и Моцарта повышает удои до 25 %, а в Японии трансляция национальной музыки повышает яйценоскость. Попробуем вместе разобраться в этом вопросе, прочитав интересное интервью.

«Мы беседуем с фельдшером «скорой помощи» бас- гитаристом рок-группы «Кровавый утренник» Максимом Оле- щуком, который серьёзно занимается проблемой влияния музыки на здоровье человека.

- Расскажите, Максим, как, на Ваш взгляд, воздействует музыка на здоровье.

- О! Действие музыки на человека я наблюдаю очень давно. Разная музыка влияет на человека по-разному. Спокойная, мелодичная, блюзовая музыка очень успокаивающе, по моим наблюдениям, действует на психическое состояние человека. Жесткий хард-рок, например, вызывает у слушателей подсознательную агрессию.

По моим наблюдениям, мелодический, качественный рок вызывает, наоборот, подъем настроения, прилив бодрости, хорошее настроение. Когда я выхожу на сцену - всю свою положительную энергию я отдаю гитаре (я её люблю), а она в свою очередь отдаёт её зрителям.

- Как влияет музыка именно на Ваше здоровье?

- От музыки невозможно устать, я больше устаю от техники игры - спорта не надо. После тридцатиминутного выступления остаётся чувство усталости и потеря веса до трёх килограммов. Усталость после выступления моментально проходит из-за чувства удовлетворённости перед зрителями.

- Расскажите о влиянии музыки на зрителей с Вашей точки зрения.

- Нашу музыку зрители воспринимают в едином порыве, за исключением немногих, случайно попавших на наш концерт, иначе мы не собирали бы почти полные залы.

По официальной милицейской статистике, после поп- концертов постоянно наблюдаются драки, разборки, даже убийства и очень много других преступлений.

А после рок-концертов, опять-таки по милицейской статистике, не замечено ни одно противоправное действие. Как я понимаю, вся отрицательная энергия выплескивается на концерте, на разборки, драки и прочий негатив не остается сил.

- Ваше отношение к медицине?

- Работаю на подстанции «скорой помощи». В этом году поступлю в Омскую государственную медицинскую академию. Собираюсь посвятить жизнь медицине и музыке. Очень надеюсь и буду стремиться к симбиозу музыки и медицины, надеюсь, что эти параллели пересекутся. Мечтаю об открытии в будущем кабинетов музыкальной терапии.

- Что Вы думаете о здоровом образе жизни?

- Самое главное - нет алкоголю, табаку и нет наркотикам. Мы принимаем самое активное участие в акции «Рок против наркотиков!».

Это нужно знать!

Каждый живой организм запрограммирован на поддержание собственной жизни и продолжение рода. В обеспечении жизнедеятельности большую роль играет слуховая система. Органы слуха воспринимают звуки. Все звуки имеют определенный режим, темп, тональность. Если человек улавливает их, то они воспринимаются как музыка. Если нет, то - как шум. Различия между мелодией и шумом определяются как особенностями звукового ряда, так и особенностями восприятия человека.

А музыка — это искусство стройного и согласного сочетания звуков, это красота, проявляющаяся в этих сочетаниях, их гармонии, созвучии, мелодии. Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира и обогащению воображения. Наука занимается изучением этих особенностей восприятия звуков. Одно из направлений биологии - биомузыкология выявляет, как звуки воздействуют на живой организм.

Известно, что у музыки есть универсальный, всеобъемлющий язык. И каждой культуре присуща своя музыка. Она помогает людям жить и способствует продолжению рода. Профессор Института биомузыкологии в Швеции Бьорн Меркур так определил роль музыки: «Музыка - это важнейшая составляющая жизнеобеспечения общества. Это и голос жизни. Многие живые организмы определяют принадлежность к своему классу и виду, заявляют о своем существовании при помощи звуков. Обратите внимание, что пение птиц, голоса животных, другие природные звуки находят отклик в душе человека».

Доказано, что музыка, наряду с другими факторами, определяет в первые годы жизни ребенка его развитие, формирование мозга, логических связей, образование и продолжительность жизни первых клеток (нейронов). Физик Гордон Шидв из Калифорнийского университета и психолог Френк Размер из университета штата Висконсин исследовали роль музыкального образования (прослушивания музыки и игры на музыкальном инструменте) в интеллектуальном развитии. В ходе эксперимента наблюдались 78 детей из разных городов. В тестах особое внимание уделялось вопросам геометрии и физики. Дети, обучавшиеся музыке, показали результаты на 34 % выше, чем в контрольной группе. Отсюда можно сделать вывод, что музыка способствует развитию аналитического мышления. Чем раньше позволить ребенку заниматься музыкой, тем выше будет результат.

