Цель. Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет. (
А ты хватай ее за плечи
Учи и мучай дотемна.
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Н. Заболоцкий
Итак, кто же обязан трудиться и день и ночь? Душа. А что же такое душа? Как вы понимаете это слово?
Словарь Ожегова дает нам такое определение души: душа - это внутренний мир человека, его сознание.
В стихотворении есть слова: «Держи лентяйку в черном теле». А это как вы понимаете?
Давайте рассмотрим ситуацию с найденным вами кошельком. Что вы с ним сделаете? Если вы его взяли, то что вы испытываете? Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом? (Обсуждение в парах.)
Как вы понимаете слова: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».
Еще ситуация: вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?
«Поступай, как должно, не для видимости, не потому, что кто- то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком». (Сухомлинский.)
«Совесть - вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Нужно учиться повелевать своей совестью - тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков». (Сухомлинский.)
В стихотворении Н. Заболоцкого говорится, что нашу душу нужно тащить с этапа на этап. Таким образом, как бы ни было трудно, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе.
Мы видим, что у каждого существует внутренний мир, душа человека.
Также мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочувствие, проявляем уважение друг к другу. Можно и дальше продолжить этот ряд, но мы сделаем остановку. Попробуйте найти обобщающее слово для этих понятий.
На доске: душа, совесть, сочувствие, уважение и т. д.
Итак, все это можно назвать духовностью. А сейчас в своих тетрадях попробуйте написать, что вы считаете духовностью.
Зачитать несколько ответов.
Ожегов дает такое определение духовности, давайте его запишем: «Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Всем ли это понятно? Сейчас в нашей стране основной упор делается на приобретение вещей. Часто материальные вещи преобладают над духовными. А должно быть наоборот.
Анкета интересов.
Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим внутренним миром. Сверкать и греметь тут совсем не нужно, а вот согреть и приютить подошедшего очень даже кстати.
Правда, для этого от вас потребуется хорошая душевная погода, а погода бывает разная: иногда закипающая весна, иногда шумное и теплое лето, иногда мудрая осень. И всегда ласковое и неназойливое солнышко.
А как вы понимаете душевную погоду: весну, лето, осень? Всем ли понятно, о чем мы говорим? Всегда ли ваша внутренняя погода радует тех, кто рядом с вами? А как вы думаете, почему не всегда? На всех ли у вас хватает солнышка?
А бывает наоборот, мы не чувствуем душевного состояния других; у человека горе, а мы смеемся. Нужно бережней относиться друг к другу.
Результаты анкеты говорят, что в нашей школе выделяют наиболее значимые ценности в жизни: счастливую семейную жизнь, получение высшего образования. А будущее видят интересным.
Дом вашей души чист и содержится в порядке, хотя постоянно строится и вверх, и вглубь. Завтра он уже не тот, что вчера, а каждый год меняет его внешность почти неузнаваемо, хотя основные конструкции вашего дома постоянны, и его не перепутать ни с каким другим.
Вы помните конец четвёртого четверостишия? Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.
1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)
3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)
4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)
5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих- либо достоинств. (Уважение.)
6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)
7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)
8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)
9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)
10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)
Я выдаю вам анкету, для заполнения которой вам необходимо подумать и поговорить с членами вашей семьи.
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
История каждой семьи уникальна, не похожа на историю других семей. Проведи исследование, чтобы узнать:
1. Откуда родом твои предки?
2. Кем были твои предки по профессии? Людей какой профессии было больше всего у вас в роду?
3. Существуют ли в вашей семейной истории какие-нибудь факты, о которых рассказывают каждому члену семьи?
4. Есть ли у вас какие-то особые семейные праздники, торжества?
5. Если бы ты мог совершить путешествие во времени, к кому из своих предков и в какую эпоху ты бы отправился?
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Мои отношения с родителями (подчеркнуть):
Любовь, уважение, забота.
Нахожусь в полном подчинении и зависимости.
Равноправные.
Нейтральные.
2. Какие детские обиды и радости оставили след в душе и не стерлись со временем?
3. Ваша домашняя библиотека. Какие книги вам особенно дороги?
4. Какова роль родителей в становлении вас как личности?
Определяющая.
Положительная.
Незначительная.
Отрицательная.
5. Советуются ли с вами родители при принятии серьезных решений?
6. Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?
Классный час, 8 класс. Признание отличий между людьми
Классный час «Темперамент», 8 класс
Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс
Классный час «Характер», 8 класс
Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность
Нет комментариев. Ваш будет первым!