Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Майков «Ласточка примчалась»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна»; А. Плещеев «Травка зеленеет…»; Т. Белозеров «Подснежники»

Цели: познакомить с лирическими стихотворениями А. Майкова «Ласточка примчалась...», «Весна», А. Плещеева «Травка зеленеет...»; Т. Белозерова «Подснежники»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.

Учебная задача: наблюдать, какие слова используют поэты для описания картин природы.

Оборудование: портреты и книги А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозерова; текст речевой разминки; карточки с текстом загадки, картинки с изображением весенней природы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Прочитайте загадку О. Дружковой.

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнезда сели на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое?

— Прочитайте загадку, произнося первые слова каждой строчки с вопросительной интонацией.

— Прочитайте загадку, произнося первые слова каждой строчки с утвердительной интонацией.

— Прочитайте сердито, весело.

— Прочитайте загадку выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как вы думаете, о чем шла речь в загадке? Что происходит в природе? (Наступает весна.)

— Какие весенние месяцы вы знаете?

— Кто из вас любит это время года? За что? (Ответы детей.)

— Какие произведения о весне вы прочитали?

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 66 и прочитайте Учебную задачу.

— Произнесите еще раз название раздела.

— Можно ли по такому веселому, звучному названию догадаться, какие произведения будем читать?

Верно, об апреле, но не только о нем.

— Прочитайте, кто написал первое стихотворение. (А. Майков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Майкова

(см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 44). Выразительное чтение стихотворения учителем.)

— Кому посвятил свое стихотворение поэт?

— Как вы поняли строчки «Ласточка примчалась из-за бела моря»?

— Что услышал А. Майков в пении ласточки?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте, кто автор следующего стихотворения. (А. Плещеев.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Плещеева (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 62).)

— Прочитайте стихотворение А. Плещеева.

— О ком это стихотворение? (Оно тоже про ласточку.)

— Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Самостоятельно перечитайте оба стихотворения и сравните их.

V. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Я для вас приготовила очень трудную загадку О. Дружковой. Прочитайте ее.

Юный трубач

Трубит отбой —

Апрель, апрель!

Звенит капель...

Весна пришла,

Морозу — бой!

Первый лучик солнца

На трубача прольется,

Труба запоет —

Цветком расцветет. (Первоцвет.)

— Какие первоцветы вы знаете? Как их называют?

— Прочитайте на с. 67 учебника еще одно стихотворение А. Майкова.

— С каким чувством он пишет о первом цветке? (С любовью, нежностью.)

— Как он его называет? (Голубенький, чистый.)

— Каким словом в стихотворении характеризует автор последний снежок? (Сквозистый.)

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями — цветами. Угадайте, что это за цветы.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (Подснежник.)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением о подснежниках.

(Учащиеся читают стихотворение Т. Белозерова «Подснежники», отвечают на вопрос на с. 67 учебника.)

Материал для учителя

Белозеров Тимофей Максимович (1929-1986). Родился 23 декабря 1929 г. в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью в голодные 30-е гг. Он рано лишился матери и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Болыпереченском селе Старый Карасук на воспитании у доброй женщины Марии Никитичны Терентьевой. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново. Далее судьба забросила Т. Белозерова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Жизнь его была неустроенной, он постоянно голодал. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов-речников, но и офицеров для Военно-морского флота. Выдержав конкурс (12 человек на место), Тимофей Белозеров стал курсантом технологического отделения. Училище окончил в 1952 г. и уехал на военно-морскую стажировку во Владивосток. Потом вернулся в Омск и получил направление в Барнаул на Бобровский судоремонтный завод техником-технологом по обработке металла резанием. Как вспоминал он сам, работал с охотой, нравились напористые и шумные механики, капитаны, цеховая напряженная работа.

В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо, явилась большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную училищную пору, а с ней и дальнейшее пристрастие к сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай».

Книга стихов «Карасик» с предисловием И. Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: «Стихи Тимофея Максимовича Белозерова — глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом... Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники снегурочкиными слезами».

За заслуги перед отечественной литературой Т. Белозеров был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 г. подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер Т. Белозеров 15 февраля 1986 г. и похоронен на Старо-Восточном кладбище в Омске.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Покажите учителю и друг другу.

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел?

— Стихотворения каких поэтов мы читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

Рекомендации для занятий дома

Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить иллюстрацию к нему.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. И Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Нет комментариев. Ваш будет первым!