Рассмотренный выше механизм взаимосвязи музыки и интеллектуального развития можно применить и к гормональному развитию организма. Музыка может повысить или понизить содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом. Например, проведение гастроэнтероскопического обследования вызывает чувство тревоги, неуверенности у пациентов. Состояние стресса подтвердили и клинические анализы. Когда этим людям дали послушать спокойную музыку, содержание кортизола в крови снизилось, страх уменьшился. В контрольной группе, где не проводилась музыкальная терапия, наблюдалось обратное. Похожий эксперимент был проведен накануне операции. В двух группах больным сообщили, что на следующий день их будут оперировать. После этого в экспериментальной группе в течение часа люди слушали музыку, в контрольной - нет. В обеих группах в течение 15 минут после сообщения об операции уровень кортизола в крови поднялся на 50 %. Через час в контрольной группе показатели оставались высокими и продолжали подниматься, а у людей, слушавших музыку, показатели уровня кортизола понизились до нормы. То есть можно считать доказанным, что музыка позволяет преодолевать стресс, может использоваться в лечении больных.

Здоровым людям также давали слушать различные музыкальные произведения, после чего проводили гормональные анализы. Им предлагалась музыка трех видов:

1) легкая ритмичная музыка;

2) громкая ритмичная музыка;

3) спокойная тихая музыка.

Именно прослушивание последней снижает уровень кортизола и адреналина в крови.

Изменения в головном мозге, связанные с хронической депрессией, фиксируются в правом полушарии, лобной доли мозга. Музыка помогает изменить душевное состояние, снизить стресс. Прослушивание музыки по двадцать минут в день снижало уровень гормона стресса - кортизола - в крови у людей, страдающих хронической депрессией.

Обычно люди, выбирая какую-либо музыку, не думают о ее положительном или отрицательном влиянии, а руководствуются своим вкусом, предпочтениями. Если музыка поднимает настроение, возвращает душевный покой, ее хочется слушать снова и снова. Как долго продолжается такое воздействие той или иной мелодии? Это тоже пытаются выяснить ученые. Выбор музыки может немало сказать о внутреннем мире человека, его душевном состоянии.

Это интересно!

Восемь лет назад британскому художнику Микеле Петроне был поставлен диагноз заболевания Ходкинса - рак лимфатических узлов. «Я чувствовал, что выброшен за борт и что мой мир перевернулся с ног на голову», - вспоминает художник. Однако со временем Микеле обнаружил, что он испытывает немалое облегчение, когда рисует или рассматривает свои картины. Поэкспериментировав на знакомых, художник понял, что и в этом случае эффект получается тот же самый. С тех пор у него было три рецидива, однако художник уверен, что его картины оказывают влияние на процесс его выздоровления. «Я уверен, что живопись помогла мне. Я никогда раньше не был в подобной ситуации. Мне было очень сложно объяснить свои чувства словами. Рисование было для меня настоящей терапией», - признается Петроне. Он считает, что одна из основных проблем больных раком - это определенная эмоциональная изоляция, которую можно побороть путем искусства. Те больные, которые приходят на выставки Петроне, чувствуют, что они не одни, что есть люди, которые страдают от тех же переживаний и страхов. Это дает им силы для дальнейшей борьбы с болезнью. «Я понял, особенно смотря на других пациентов, которые находили утешение в моих картинах, насколько важно делиться своими ощущениями, - говорит Петроне. - Моя цель - поддержать тех, кто переживает подобные страхи, которые переживал я, и подвести окружающих их людей к лучшему пониманию того, что с ними происходит».

Задания для учащихся

1. Заполни таблицу, выражая свое отношение к современной музыке.

Мне нравится

Слушаю с удовольствием

Слушаю, потому что слушают все

Улучшает настроение

Настраивает на рабочий лад

 

 

 

 

 

2. Выскажи свое мнение по вопросу: Каково влияние современной музыки на здоровье человека?

Темы для размышлений

1. Искусство и здоровье.

2. Музыкальные пристрастия и подростковая субкультура.

3. Акции «Искусство против наркотиков».

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность

Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс

Классный час «Темперамент», 8 класс

Классный час «Характер», 8 класс

Классный час, 8 класс. Признание отличий между людьми

Нет комментариев. Ваш будет первым!